Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Работа состоит из  1 файл

бюджет по финансам.doc

— 553.00 Кб (Скачать документ)

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено  передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления  подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года. 
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в  предстоящем году расходная часть  федерального бюджета сформирована с учетом необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач. 
В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной политики: 
Реализация судебной реформы:

В рамках реформирования судебной системы предусматриваются  дополнительные ассигнования в сумме 860 млн. руб. на увеличение штатной численности судей (250 ед.), работников аппаратов арбитражных судов в количестве 1000 ед. работников аппаратов судов; увеличение численности помощников судей в судах общей юрисдикции в количестве 2785 ед.; увеличение численности мировых судей в количестве 2097 ед.; введение суда присяжных заседателей в 83 субъектах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено направить дополнительные средства на текущий и капитальный ремонт зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции, индексацию заработной платы судей, пожизненное содержание судей и другие мероприятия.

Реализация  военной реформы.

 В расходах федерального  бюджета на 2002 год учтены средства  на проведение первого этапа  реформы денежного довольствия  по условиям и срокам приравнивания денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним отдельных категорий к денежному содержанию государственных служащих, предусматривающего повышение окладов по воинской должности (должностного оклада) до уровня должностных окладов государственных служащих с 1 июля 2002 года. Второй этап мероприятий - приравнивание окладов по воинскому званию к ежемесячным надбавкам за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих предполагается осуществить с 1 января 2004 года.

Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и обеспечить финансовыми  ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации. 
Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока предусматривает сокращение численности личного состава министерств и ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в 2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее предусмотренное на 2003-2004 годы.

Масштабы такого сокращения предполагают одновременно финансовое обеспечение мер социальной защиты увольняемых военнослужащих и приравненных к ним лиц. В связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002 году предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб., что в 3.9 раза превышает уровень текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты пенсий военнослужащим и иным приравненным к ним категориям на 15 млрд.руб. в связи с реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. - в связи с сокращением численности. 
Реализация социальной реформы.

Бюджетная политика в  социальной сфере будет направлена на обеспечение финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения.

Ключевым элементом  социальной реформы в 2002 году является повышение роста денежных доходов  населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения  пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы  и усиления адресности социальной поддержки населения. 
В качестве этапа реализации социальной реформы в 2002 году предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89 раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. 
Проведение в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволит установить одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1 разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.

В 2002 году предусматривается  осуществить первый шаг по реализации пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога, и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и выплачиваемых из него средств составит в 2002 году 257.5 млрд. рублей. 
Формирование федеральных целевых программ.

В соответствии Бюджетным  Посланием Президента Российской Федерации  в 2002 году резко сокращен перечень федеральных  целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году будут включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета.

Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных  с текущим содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого сокращения количества региональных программ произведено упорядочение расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование федеральных объектов региональных программ включено в государственную инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов, который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать дублирования в финансировании объектов за счет разных источников финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.

 Основными функциями  федерального бюджета являются:

    • перераспределение национального дохода и ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение социальной политики;
    • контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения  доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли [17,с.155].

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета  можно получить из анализа основных положений федерального бюджета  на 2002 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и по доходам в размере 2125718,2 исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 10950 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%.

 

Доходы, млн. руб.

Расходы, млн. руб.

ВВП, млрд. руб.

Инфляция, % (декабрь 2002 к декабрю 2001)

2125718,2

1947386,3

10950

12,0


Рис. 2 Структура  доходов  федерального бюджета на 2002 год

 

Рис. 3 Структура налоговых доходов  в федеральном бюджете на 2002 год

 

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они  составляют 81,21%, а 44,81% от них составляет налог на добавленную стоимость.

 

2.2  Бюджеты  субъектов Российской Федерации

 

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [3, ст.15]. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы  заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам  относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о  федеральном бюджете на каждый год  содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в  качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда  оказывается регионам, поучившим  статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо  нуждающегося в поддержке», предоставляется  тем регионам, у которых объем  бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых  соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

 Преимущества этого  способа регулирования заключаются  в том, что средства субъектам  выделяются на основе единой  для всех бюджетов методики, учитывающей  бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2002 год составил.

 

2.3 Местные  бюджеты

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные орга- ны власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Информация о работе Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях