Бюджетная система РФ и принципы её организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:49, реферат

Описание

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы страны и принципы ее построения и функционирования.
Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ и принципы её организации.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)


Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

 

Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы страны

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы страны и принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В федеративных (союзных) государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственный федеральный  бюджет; бюджеты административно-территориальных образований; местные бюджеты.

В конфедеративных (объединенных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система Российской Федерации - это "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов;

     бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     местные бюджеты, в том числе:

­         бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения        Москвы и Санкт-Петербурга;

­         бюджеты городских и сельских поселений.

 

 

Для оценки совокупного объема государственных доходов и расходов, аккумулируемых в денежных фондах органов государственной власти и управления всех уровней, в составе бюджетной системы выделяются консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственные внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет РФ – это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не утверждаются законодательными органами власти. Они составляются для аналитических целей.

 

Принципы бюджетной системы Российской Федерации.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система основывается (строится и функционирует) на следующих принципах

 

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство бюджетного зако­нодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной клас­сификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюдже­тов бюджетной системы.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Он означает закрепление в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной вла­сти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюд­жетов и установлению и исполнению расходных о6язательств публичнo-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов. Этот принцип означает:

·                       право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффектив­ность использования бюджетных средств;

·                       право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

·                       право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

·                       право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно опре­делять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

·                       недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

·                       право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполне­ние расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

·                       недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законода­тельства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, за­конодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюд­жетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

·                       недопустимость изъятия дополнительных доходов, эконо­мии по расходам бюджетов, полученных в результате эффек­тивного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Рос­сийской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обяза­тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюд­жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

 

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источ­ников финансирования дефицитов бюджетов. Этот принцип означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансиро­ванность бюджета означает, что объем предусмотренных бюд­жетами расходов Должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета ор­ганы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности исполь­зования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов у частники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использова­нием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюд­жетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансиро­вания дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

·                       субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·                       средств целевых иностранных кредитов (заимствова­ний);

·                       добровольных взносов, пожертвований, средств самооб­ложения граждан и других целевых поступлений.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

·                       обязательное опубликование в средствах массовой ин­формации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне­нии, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти, представительных органов муниципальных образований;

·                       обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образова­ния), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муници­пального образования) и исполнительным органом государст­венной власти (местной администрацией);

Принцип достоверности бюджета. Принцип достоверно­сти бюджета означает надежность показателей прогнозов соци­ально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюд­жетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов оз­начает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомст­венных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного рас­порядителя бюджетных средств.

 

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполне­нию бюджетов, осуществляемых в Соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Россий­ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

1

 



Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы её организации