Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:13, лекция

Описание

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

Работа состоит из  1 файл

ТА САМАЯ.docx

— 85.46 Кб (Скачать документ)

 

  1. Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей м/у ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

1) принцип единства бюджетной  системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, единый  порядок финансирования расходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ - закрепление  соответствующих видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за  органами государственной власти  РФ,  органами   государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности  бюджетов - а) право законодательных  (представительных) органов   государственной    власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы РФ самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;  б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов  -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип   сбалансированности  бюджета - объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности  использования бюджетных средств  - при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и  получатели   бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного     бюджетом     объема средств;

7) принцип гласности  - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации   о   ходе  исполнения  бюджетов; открытость для общества  и средств массовой информации  процедур   рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в  т. ч.   по   вопросам, вызывающим  разногласия  либо  внутри законодательного органа  государственной  власти,    либо между законодательным и  исполнительным органами;

8) принцип         достоверности бюджета - надежность  показателей   прогноза  социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета;

9) принцип адресности  и целевого     характера      бюджетных средств -  бюджетные   средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных  целей.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Межбюджетные  отношения в России основаны на следующих  принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

Целями  организации системы межбюджетных отношений могут быть:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности,
  • стимулирование роста налогового потенциала,
  • финансовое управление территориальным развитием,
  • снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Под бюджетным выравниванием понимается сбалансированность бюджетных статей и бюджетов различных уровней. Бюджетное выравнивание (сбалансированность) бывает двух типов: 1) горизонтальное; 2) вертикальное. Горизонтальное выравнивание (сбалансированность) – это разделение налогов между субъектами РФ в пропорциональных объемах. Цель горизонтального выравнивания – устранение (снижение) неравенства в сфере налогообложения между различными регионами и муниципалитетами. Горизонтальное выравнивание в своем функционировании должно учитывать разделение населения по уровню получаемых доходов, социальной защищенности и потребностям в государственной поддержке, пособиях, субсидиях и т.д. Вертикальное выравнивание – это выравнивание возложенных на конкретный бюджетный уровень расходных обязательств и доходного потенциала данного бюджета (налоговых поступлений), т.е. сбалансированность возможностей и обязательств бюджета.

 

  1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования. Доходы, расходы, дефицит, профицит.

Государственный бюджет - расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К основным видам налоговых доходов относятся:

• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование  природными ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина  в соответствии с законодательством  РФ.

Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

Расходными  статьями бюджета выступают расходы :

-на государственное  управление;

-на военные нужды;

-на социально-экономические  цели, в том числе создание  социальной инфраструктуры;

-на хозяйственную деятельность  государства;

-на осуществление внешнеэкономической  деятельности и т.д.

Бюджетный дефицит – когда расход превышает над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в  условиях кризисного состояния  экон-ки и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных  налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных  расходов.

Противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит  может возникнуть следующим образом:

- если бюджет составляется сбалансированным  или дефицитным, однако доходы, фактически  полученные в процессе исполнения  бюджета, превысили запланированную  законом о бюджете сумму доходов  или сумму доходов и поступлений  из источников финансирования  дефицита;

- если запланированная сумма  доходов изначально превышает  сумму расходов, при том, что  расходы удовлетворяют потребностям  социально-экономического развития  страны;

- если в процессе исполнения  бюджета возникает экономия по  расходам;

- если в целях получения профицита  запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

3. Закон предложения, закон спроса. Рыночное равновесие, уравновешивающая функция цены. Излишки потребителя и производителя.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках  на единицу товара с увеличением  цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать  больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция  имеет место.

Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка.

Рыночное  равновесие – это положение на рынке, при кот-ом спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует  спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого  товара на рынке - равновесным предложением.

Равновесная цена находится в точке  пересечения кривых предложения  и спроса. Она представляет собой  оптимальную цену. То есть, если на рынке  цена упадет ниже равновесной, это будет  свидетельствовать  о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной  – произойдет затоваривание нереализуемой  продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий  давление на цены с нижней и верхней  стороны для достижения равновесной  цены.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые  факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

Способность конкурентных сил предложения  и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле  – продажи согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведённом случае равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительных излишек у продавцов и не создавая ощутимого дефицита продукта для потенциальных покупателей. Таким образом, именно комбинация свободных индивидуальных решений формируют равновесные цены. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить установленную цену за определённую единицу товара, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, этого сделать не смогут. Точно также любой продавец, который желает и в состоянии реализовывать товар, может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут этого делать.

Информация о работе Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание