Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:13, лекция

Описание

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

Работа состоит из  1 файл

ТА САМАЯ.docx

— 85.46 Кб (Скачать документ)

Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия  излишков потребителя и излишков производителя.

Излишек потребителя— разность м/у рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар.

Излишек производителя— разность м/у текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

 

 

4. Издержки производства: экономические и бухгалтерские. Краткосрочные и долгосрочные издержки.

Издержки  производства (С) – это затраты на производство продукции. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.

С точки зрения измерения стоимости  затраченных (потребленных) производственных ресурсов выделяют бухгалтерские и  экономические издержки.

Бухгалтерские издержки — сумма выплат, осуществляемых предприятием за приобретенные производственные ресурсы. Они включают только явные издержки и оцениваются в фактических ценах их приобретения.

Основные статьи бухгалтерских  издержек:

1)материальные затраты - оплата сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

2) затраты на оплату труда - зарплата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами;

3) отчисления на социальные нужды - отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд содействия занятости и т.п.;

4) амортизация - отчисления по установленным законодат-вом нормам, отражающие износ оборудования, зданий и т.п.;

5)  прочие затраты - комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; % за кредит, арендные платежи; оплата работ и услуг, оказываемых другими фирмами; налоги и сборы, включаемые законодательством в издержки производства.

 Величина бухгалтерских издержек  не всегда позволяет верно  судить о состоянии дел на  фирме, так как учитывает затраты  лишь тех ресурсов, которые фирма  приобретает со стороны (сырье,  материалы, рабочую силу и т.п.). Их называют явными (внешними) издержками. Однако некоторые ресурсы могут уже находиться в собственности предприятия. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки. Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельца (если он сам управляет бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров.

 Существует другой подход  к оценке затрат ресурсов - концепция  альтернативных издержек (или издержек  упущенных возможностей). Согласно  ей издержки - это ценность других  благ, которые можно было бы  получить при наиболее выгодном  из всех возможных способов  использования данного ресурса. 

 Описанный метод оценки затрат  ресурсов называют экономическим, сами же издержки именуют альтернативными (или экономическими), а также издержками упущенных возможностей.

 Альтернативные издержки играют  большую роль в распределении  капитала по отраслям экономики,  так как он обычно устремляется  в те отрасли, где эти издержки  велики, стремясь превратить их  в реальный доход. 

В теории фирмы важную роль играет фактор времени.

 Краткосрочный  период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.

 Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, кол-во используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль - число функционирующих в ней фирм.

 В краткосрочном периоде  при выпуске продукции одни  издержки фирмы будут носить  постоянный характер, другие - переменный.

 Постоянные издержки (FC) –это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Более того, они имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. К ним относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

 Переменные  издержки (VС) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т. п.

 В отличие от постоянных  издержек, величина которых не  зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются  или уменьшаются пропорционально  выпуску продукции. В начальный  период организации производства  переменные издержки растут более  быстрыми темпами, чем произведенная  продукция. 

 

5. Измерение объема  национального производства. ВВП  и добавленная стоимость (производство, распределение и потребление), личный  располагаемый доход, конечное  потребление.

В макроэкономике (по сравнению с  микроэкономикой) происходит укрупнение при измерении объема национального  производства

При этом учитывается, что

а) в макроэкономике не рассматриваются  отдельные товары, поэтому при  расчете объемов производства используются не натуральные единицы (например, шт./год), а стоимостные (например, руб./год);

б) цены на разные товары меняются, поэтому  для оценки динамики объемов производства рассчитываются не номинальные показатели (в текущих ценах), а реальные (в  сопоставимых ценах).

Основные варианты измерения объемов национального  производства (Y):

• ВНП (валовой национальный продукт);

• ВВП (валовой внутренний продукт);

• ЧНП (чистый национальный продукт);

• НД (национальный доход).

Основным показателем при определении  объемов производства в экономике  является валовой внутренний продукт (ВВП). Существует несколько методов его расчета.

Базовым методом расчета ВВП  является метод по конечным товарам  и услугам. главный макросубъект в экономике – это домохозяйства. Не домохозяйства существуют для бизнеса, а бизнес для домохозяйств.

При расчете ВВП используется косвенный  производственный метод, основанный на добавленной стоимости.

Под добавленной стоимостью (ДС) понимается выручка за вычетом материальных затрат.

• валовой внутренний продукт (ВВП) – это сумма добавленной стоимости (добавленных ценностей), созданная за определенный период времени всеми макроэкономичнскими субъектами, ведущими производство на территории страны.

• валовой национальный продукт (ВНП) – это сумма добавленных ценностей (добавленной стоимости), созданных с использованием факторов производства, принадлежащих гражданам страны (резидентам) вне зависимости от места расположения предприятия (внутри страны или заграницей).

• чистый национальный продукт (ЧНП) – это ВНП за вычетом материальных ценностей, которые необходимы для простого воспроизводства бизнеса.

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).

В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды  по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).

Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается  на три части:

• налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

• нераспределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

• оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.

Если не принимать во внимание существование  государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают  домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Личные  потребительские расходы (С в системе национальных счетов) – расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров (исключая покупку недвижимости).

Процентные выплаты представляют собой в основном выплаты по потребительскому кредиту (очень небольшая доля в  РЛД, поэтому в дальнейшем анализе  мы будем ими пренебрегать).

Конечное потребление представляет собой стоимость товаров и  услуг, использованных непосредственно  для удовлетворения потребностей людей, индивидуальных или коллективных.

Конечное потребление охватывает конечное потребление домашних хозяйств, конечное потребление органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Оно может принимать следующие формы:

а) конечное потребление единиц - резидентов, находящихся на экономической территории данной страны;

б) конечное потребление домашних хозяйств - резидентов за рубежом;

в) конечное потребление домашних хозяйств - нерезидентов на экономической  территории данной страны.

 

6. Налоговое регулирование экономики. Элементы налога. Принципы налогообложения. Виды налогов, прямые и косвенные налоги.

Налоги - это система обязательных платежей предприятий, организаций и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.

 

Принципы  налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом.

1.Принцип справедливости налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

2.Принцип  законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

3.Принцип  всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

4.Принцип  равного налогового бремени. Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

5.Принцип  соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных .

Элементы налогообложения:

– объект налогообложения;

– нал. база;

– нал. период;

– нал. ставка (ставки);

– порядок исчисления;

– порядок и сроки уплаты.

В РФ устанавливаются  и взимаются следующие виды, налогов  и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы (косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы.);
  • налог на доход физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог на наследование и дарение;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Информация о работе Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание