Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций

Описание

Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

6.Лекционный комплекс Бизнес планирование.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)
    1. Формирование стратегии развития предприятия
    2. Формулировка целей бизнеса
 

1. Формирование стратегии развития предприятия

     Процесс формирования стратегии включает три этапа:

  1. формирование общей стратегии предприятия (портфельной)
  2. формирование деловой (конкурентной) стратегии
  3. определение функциональных стратегии

       Общая (портфельная) стратегия фирмы формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Выбор общей стратегии фирмы в бизнес – плане осуществляется с помощью инструментария и моделей стратегического анализа.

  Доходы  от продажи товара (услуги), а также  особенности процесса его реализации  на рынке во многом определяется тем, на какой стадии жизненного цикла находится данный товар (услуга).

     Общая стратегия фирмы определяется на основе анализа сочетания стратегии СЕБ (стратегическими единицами бизнеса). Критерии выбора – наиболее рентабельные условия роста предприятия.

     Важной темой современного казахстанского хозяйствование является разработка стратегии выживания. Стратегия выживания отечественных предприятии – это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационной), рыночный, финансовый, производственный, кадровые компоненты.

     Финансовая стратегия. Жесткие финансовые ограничения становятся определяющими при принятии основных финансовых решений.

     Производственная стратегия  нацелена в первую очередь на поддержание технического уровня производства.

     Кадровая стратегия предполагает сохранение ядра трудового коллектива. 

2. Формулировка целей бизнеса

      В бизнес – плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.

      Миссия – это руководящая философия бизнеса, придающая фирме смысл ее существование, т. е это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

     Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.

     Выделяют 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:

  1. положение на рынке,
  2. инновации,
  3. производительности,
  4. ресурсы,
  5. доходность (прибыльность),
  6. управленческие аспекты,
  7. персонал: включение трудовых функций и отношение к работе,
  8. социальная ответственность.

     Основные цели предприятия, подцели, показатели, иерархия целей.

  1. Завоевание рынка – доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват

    новых рынков.

  1. Рентабельность – прибыль, рентабельность оборота, рентабельность общего капитала.
  2. Финансовая устойчивость – кредитоспособность, ликвидность, уровень

    самофинансирования, структура капитала.

  1. Социальные цели – удовлетворенность работой, уровень дохода и

    социальной  защиты, социальная интеграция, развитие личности.

  1. Престиж позиция на рынке – независимость, имидж отношение к

    политическому климату, общественное признание.   

Тема 6. Виды товаров (услуг) и рынки сбыта товаров. 

    1. Характеристика  услуг и продукции
    2. Направления комплексного исследования рынка
    3. Методология исследования
 

1. Характеристика услуг  и продукции

      В разделе бизнес – план «Характеристика услуг и продукции» представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведении:

1) Потребности,  удовлетворяемые товаром. Основное  назначение товара – удовлетворение  потребности клиента фирмы. 

2) Показатели  качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации  и ремонта, прочие достоинства.

3) Экономические  показатели. Приводятся цена потребление,  т.е затраты на приобретение  и эксплуатацию товара, стоимость,  прибыль.

4) Внешние  оформления. Соответствие современному  дизайну, форма изделия его  функциям. Необходимо дать четкое  представление о товарном виде изделия.

5) Сравнение  с другими аналогичными товарами. Четко формируется отличие нового  или существующего товара от  товара конкурентов. Необходимо  указать, чем предполагается привлечь  покупателя.

6) Патентная  защищенность. Разработчики бизнес – плана должны позаботиться о защите авторских прав, торговых знаков, секретов производства. Все новые изделия, идеи, технологии должны  быть запатентованы или защищены торговыми знаками в бизнес – плане.

7) Показатели  экспорта и его возможности. Если продукция поставляется на внешний рынок, следует привести основные показатели, характеризующие экспорт: страна, объем продаж, валютная выручка.

8) Основные  направления совершенствование  продукции приводятся основные  цели, направление и возможности  модернизации продукции целью большего удовлетворения запасов потребителей.

9) Возможные  ключевые факторы успеха, например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появление  продукта (услуги) на рынке и т.д. 

2. Направления комплексного  исследования рынка

       В бизнес – плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:   

  1. определение типа рынка,
  2. определение рыночной структуры,
  3. оценка конъюнктуры рынка,
  4. отбор целевых сегментов,
  5. позиционирование рынка,
  6. прогноз объема продаж.

1) При  исследовании рынка необходимо, в первую очередь, определить  тип рынка по каждому товару  или услуге. При определение типа  рынка следует дать его характеристику, т.е. указать стадию развития  рынка (тенденцию роста или  спада), исторические и экономические причины существование рынка, территориальные размещения рынка, ограничения рынка (экономические, правовые и другие) и т.д.

2) При  анализе рынка сбыта изучается  его структура, т.е. проводится  операция сегментирования рынка  – разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требование к товару и мотивы его приобретения. Успех предприятия в конкурентной борьбе за рынок зависит насколько обосновано выбран сегмент рынка.

3) Цель  любого рыночного исследования  состоит в оценке существующей  на рынке конъюнктуры и в  разработке прогноза развития  рынка.

4) На  основе данных оценки конъюнктуры  рынка осуществляется отбор наиболее  выгодных для предприятия сегментов. 

5) В  бизнес – плане описываются действие по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте, т.е. по осуществлению позиционирования рынка.  

6) Основываясь  на оценке преимуществ производимых  предприятием товаров (услуг), определяются возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.  

3. Методология исследования  рынка

      Исследование рынка – это систематический и методологический, текущий или случайный поиск рынка или эффективного поведения на нем. В зависимости от целей бизнес – планирования исследование может быть количественным или качественным.

     Цель количественного исследование состоит в том, чтобы установить численные значения оценки рынка, его основных характеристик.

      Цель качественного исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определенного поведения на рынке.

Процесс исследования рынка начинается с  определения его типа по каждому  товару или услуге. При этом в  процессе бизнес – планирования можно  опираться на следующие подходы  к классификации рынков:

1) по  сфере общественного производства;

2) по  характеру конечного использования;

3) по  сроку использования;

4) по  территориальному охвату;

5) по  соотношению продавцов и покупателей;

6)по  объему реализации.

Далее определяем сегментацию рынка.

     Сегментация рынка представляет собой процесс разделения, расчленения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и комплексы маркетинга.

      Отбор целевых рынков осуществляют посредством учета критериев сегментации. Критерии сегментации – это показатель того, насколько верно фирма выбрала тот или иной целевой рынок для деятельности. 

 

Тема 7. Конкуренция на рынках сбыта 

    1. Анализ  сильных и слабых сторон конкурентов  и предприятия
    2. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг
    3. Оценка конкурентоспособности предприятия
    4. Конкурентное преимущество предприятия
 

1. Анализ сильных  и слабых сторон  конкурентов предприятия  и конкурентов

       Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных анализа, полученные при подготовке раздела бизнес плана «Описание предприятия и отрасли». Анализ преимуществ и слабых сторон рассматривается с позиции конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.

        При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, показателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, то есть отражает уровень конкурентоспособности продукции предприятия.

        Основные критерии, которые должны учитываться и по которым может осуществляться оценка слабых и сильных сторон следующие:

  1. Монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг.
  2. Высокий уровень качества.
  3. Более низкие цены.
  4. Возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара.  
  5. Гибкость при выполнение специальных пожелании клиентов.
  6. Широта продуктовой линии.
  7. Скорость поставки товара, выполнение заказа.
  8. Надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки.
  9. Квалификация сотрудников, работающих по прямым контактом с

    покупателями.

  1. Возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами.

        Наряду с приведенными критериями в каждом предприятий должно самостоятельно разрабатывать анкету в которой необходимо отражать критерии, наиболее важные с точки зрения покупателей, формирующих спрос на товар предприятия. Каждый критерии должен получить оценку от (наиболее слабые позиции по данному направлению) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемого предприятия, так и для основных конкурентов.  

Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»