Бизнес-планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 01:19, курсовая работа

Описание

Бизнес-план служит трем основным целям:

Дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Работа состоит из  1 файл

Бизнес.docx

— 265.64 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Кафедра экономики предприятия

Курсовая  работа

на тему: «Бизнес-планирование» 
 
 

                          

Студента    _________________________________________    А.В. Демиденко

                                                                                                    (подпись) 

Научный руководитель:

Научный руководитель:   ________________________________    И.М. Вашко

       (к.э.н.,доцент)                                        (подпись) 
 
 

Минск 2011

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план служит трем основным целям:

  1. Дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  2. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
  3. Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

На территории Республики Беларусь вопросы бизнес-планирования инвестиционных проектов регулируют отдельные законодательные акты, среди которых наиболее важными являются:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома»;
  • Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов».

Информационное наполнение бизнес-плана, его состав, структура всегда будут отличаться от стандарта в зависимости от многих факторов. Основные факторы:

  • целевое предназначение бизнес-плана (для проектов, требующих государственной поддержки, подлежащих специальной экспертизе; для банковского кредитования; для осуществления лизинговых сделок; для привлечения внешнего финансирования и проч.);
  • вид деятельности предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план (производство, строительство, оптовая или розничная торговля, сфера услуг и сервиса и проч.);
  • объем финансирования (как правило, чем большая сумма финансирования требуется, тем более объемным становится сам бизнес-план);
  • от рискованности реализации проекта (чем выше риск, тем подробнее и тщательнее прорабатываются отдельные моменты бизнес-плана).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  разделы

Согласно  Правилам по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Министерства экономики  Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 описательная часть бизнес-плана  должна состоять из следующих основных разделов:

1.   Резюме

2.   Характеристика организации и стратегия ее развития

3.   Описание продукции

4.   Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

5.   Производственный план

6.   Организационный план

7.   Инвестиционный план

8.   Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

9.   Показатели эффективности проекта

10.   Юридический план 

Резюме

Резюме  отражает основную идею проекта и  обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме  изложить суть бизнес-плана. Целесообразно приведение информации о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Раздел "Резюме" составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме - 2 - 3 страницы. 

Характеристика  организации и стратегия ее развития

В данном разделе даются описание отрасли  и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

При описании организации отражаются следующие вопросы:

  • история создания;
  • основные достижения и неудачи в деятельности организации;
  • слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства, прочие особенности);
  • характеристика имеющихся технологий, основных средств с выделением их активной части;
  • объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;
  • сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;
  • информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;
  • располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;
  • характеристика выпускаемой продукции;
  • реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;
  • факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

При описании стратегии развития организации  раскрываются следующие вопросы:

  • главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, импортзамещение и иные цели);
  • актуальность и новизна предлагаемого проекта;
  • соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы;
  • обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);
  • необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;
  • перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;
  • обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;
  • оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;
  • обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены;
  • информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и о сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;
  • экологическая оценка проекта - анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки;
  • стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);
  • конкретные мероприятия по достижению заданных целей;
  • обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;
  • потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта  с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на прединвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиций в строительство соответствующего объекта, являющееся одним из базовых документов, на основании которого осуществляется разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Данный  раздел бизнес-плана в основном имеет  описательную форму. Следует обратить особое внимание на анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за предшествующий период. Для этого может использоваться финансовая отчетность организации (индивидуального предпринимателя) за предшествующие периоды (например, за прошедший год и последний квартальный отчет или отчет за предыдущий месяц). На основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках может быть дана развернутая картина финансовой деятельности организации в предыдущих периодах, дающая банку, лизинговой компании, инвестору представление о ее платежеспособности и финансовой устойчивости. 

Описание  продукции

В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией:

  • область применения;
  • основные характеристики (потребительские, функциональные, прочие характеристики продукции);
  • контроль качества;
  • соответствие международным и национальным стандартам качества;
  • обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • наличие патентов, лицензий, сертификатов;
  • новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

 Приводится  план мероприятий по усовершенствованию  продукции с целью повышения  ее конкурентоспособности, в котором  необходимо отразить следующие  вопросы:

  • крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению;
  • обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки;
  • обоснование предложений по разработке (приобретению) прогрессивных технологических процессов, оборудования;
  • намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.
 

Анализ  рынков сбыта. Стратегия маркетинга

В данном разделе излагаются ключевые моменты  обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта  и выработке стратегии маркетинга.

Анализ  рынков должен включать:

  • общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, оценку их емкости, в том числе свободной;
  • долю организации на разных рынках;
  • динамику развития рынков за последние 3 - 5 лет и прогноз тенденций их изменения;
  • основные факторы, влияющие на изменение рынков;
  • основные требования потребителей к продукции;
  • оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;
  • технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции;
  • преимущества организации перед конкурентами.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в  отдельном подразделе, в котором  отражаются:

  • стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и иное);
  • расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, в том числе предоставляемых налоговых льгот, дотаций и иных преференций, политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегменте рынка;
  • для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером;
  • обоснование стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и иных);
  • тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продукции);
  • политика по сервисному обслуживанию (организацией на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и другими видами сервисного обслуживания) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;
  • оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;
  • затраты на маркетинг и рекламу;
  • план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы его реализации.

Информация о работе Бизнес-планирование