Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Программа разработана  как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели и решение  связанных с ней задач.

Проекты и мероприятия, включенные в Программу, отбирались на основании следующих принципов: 
в отношении инвестиционных проектов: 
значение реализации проекта для Российской Федерации и Калининградской области с точки зрения укрепления межрегиональных связей и сотрудничества с государствами - членами Европейского союза, экспортного потенциала, улучшения структуры промышленности; 
величина бюджетного эффекта для федерального и областного бюджетов; 
коммерческий эффект реализации проекта, величина срока окупаемости заемных средств; 
в отношении некоммерческих мероприятий: 
острота проблемы, решаемой данным мероприятием; 
достижение социальных нормативов уровня жизни населения.

Программа реализуется  в 2002 - 2010 годах и осуществляется в два этапа.

Реализация первого  этапа Программы (2002 - 2005 годы) позволила  достигнуть следующих результатов  в экономической и социальной сферах Калининградской области: 
начата реализация группы приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью; 
создана база для реализации стратегических направлений в развитии сотрудничества с государствами - членами Европейского союза (энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры); 
сформирован инвестиционный потенциал области для ускорения экономического роста; 
отработан новый механизм финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов.

На втором этапе  реализации Программы (2006 - 2010 годы) продолжится  реализация мероприятий в инвестиционной и социальной сферах, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии экономики и реформировании социальной сферы.

Предстоит организовать информационно-аналитическое сопровождение  для контроля параметров социально-экономического развития области, обеспечить управление осуществлением Программы.

В рамках Программы  будут проведены работы в части  капитальных вложений, прочие текущие  мероприятия, обеспечено финансирование всех инвестиционных проектов, созданы  благоприятные условия для социально-экономического развития области в период после  завершения Программы.

Условием досрочного прекращения действия Программы  является несоответствие результатов  ее выполнения целевым индикаторам  эффективности.

2.3.3.Мероприятия  Программы

Основным принципом  группировки мероприятий Программы  служит их целевая направленность.

В период реализации Программы подлежат выполнению 80 инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств  внебюджетных источников, и 43 мероприятия, финансируемых за счет средств федерального бюджета, открытого акционерного общества "Газпром" и Российского открытого  акционерного общества энергетики и  электрификации "Единая энергетическая система России". В Программу включены также инвестиционные проекты, которые подпадают под действие Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части соответствия критерию минимального объема капитальных вложений). Результаты их реализации (создание новых рабочих мест, дополнительные налоговые платежи и пр.) учтены при расчете эффективности Программы.

Градостроительное развитие Калининградской области

Стратегия развития Калининградской области определяется в Территориальной комплексной  схеме градостроительного планирования развития территории Калининградской  области и ее частей (в генеральном  плане области), а также в генеральных  планах городов и других поселений.

Отдельные территории Калининградской области относятся  к зонам особого регулирования  градостроительной деятельности. В  связи с этим возникла необходимость  разработки Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей с элементами консолидированных схем.

Развитие инфраструктуры зон отдыха городов - курортов федерального значения Светлогорска и Зеленоградска  также будет основываться на генеральных  планах этих городов.

В соответствии с  Градостроительным кодексом Российской Федерации регулирование градостроительной  деятельности на этих территориях, а  также контроль за разработкой схем и проектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Мероприятия по предотвращению негативных экологических последствий реализации Программы

Активное развитие экономики Калининградской области  создает дополнительные нагрузки на экосистемы, в связи с чем планируется провести комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий техногенного воздействия.

Кроме мероприятий  по предупреждению неблагоприятных  экологических ситуаций и предотвращению наносимого окружающей среде ущерба, реализуемых на предприятиях производственной сферы Калининградской области  в рамках Программы, предполагается осуществить мероприятия, направленные на совершенствование экологической  службы Калининградской области  и улучшение экологической ситуации.

Мероприятия будут  проводиться по следующим направлениям: 
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; 
увеличение степени очистки сточных вод, достижение норм предельно допустимого сброса в водоемы; 
снижение количества отходов и увеличение степени их переработки и утилизации; 
снижение объемов использования свежей воды на производственные нужды; 
разработка и внедрение принципов международной стандартизации при решении вопросов экологического управления, включающего в себя внедрение экологического аудита, экологической сертификации и стандартизации продукции.

Необходимо отметить, что помимо мероприятий, непосредственно  касающихся улучшения экологической  ситуации, на решение задачи по недопущению  ее ухудшения направлены и другие мероприятия Программы, поскольку содержат специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенного воздействия в связи с развитием промышленности в пределах допустимого.

2.3.4.Ресурсное  обеспечение Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет (в ценах соответствующих лет) 31083,22 млн. рублей, в том числе: 
средства федерального бюджета - 12552,54 млн. рублей (40,38 процента общего объема финансирования); 
средства консолидированного бюджета Калининградской области - 3635,71 млн. рублей (11,7 процента общего объема финансирования); 
средства внебюджетных источников - 14894,97 млн. рублей (47,92 процента общего объема финансирования).

Объемы финансирования мероприятий Программы приводятся на основании проектной документации, разработанной в соответствии с  нормативными документами. Проектная  документация прошла экспертизу на соответствие поставленным целям и задачам, требованиям  по эффективности, обеспеченности ресурсами, обоснованности объемов финансирования и выбора источников финансирования.

Необходимо отметить, что в редакции Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866, часть  средств федерального бюджета на ее реализацию выделялась из Федерального фонда регионального развития и  в соответствии с федеральным  бюджетом на соответствующий год  проходила как текущие расходы, несмотря на то что шла на капитальные вложения. Например, как текущие расходы классифицировались расходы на строительство автодорог Калининград - Долгоруково и "Южный обход г. Калининграда (2-я очередь) на участке от автодороги Калининград – Долгоруково до ул.Емельянова", строительство жилья для военнослужащих, уволенных в запас или отставку, ввод в эксплуатацию первой и второй очереди объединенных очистных сооружений с канализационными объектами и сетями и многие другие. В связи с изменением порядка финансирования федеральных целевых программ при корректировке Программы все средства федерального бюджета, ранее запланированные как средства Федерального фонда регионального развития, отнесены к капитальным вложениям.

  Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ

3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года

Механизм реализации Программы

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных  заказчиков в ходе реализации Программы, ее нормативное, правовое и методическое обеспечение. Механизм управления Программой включает в себя взаимодействие федеральных и региональных программ, реализуемых на территории Калининградской области.

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет подготовку предложений по объемам  и условиям предоставления субъекту Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Калининградской  области.

Государственный заказчик - координатор Программы совместно  с Федеральной службой государственной  статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  доклады о ходе выполнения Программы.

Государственный заказчик - координатор Программы на основе ежегодных докладов государственных  заказчиков Программы подготавливает и представляет до 1 февраля в  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  по установленной форме отчет  о ходе выполнения Программы, достигнутых  результатах и эффективности  использования финансовых средств.

Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые  показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы  и состав исполнителей, а также  при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения  о корректировке Программы либо о прекращении ее выполнения. По завершении Программы государственный  заказчик - координатор Программы  подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности  использования средств за весь период ее реализации и представляет его  в Правительство Российской Федерации  и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Управление реализацией  Программы осуществляется государственным  заказчиком - координатором Программы  и государственными заказчиками  в рамках их компетенции.

Государственные заказчики  Программы заключают с правительством Калининградской области соглашения и (или) договоры о софинансировании Программы за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Калининградской области и средств внебюджетных источников.

Исполнители мероприятий  Программы определяются заказчиками-застройщиками  на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств  консолидированного бюджета Калининградской  области учитываются при формировании проекта бюджета Калининградской  области на очередной финансовый год и бюджетных проектировок на среднесрочный период.

Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств внебюджетных источников (Российское открытое акционерное  общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система  России", открытое акционерное общество "Газпром"), могут быть включены в инвестиционные программы указанных  акционерных обществ с учетом проводимой ими инвестиционной политики при условии согласования топливно-энергетического баланса Калининградской области (объемы и сроки финансирования подлежат уточнению).

Государственный заказчик - координатор Программы совместно  с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  осуществляет анализ решений, принимаемых  указанными акционерными обществами по данным вопросам.

Средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, включаются в проекты федеральной  адресной инвестиционной программы  на очередной финансовый год и  среднесрочную перспективу.

Средства федерального бюджета будут выделяться консолидированному бюджету Калининградской области  в порядке межбюджетных отношений  при условии софинансирования строек и объектов.

Финансирование  строительства (реконструкции) объектов, находящихся в собственности  Калининградской области или  в муниципальной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета при условии софинансирования в порядке межбюджетных отношений за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области и бюджетов муниципальных образований. При этом ответственность за финансовое обеспечение строительства (реконструкции) объектов, включенных в Программу и находящихся в собственности Калининградской области или в муниципальной собственности, несет правительство Калининградской области.

Механизм и условия  финансирования мероприятий Программы  устанавливаются в соглашениях  между государственными заказчиками, органами исполнительной власти Калининградской  области, органами местного самоуправления и частными инвесторами.

При формировании и использовании утвержденных лимитов  бюджетных обязательств Российской Федерации государственные заказчики  учитывают фактические объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств  консолидированного бюджета Калининградской  области и средств внебюджетных источников.

Информация о работе Прогонозирование социального развития