Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:13, лекция

Описание

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

Работа состоит из  1 файл

ТА САМАЯ.docx

— 85.46 Кб (Скачать документ)

 

  1. Социальная политика: сущность, задачи, источники, направления. Система социальных внебюджетных фондов. Социальное обеспечение в РФ.

Социальная политика —  система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение  кач-ва и уровня жизни больших соц. групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам гос-ва на данный момент, либо ценностным ориентациям общ-ва на долговременную перспективу. Задачи социальной политики охватывают обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности и т.д. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить: 1) обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития; 2) создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества; 3) обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан; 4) обеспечение эффективной защищенности населения: охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Все внебюджетные фонды социального назначения (кроме Фонда занятости) имеют статус государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений. Управление ими (кроме фондов обязательного медицинского страхования) осуществляется на федеральном уровне, а региональные и местные отделения подчиняются центральному аппарату фондов. Основным социальным внебюджетным фондами являются: Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд занятости и Фонд обязательного медицинского страхования. Социальное обеспечение - государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Типы рынков  по степени ограничения конкуренции.  Их характерные черты и условия  ценообразования.

По степени  ограничения конкуренции (рыночной концентрации) рынки различают:

а) свободной  конкуренции;

б) монополистической  конкуренции;

в) олигополистической конкуренции;

г) чистой монополии.

1. Рынок свободный (чистой или совершенной) конкуренции – самый массовый тип рынка, отличительной особенностью которого является наличие множества (более 40) продавцов, а также покупателей какого-либо схожего товара (пшеницы, сахар, леса, цветных металлов и т.д.). Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, поскольку она задается рынком. Продавец не в состоянии запросить цену товара выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое необходимое его количество по установленной рыночной цене. Рынок характеризуется однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров, отсутствием ценовых ограничений. В условиях свободной конкуренции для любой фирмы спрос полностью зависит от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно значительной доли рынка.

При расширении объема производства фирма, как правило, не меняет цену. Зависимость между  ценой и спросом на рынке для  отраслей национальной экономики является обратно пропорциональной, т.е. снижение цен приводит к увеличению спроса. Если наблюдается увеличение предложения  товаров в отраслях, то их цена уменьшается  во всех фирмах независимо от объема производства.

В условиях свободной  конкуренции ни одна фирма на рынке  не играет в ценообразовании заметную роль, цены складываются в основном под воздействием спроса и предложения и приближаются к единым рыночным ценам конкретного товара в соответствующем месте и фиксированный момент времени. Поэтому фирмы приспосабливаются к существующим уровням цен и вынуждены с ними считаться. Чем более совершенным является рынок, тем больше предпосылок, для того чтобы во всех фирмах в один и тот же момент за аналогичный товар платили одинаковую цену.

В современных  условиях единственными примерами  рынка, приближающегося к свободной  конкуренции, являются так называемые городские рынки, ярмарки и биржевой рынок.

На рынке  чистой конкуренции работают предприятия, занимающиеся весьма широкой сферой предпринимательской деятельности. К таковым, например, можно отнести  предприятия розничной торговли, не имеющие своего устоявшегося фирменного знака и реализующие массовые однородные стандартные продукты: овощи  и фрукты, стандартизированные хлебные  изделия, мясомолочную продукцию, яйца, сахарный песок, специи. Для рынка  чистой конкуренции особое значение имеет защита прав потребителей, весьма остро стоит ? обеспечения требований по безопасности товаров, надлежащему контролю за их качеством, повышению роли фин-го контроля, защите наемных работников, предотвращению давления на субъекты рынка.

2. Рынок монополистической конкуренции - второй по массовости тип рынка, состоящий из большого числа (от 10 до 40) продавцов, предлагающих покупателям, которых также много, разные варианты товаров не по единой рыночной, а по различным ценам, колеблющимся в широком диапазоне. Предлагаемые товары не полностью взаимозаменяемы и могут отличаться друг от друга не только физическими характеристиками, патентом, лицензией, качеством, внешним оформлением, марочным наименованием, фирменным названием, формой, цветом, модным стилем, сервисными услугами, но и потребительским предпочтением. Покупатели учитывают разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены.

Особенностями рынка монополистической конкуренции  являются:

1) острая конкурентная  борьба между фирмами; 

2) фирменная  дифференциация товаров, выпускаемых  фирмами- конкурентами с разными потребительскими свойствами и неодинаковыми дополнительными услугами, ее приоритетная специфика для некоторой части потребителей;

3) легкость проникновения  на рынок; 

4) разный подход  к установлению цен в зависимости  от поставленной цели (обеспечение  выживаемости, максимизация прибыли,  завоевание лидерства на рынке  или качественности товара).

Фирма формирует  цену производимой продукции с учетом структуры потребительского спроса, издержек производства, цен товаров  фирм-конкурентов, используя разные стратегии ценообразования и  оптимально выбранный метод установления цен.

Ценообразование на рассматриваемом типе рынка осуществляется в условиях конкуренции предприятий, производящих многообразную группу товаров (услуг), которые являются неполными  заменителями. Однако товар (услуга) конкретного  предприятия дифференцирован и  обладает специфическими особенностями. В связи с этим предприятие  имеет некоторую монополию при  установлении цены своего фирменного товара (услуги), которая ограничивается наличием его конкурентных заменителей, произведенных другими предприятиями  и представленных на рынке.

При монополистической  конкуренции возникает проблема не только единичного, но и группового равновесия (проблема взаимоприспособления) экономических сил внутри группы конкурирующих между собой монополистов. Этим монополистическая конкуренция отличается от свободной (чистой) конкуренции и чистой монополии.

К числу рынков монополистической конкуренции  можно отнести рынки, например, следующих  товаров, в том числе и импортных: безалкогольных напитков; алкогольных  напитков; пива; табачных изделий; многих видов лекарств, имеющих заменители, и витаминов; кондитерских изделий; моющих средств, кремов, паст, шампуней, одеколонов, духов; одежды, обуви с  фирменными знаками; многих спорттоваров; телевизионной, радио-, видео - и аудиотехники; бытовой техники, компьютерной техники; фирменной мебели, сантехники и сантехнических аксессуаров, фирменных бытовых услуг, продукции многих магазинов и торговых палаток розничной торговли в городах, а также товаров производственно-технического назначения и др.

3.Рынок олигополистической конкуренции - специфический тип рынка, состоящий из небольшого количества (примерно 7-10) доминирующих крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и взаимозаменяемые товары (прокат черных и цветных металлов, сталь, алюминий, пластмассы), так и отличные друг от друга (автомобили, компьютеры, электротехнику). Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой.

Олигополист никогда не ощущает полной уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата в получении желательной прибыли за счет снижения цен. С другой стороны, если фирма на указанном рынке повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. В этом случае фирме придется или возвращаться к прежним ценам, или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Любые действия одной фирмы по изменению объема продаж или цен влекут ответную реакцию конкурентов. Такая взаимозависимость вызывает необходимость раздела рынков сбыта, согласования объемов продаж, правил и процедур ценообразования. Олигополистическая структура рынка является преобладающей для промышленно развитых стран в современных условиях.

При олигополистической конкуренции применяется множество  стратегий и методов ценообразования. Одним из примеров может служить  координация действии при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление "параллельной ценовой политики". Координация цен заключается в том, что фирмы калькулируют издержки производства по унифицированным специальным статьям затрат и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают конкретную цену. Под действием рыночных факторов цены всех фирм меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении.

В современных  российских условиях также наибольшая часть промышленной продукции я  некоторых видов услуг производится в олигополистических отраслях и  входящих в них компаниях. К таковым, например, относятся нефтедобывающая в нефтеперерабатывающая промышленность, в которую входят разные акционерные общества и компаний (в том числе "Татнефть", "Славнефть", "Онако", "Коми ТЭК", "Сиданко", ГП "Роснефть". "Лукойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз" и др.), угольная промышленность - с учетом региональной структуры и локализации сферы рынков, черная металлургия - по основным видам продукции и с учетом специализации производства, цветная металлургия (производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.), станкостроение, моторостроение, производство электромашин, электродвигателей, автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов, экскаваторов, телевизоров, радиоаппаратуры, электронно-вычислительной техники, холодильников, стиральных машин, химическая промышленность (большинство видов продукции), транспортные услуги (авиационные и морские перевозки) и др.

4. Рынок чистой монополии - особый тип рынка, состоящий из одного продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия (фирма) или частная нерегулируемая монополия). С помощью государственной монополии можно регулировать потребление того или иного товара. Государство может установить цену ниже себестоимости производства товара, если определенные группы населения не в состоянии приобретать его за полную стоимость, или резко увеличить цену для ограничения потребления конкретного продукта. В случае регулируемой монополии цена может быть сформирована с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов, которые дают возможность поддерживать и расширять производство.

Частные фирмы-монополисты  устанавливают высокие цены своей  продукции самостоятельно, в большей  степени не ориентируясь на ценовую  политику других фирм или согласовывая цены товаров с местной администрацией. Фирмы не всегда запрашивают максимально  возможную цену, опасаясь из-за ее высокого уровня введения государственного регулирования  цен, привлечения новых конкурентов, потери части покупателей, а устанавливают  невысокие цены и тем самым  стремятся быстрее занять значительную долю на рынке определенного товара. Обладая большой свободой в установлении цены, фирма, однако, определяет ее оптимальный  уровень на основе спроса на свою продукцию

Различают следующие  формы ценовой дискриминации:

  • по группам покупателей - различным покупателям один и тот же товар продается по разным ценам;
  • по варианту товаров или услуг - различные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета отличий в затратах;
  • по территории - в различных регионах товар реализуется по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с производством и доставкой продукции, одинаковые;
  • по времени - разные цены товара устанавливаются в зависимости от сезона, месяца года, дней недели, времени суток (дневное, вечернее, ночное).

Итак, на рынке  чистой монополии ценообразование  складывается по-разному, возможна:

  • государственная монополия в зависимости от стоящих перед правительством страны целей;
  • регулируемая монополия с определенной степенью государственного вмешательства в формирование цен товаров;
  • нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит рынок.

Рынок чистой монополии  порождает господство одного хозяйствующего агента, который и устанавливает  цены товара. Монополия означает наличие  одного производителя (продавца), а  монопсония - одного монопольного покупателя. Цена в таком случае считается  монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью. Монополизация  рынка устраняет конкуренцию. На равновесном рынке монополия  или преодолевается, или обуздываете  государственным контролем и  регулированием. Неравновесный рынок  создает условия для возникновения  монополизма и укрепления его  позиции. В результате монополизм может  разрушительно действовать на экономику, консолидировать зону застоя по отношению  к новым импульсам спроса.

Информация о работе Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание