Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций

Описание

Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

6.Лекционный комплекс Бизнес планирование.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)
 

Западно-Казахстанский  инженерно-гуманитарный университет  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекционный  комплекс по дисциплине

«Бизнес планирование» 
 
 

    для студентов _4;3 __ курсов

    специальностей_Учет и аудит; Менеджм ент

    форма обучения очная; заочная____

    на __7;3__ семестры 2011-2012 учебного года 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Уральск – 2011 г. 
 

Наименование  дисциплины  Бизнес планирование 

Тезисы лекций 
 

Тема  1. Сущность, цель и задачи бизнес – планирования 

1. Роль и значение  бизнес – планирования

2. Отличие бизнес  – планирования от других плановых документов

3. Цели, задачи и  функции бизнес  – планирования 

1. Роль и значение бизнес – планирования

       Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.

      Таким образом бизнес – план – это критическая – стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Бизнес – план вошел в практику казахстанского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления).

       Планирование – это определение цели развитие управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Таким образом, бизнес – план – объективная  оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в тоже время – необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Бизнес – план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектное. 

2. Отличие бизнес  – планирования  от других плановых  документов

        Бизнес – план имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес – план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес – плане основное внимание сосредоточено на маркетинговое и финансово – экономических аспектах проблемы достижения успеха. В тоже время как научно – технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

      Более близок к бизнес – плану технико – экономическое обоснование. Главным отличием технико – экономическое обоснование от бизнес – плана является то, что технико – экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Отличие от бизнес – плана от технико – экономическое обоснование состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибким сочетанием производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения. Следовательно, можно говорить о более узком, специфичном характере технико – экономические обоснование по сравнение бизнес – планом. Бизнес – план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет технико – экономические обоснование из сферы плановой деятельности бизнеса.

       Бизнес – план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес – планом и стратегическим планом существует ряд различий. 

3. Цели, задачи и  функции бизнес  – планирования

       Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

      Главная цель бизнес – плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели бизнес – плана могут быть различными, например:

- получение  кредитов или привлечение инвестиций

- определение  степени реальности достижение  намеченных результатов

- доказательство  целесообразности реорганизации  работы уже

  существующей  фирмы или создания новой

- убеждение  сотрудников компании в возможности  достижения качественных или  количественных показателей, намеченных  в проекте, и другие. Следует  подчеркнуть, что настоящее время  первоочередной целью бизнес  – планирования является привлечение  для участья в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

       В современной практике бизнес – план выполняет пять функций.

      Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

       Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

       Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных казахстанских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой–либо значительный проект.

      Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

        Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес – плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.  

Тема 2. Назначение и содержание бизнес – плана                                             

                                   

  1. Назначение бизнес-план
  2. Участники процесса бизнес - планирования
  3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана

       

  1. Назначение бизнес – плана.                                                                                       

       Бизнес – план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

      1) Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени.

      2) Бизнес – план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

      3) Бизнес – план используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощном инструментом финансирование бизнеса.

      4) Важно рассматривать бизнес – план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, дающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и другим.

      5) Бизнес – план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.

      6) Бизнес – план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

      7) Бизнес – план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.

      Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что бизнес – планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. 

  2.Участники процесса бизнес – планирования                                                          

       Существует два основных подхода к разработке бизнес – плана.

       Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес – план, а методические рекомендации получают у специалистов в частности у возможных инвесторов. Кроме авторов концепции, заложенных в бизнес – план, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес – плана составляют экономисты, статистики, системщики.

       При втором подходе инициаторы бизнес – плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

        Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируется и прогнозируется в бизнес – плане.

       При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес – плана, может включать:

1) материалы  и документы юридического и  организационно – рекомендательного  плана

2) решения  и распоряжения правительства РК и региона

3) имеющиеся  научно – исследовательские и  проектные данные, отражающие

    концепцию проекта

4) протоколы  о намерениях, определяющие позиции  и интересы сторон

5) материалы  совещаний

6) положения  конкурсных комиссий, отражающие соображения социального

    и экологического характера и  подлежащие учету при разработке  и

    реализации проекта и других

        Разработчиками бизнес – плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, включаясь в работу по подготовки бизнес – плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.

      В соответствии с заключенным соглашением (договором, контролером) на составление бизнес – плана разработчик может принимать участие:

- в практической  реализации программы бизнес  – плана

- в рассмотрении его на конкурсной основе

- в подготовке  заявки

      С целью объективной оценки подготовленного бизнес – плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией. 

Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»