Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций

Описание

Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

6.Лекционный комплекс Бизнес планирование.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

3. Структура и последовательность  разработки бизнес  – плана

     В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т.п. Наибольше различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес – планов в зависимости от назначения, по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

       В рамках одной организации может разрабатываться и общей стратегический бизнес – план, включающей весь комплекс целей, и отдельные бизнес – планы по приведенной выше типологии.

      На предприятии разрабатываются 2 варианта бизнес – плана: официальный и рабочий бизнес – план. Бизнес – план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состояния отрасли, новых технологиях. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес – плана, потому целесообразно имеет 2 вида одного бизнес – плана – официальный и рабочий бизнес – план. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес – плана.

      Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структура бизнес – планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизмененным.

      Можно предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес – плана предприятия:

1. концепция  бизнеса (резюме)

2. описание  предприятия и отрасли

3. характеристика  услуг и продукции

4. исследование  и анализ рынка сбыта

5. конкуренция  и конкурентное преимущество

6. план  маркетинга

7. план  производства

8. организационный  план

9. финансовый  план

10. потенциальные  риски

Структура бизнес – плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.

   

Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования 

  1. Основные  стадии процесса бизнес - планирования
  2. Компьютерные технологии разработки бизнес-плана
 
  1. Основные  стадия бизнес –  планирования.

       Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационными анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес - плана), продвижением бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес – плана, контролем за его выполнением.

     Можно выделить следующие основные стадии:

  1. подготовленная стадия,
  2. стадия разработки бизнес – плана,
  3. стадия продвижения бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности,
  4. стадия реализации бизнес – плана.

      Подготовленная стадия включает:

- принятие  решения о разработки проекта,

- принятие  решения о разработке бизнес  – плана,

- разработка  системы финансового обеспечения  подготовки бизнес – плана  и 

  открытие  финансирования,

- создания  группы разработки бизнес – плана.

Ключевым  моментом подготовительной стадии бизнес – планирования является формирования перспективной бизнес – идеи. Убедившись в перспективности бизнес – идей, приступают непосредственно к разработке бизнес – проекта и принимают решение о подготовке бизнес – плана. Формируется группа разработчиков бизнес – плана, определяется система финансового обеспечения бизнес – плана открывается финансирование его полготовки.

     Начальном этапом стадии продвижения бизнес – плана является организация и проведение презентация бизнес – плана.

Презентация бизнес – плана – это краткое  изложение основных положении бизнес – плана на переговорах с инвесторами  и потенциальными партнерами.

Перечень  освещаемых вопросов зависит от объема бизнес – плана. Для повышения эффективности презентации копию бизнес – плана потенциальным инвесторам и партнером следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. По результатом переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес – план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес – плана. Внешними инвесторами аудит проводится по определенной схеме. Завершается аудит бизнес – плана принятием или отключением решения об его инвестирование.

      Этап реализации бизнес – плана охватывает период от принятия решение об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

     Реализовать бизнес- план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес –плана в реальную производственную стадию.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему  действии различные стадии реализации бизнес – плана. 

2. Компьютерные технологии разработки бизнес – плана

      В процессе составления бизнес – плана достаточно широко применяется экономика – математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким образом, представление возможных будущих стратегии может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие моделирование в финансов идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники представляют специалистам широкие возможности в создании все более эффективных финансовых моделей.

      Работы по бизнес – планированию – это очень трудоемкий и достаточный длительный процесс. Повысить качество бизнес – планов и снизить трудоемкость их разработки призваны компьютерные программные продукты подготовки бизнес – планов.

     В настоящее время существует широкий спектр специализированных  программных продуктов подготовки бизнес – планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: COMFAD и PRORSPIN, созданные ЮНИДО (организация объединенных наций по промышленному развитья). Они являются лицензированными и международнопризнанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают – особенности налогового законодательства, высокого уровня инфляции, задержек платежей и другие, что затрудняет их практическое использование.

В практике бизнес – планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета 
 

Тема 4. Методика подготовки бизнес – плана 

  1. Концепция бизнеса (резюме)
  2. Структура и содержание раздел
 

1. Концепция бизнес (резюме).

      Титульный лист бизнес – плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес – плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе помещается меморандум о конфиденциальности. В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес – плана (0,5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес – план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано. Во введение указывается задача составления бизнес – плана в круг лиц, которым он адресован.

      Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставят перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющее. Она является предельно сокращенной версией самого бизнес – плана.

      Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия. Объем не должен превышать 3-4 страниц. Дата создания и расширения, организационно – правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители. Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние. Описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству.

      Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя, оказание государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.  

2. Структура и содержание раздела

       В содержании раздела «Описание предприятия и отрасли» следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связанны с предстоящим или существующим бизнесом.

Основные  сведения о предприятия включают:

- полное  и сокращенное наименования предприятия,  дата, место регистрации,

  номер  регистрационного удостоверения,  юридический и почтовый адреса 

  предприятия,  банковские реквизиты.

- организационно  – правовая форма,

- размер  уставного капитала, виды, количество, номинальная стоимость

  выпущенных  акций,

- учредители  предприятия с указанием их  доли в уставном капитале,

- принадлежность  предприятия к различного рода  объединениям, членство на 

  биржах,

- наличие  филиалов, представительств,

- юридические  лица, в которых предприятия владеет  более 5 % собственности,

      В бизнес – плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределения). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

      Особое место в бизнес – плане отводиться характеристике отрасли. При этом указывается специфики отрасли, современное состояние и перспективы его развитие, технологическая изменчивость, капиталоемкость, ресурсы емкости, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

      При описании в бизнес – плане факторов влияющих на деятельность предприятия, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

- экономические  (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы,

  покупательская  способность населения, величина  процентной ставки за

  кредит),

- политические (нестабильность в регионах, где  находятся источники сырья или

  рынки  сбыта, законодательная нестабильность),

- демографические  (рождаемость, старение населения,  миграция, беженцы),

- природные  (дефицит некоторых видов сырья),

- научно-технические,

- культурные  и мировоззренческие. 

Тема  5. Описание предприятия  и отрасли

Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»