Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:59, курс лекций
Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.
Западно-Казахстанский  
инженерно-гуманитарный университет  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лекционный комплекс по дисциплине
«Бизнес 
планирование» 
 
 
для студентов _4;3 __ курсов
специальностей_Учет и аудит; Менеджм ент
форма обучения очная; заочная____
на __7;3__ семестры 
2011-2012 учебного года 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уральск 
– 2011 г. 
 
Наименование 
дисциплины  Бизнес 
 планирование 
Тезисы лекций 
 
Тема 
1. Сущность, цель и задачи 
бизнес – планирования 
1. Роль и значение бизнес – планирования
2. Отличие бизнес – планирования от других плановых документов
3. 
Цели, задачи и 
функции бизнес 
– планирования 
1. Роль и значение бизнес – планирования
Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.
Таким образом бизнес – план – это критическая – стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Бизнес – план вошел в практику казахстанского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления).
Планирование – это определение цели развитие управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Таким 
образом, бизнес – план – объективная 
оценка собственной предпринимательской 
деятельности предприятия, фирмы и в тоже 
время – необходимый инструмент проектно 
– инвестиционных решений в соответствии 
с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. 
Бизнес – план – одновременно поисковая, 
научно – исследовательская и проектное. 
2. Отличие бизнес – планирования от других плановых документов
Бизнес – план имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес – план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес – плане основное внимание сосредоточено на маркетинговое и финансово – экономических аспектах проблемы достижения успеха. В тоже время как научно – технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Более близок к бизнес – плану технико – экономическое обоснование. Главным отличием технико – экономическое обоснование от бизнес – плана является то, что технико – экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Отличие от бизнес – плана от технико – экономическое обоснование состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибким сочетанием производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения. Следовательно, можно говорить о более узком, специфичном характере технико – экономические обоснование по сравнение бизнес – планом. Бизнес – план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет технико – экономические обоснование из сферы плановой деятельности бизнеса.
       
Бизнес – план является одним из ключевых 
элементов стратегического планирования. 
Как и стратегический план организации, 
охватывает достаточно длительный период, 
обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между 
бизнес – планом и стратегическим планом 
существует ряд различий. 
3. Цели, задачи и функции бизнес – планирования
Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес – плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели бизнес – плана могут быть различными, например:
- получение 
кредитов или привлечение 
- определение степени реальности достижение намеченных результатов
- доказательство 
целесообразности 
существующей фирмы или создания новой
- убеждение 
сотрудников компании в 
В современной практике бизнес – план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных казахстанских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой–либо значительный проект.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
        
Пятая функция позволяет путем вовлечения 
всех сотрудников в процесс составления 
бизнес – плана улучшить информированность 
всех сотрудников о предстоящих действиях, 
скоординировать их усилия, распределить 
обязанности, создать мотивацию достижения 
цели.  
Тема 
2. Назначение и содержание 
бизнес – плана                               
                              
Бизнес – план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
1) Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени.
2) Бизнес – план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
3) Бизнес – план используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощном инструментом финансирование бизнеса.
4) Важно рассматривать бизнес – план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, дающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и другим.
5) Бизнес – план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
6) Бизнес – план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
7) Бизнес – план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.
      
Исходя из выше изложенного, можно утверждать, 
что бизнес – планирование – творческий 
процесс, требующий профессионализма 
и искусства. 
 
2.Участники процесса 
бизнес – планирования                  
Существует два основных подхода к разработке бизнес – плана.
Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес – план, а методические рекомендации получают у специалистов в частности у возможных инвесторов. Кроме авторов концепции, заложенных в бизнес – план, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес – плана составляют экономисты, статистики, системщики.
При втором подходе инициаторы бизнес – плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.
Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируется и прогнозируется в бизнес – плане.
При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес – плана, может включать:
1) материалы 
и документы юридического и 
организационно – 
2) решения и распоряжения правительства РК и региона
3) имеющиеся научно – исследовательские и проектные данные, отражающие
концепцию проекта
4) протоколы о намерениях, определяющие позиции и интересы сторон
5) материалы совещаний
6) положения конкурсных комиссий, отражающие соображения социального
    
и экологического характера и 
подлежащие учету при 
реализации проекта и других
Разработчиками бизнес – плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, включаясь в работу по подготовки бизнес – плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.
В соответствии с заключенным соглашением (договором, контролером) на составление бизнес – плана разработчик может принимать участие:
- в практической реализации программы бизнес – плана
- в рассмотрении его на конкурсной основе
- в подготовке заявки
      
С целью объективной оценки подготовленного 
бизнес – плана проводится его проверка 
специализированной аудиторской организацией. 
Информация о работе Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»