Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Минерально-сырьевая база Курильских островов представлена месторождениями золота, серебра, ильменитных песков, самородной серы, торфа и разнообразных строительных материалов.

Стратегический  интерес для Российской Федерации  представляет наличие на Курильских островах запасов рения.

В 2003 году на шельфе островов в зоне Среднего Курильского  прогиба были проведены сейсморазведочные  работы, подтвердившие их высокую нефтегазоносность. В ближайшее время планируется проведение нефтегазопоисковых работ в северной и южной частях Курильских островов.

Наряду с разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами  Курильские острова обладают уникальными  по химическому и температурному составу минеральными и геотермальными водными источниками, пригодными для  коммерческого использования.

Несмотря на значительный ресурсный потенциал островов и  в первую очередь обеспеченность водными биологическими ресурсами, в последние годы произошло снижение рентабельности функционирования рыбопромышленного  комплекса (доля убыточных предприятий  отрасли в 2004 году составила от 50 до 83,3 процента). Произошло сокращение товарных запасов ценных пород водных биологических ресурсов (краба, морского гребешка, трепанга, морского ежа и  других видов) на 37 процентов, не уменьшаются  масштабы браконьерства. Учитывая, что  в структуре доходов бюджетов муниципальных образований налоговые  доходы рыбной промышленности составляют от 23,3 до 69,73 процента (по Курильскому  району), наблюдается снижение реальных доходов всех категорий населения, приводящее к уменьшению численности  жителей, постоянно проживающих  на Курильских островах. Такая ситуация угрожает реализации геостратегических интересов Российской Федерации.

В этой связи Правительством Российской Федерации было принято  решение о разработке федеральной  целевой программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов (Сахалинская  область) на 2007 - 2015 годы" (далее - Программа). Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. № 2189-р.

Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Необходимый уровень  координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития Курильских островов может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода в силу следующих факторов.

Федеральная поддержка  социально-экономического развития Курильских островов осуществлялась в рамках федеральной  целевой программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов Сахалинской  области (1994 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 872.

Указанная программа  охватывала все отраслевые направления  развития экономики. В ее состав входило  девять подпрограмм развития производственной и социальной инфраструктуры, региональной строительной базы, рыбохозяйственного и биофармацевтического комплексов, агропромышленного производства, оздоровительного и лечебного туризма, охраны природы и экологической безопасности Курильских островов, развития внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества, это предполагало финансирование и реализацию 153 мероприятий программы.

Реализация этих мероприятий обеспечила: 
прирост объема поставок товарной пищевой рыбопродукции в 4,6 раза к уровню 1996 года; 
увеличение числа рабочих мест более чем на 2500; 
повышение уровня благосостояния населения (среднемесячная заработная плата в 2005 году превысила на 7,3 процента средний уровень заработной платы по Сахалинской области).

В рамках реализации мероприятий программы в энергетическом комплексе введены в эксплуатацию: 
на острове Парамушир - малая ГЭС на реке Матросской (три турбины суммарной мощностью 1,7 МВт); 
на острове Кунашир - Менделеевский энергетический комплекс (ГеоТЭС "Менделеевская") мощностью 1,8 МВт.

В транспортном комплексе  осуществлено строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Менделеево длиной 2,04 километра, установлено светосигнальное  оборудование и оборудование на объектах энергообеспечения.

На территории Курильских островов построены 24,6 километра автомобильных  дорог общего пользования со щебеночным покрытием и 14 мостов.

В сфере связи  за счет средств федерального бюджета  была построена и введена в  эксплуатацию кабельная линия между  поселками Южно-Курильск - Менделеево - Головнино (остров Кунашир). За счет средств бюджета Сахалинской области и средств внебюджетных источников была проведена замена автоматизированной телефонной станции в пос. Южно-Курильск и проложена кабельная линия связи пос. Крабозаводское - пос. Малокурильское, а также переведены в новые помещения отделения связи в поселках Малокурильское и Крабозаводское (остров Шикотан).

В социальной сфере  за счет средств федерального бюджета  в 3 районах построены жилые дома общей площадью свыше 8 тыс. кв. метров, школа на 350 мест в г. Курильске (остров Итуруп), поликлиника на 150 посещений  в смену в г. Северо-Курильске (остров Парамушир).

В рыбохозяйственном комплексе введены в действие рыбоперерабатывающие мощности общим объемом более 1 тыс. тонн морепродуктов в сутки, построено 2 холодильника мощностью 1 тыс. тонн единовременного хранения в сутки, реконструирован Рейдовый рыбоводный завод мощностью 70 млн. штук молоди в год.

Тем не менее (в  связи с отклонением объемов  финансирования от плановых показателей) в рамках федеральной целевой  программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов Сахалинской  области (1994 - 2005 годы)" не были решены основные проблемы Курильских островов, связанные с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры региона.

Частичное выполнение инвестиционных проектов не позволило  обеспечить комплексное социально-экономическое  развитие Курильских островов, сформировать сбалансированную экономику, снять  социальную напряженность.

Из 153 запланированных  мероприятий федеральной целевой  программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов Сахалинской  области (1994 - 2005 годы)" реализованы  лишь 40. При этом для введения в  эксплуатацию 11 объектов незавершенного строительства (по состоянию на 1 января 2006 г.) необходимо 3,4 млрд. рублей.

Таким образом, некоторые  задачи федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" остались невыполненными, в частности: 
не обеспечена самодостаточность энергетической системы островов; 
не достигнут планируемый уровень транспортной доступности региона; 
не созданы полноценные современные телекоммуникационные системы; 
не достигнут рост объемов производства по приоритетным отраслям экономики (удалось достичь лишь 20 процентов запланированного роста); 
не удалось в связи с низкими темпами развития промышленности обеспечить бюджетную самодостаточность муниципальных образований Курильских островов; 
не улучшилось обеспечение местного населения жильем при резком ухудшении качества жилищного фонда (по отдельным муниципальным образованиям обеспеченность населения жильем составляет менее 11 кв. метров общей площади на одного жителя); 
теплоснабжение населения производится только за счет эксплуатации изношенного котельного оборудования, рассчитанного на сжигание угля, стоимость которого из-за высоких транспортных и портовых издержек превышает фактически в 2 раза стоимость энергоресурсов для северного завоза в Охинский район Сахалинской области; 
не завершены работы по модернизации системы водоснабжения населенных пунктов; 
не удалось удовлетворить потребность в ученических местах и повысить качество услуг в сфере здравоохранения из-за высокого износа зданий и сооружений социальной сферы (школ, больниц) и наличия объектов незавершенного строительства; 
обеспечение услугами дошкольных учреждений составляет менее 50 процентов прогнозируемого роста потребности в них (в связи с увеличением рождаемости).

В целях обеспечения  преемственности и эффективного использования материально-технической  базы, созданной в рамках федеральной  целевой программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов Сахалинской  области (1994 - 2005 годы)", объекты незавершенного строительства в приоритетных отраслях (рыбопромышленном, транспортном комплексе  и социальной сфере) будут финансироваться  в рамках Программы. В отношении остальных объектов незавершенного строительства должны быть проведены работы по их перепрофилированию для нужд муниципальных образований за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области.

Задача социально-экономического развития Курильских островов требует  увязки методов и механизмов решения  проблем внутреннего характера (сбалансированного  социально-экономического развития территории) с задачами обеспечения геостратегических (внешнеполитических) интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российской Федерации  необходимо в полном объеме использовать конкурентные преимущества этого региона - его водные биологические ресурсы  и близость к наиболее динамично  развивающемуся региону мира для  расширения международного экономического сотрудничества, вовлекая государства  Восточной Азии в осуществление  совместных проектов на рыночных принципах.

Таким образом, для  того чтобы решить сложные и специфические  проблемы, стоящие перед регионом, а также способствовать устойчивому  развитию стратегически важной приграничной территории, обеспечив экономическое  закрепление Российской Федерации  в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо федеральным органам  государственной власти, органам  государственной власти Сахалинской  области, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу совместно осуществить комплекс инвестиционных и организационно-правовых мероприятий.

Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Учитывая состояние  бюджета Сахалинской области  и местных бюджетов (дотационность консолидированного бюджета Сахалинской области из федерального бюджета составляет 20 процентов, консолидированный дефицит местных бюджетов - 34,5 млн. рублей (или 12 процентов), решение всего спектра проблем социально-экономического развития Курильских островов невозможно осуществить только за счет внутренних ресурсов региона (для обеспечения финансирования предусмотренных Программой мероприятий требуется ежегодный рост доходной части бюджета Сахалинской области более чем на 20 процентов).

При отсутствии активного  участия государства в формировании эффективной производственной и  социальной инфраструктуры неразвитых или монопроизводственных регионов происходит упрощение структуры их экономики, проявляющееся в развитии экспортно ориентированных отраслей промышленности, производящих продукцию с низкой добавленной стоимостью, и в уменьшении доходов предприятий от экспорта.

Эффективность использования  одной условной тонны биологических  ресурсов в России в 2 раза ниже, чем  в США и Норвегии, и более  чем в 6 раз ниже, чем в Японии. Доходы российских компаний от экспорта водных биологических ресурсов в 2,6 раза меньше, чем доходы китайских  компаний, при одинаковом объеме их экспорта.

В отношении Курильских островов можно прогнозировать развитие рыбодобывающей отрасли при одновременном  снижении степени переработки сырья  и уменьшении доходов предприятий  отрасли.

Сохранение тенденции  к росту тарифов на электро- и теплоэнергию для населения и предприятий приведет к ухудшению социальной обстановки (доля семейного бюджета курильчан, затрачиваемая на оплату коммунальных услуг, выше среднероссийского уровня) и снижению конкурентоспособности промышленного комплекса Курильских островов (превышение стоимости 1 кВт.ч энергии, используемой для промышленных целей, по сравнению с островом Сахалин в Северо-Курильском районе составляет 4,7 раза, в Курильском районе - 2,05 раза, в Южно-Курильском районе - 4,4 раза).

Ситуация усугубляется высокими транспортными издержками по доставке в регион сырья и энергоресурсов и необходимостью создания их запасов. В сложившейся ситуации доля энергетических затрат в себестоимости продукции  рыбопереработки на Курильских островах составляет до 20 процентов, в то время как в Приморском крае - не более 5 процентов.

Прогнозируемая  ситуация предполагает негативную динамику возрастной структуры населения. Наблюдается  отток экономически активного населения, не занятого в рыбодобывающей отрасли  Курильских островов, на фоне общего процесса старения населения и, как следствие, увеличение социальной нагрузки на бюджетную  систему.

Отсутствие проработанного комплекса мероприятий, направленных на перспективное развитие Курильских островов, а также несовершенство социальной инфраструктуры муниципальных  образований приведут к замедлению положительных демографических  процессов, наметившихся в период реализации II этапа (2001 - 2005 годы) федеральной целевой  программы "Социально-экономическое  развитие Курильских островов Сахалинской  области (1994 - 2005 годы)", снижению трудового  потенциала региона и дефициту рабочей  силы на островах.

Основными недостатками развития Курильских островов без использования  программно-целевого метода являются: 
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона в долгосрочном периоде; 
отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Сахалинской области; 
недостаточная прозрачность основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения заявленных целей.

Информация о работе Прогонозирование социального развития