Финансово-бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание

Выполнение органами власти возложенных на них функций связано в первую очередь с наличием у государства финансовых средств, которые концентрируются в составе бюджетов. Процесс мобилизации денежных средств в бюджеты и последующее их использование приводят к возникновению финансовых отношений между органами власти и налогоплательщиками, с одной стороны, и между органами власти различных уровней бюджетной системы, с другой стороны. Управление процессами мобилизации денежных средств в бюджеты и их распределения между бюджетами и внутри бюджетов осуществляется посредством выполнения органами власти ряда мероприятий в виде планирования, прогнозирования, рас

Работа состоит из  1 файл

Глава 12.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

Глава 12. ПЛАНИРОВАНИЕ,

УТВЕРЖДЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

БЮДЖЕТОВ

Выполнение органами власти возложенных на них функций связано в первую очередь с наличием у государства финансовых средств, которые концентрируются в составе бюджетов. Процесс мобилизации денежных средств в бюджеты и последующее их использование приводят к возникновению финансовых отношений между органами власти и налогоплательщиками, с одной стороны, и между органами власти различных уровней бюджетной системы, с другой стороны. Управление процессами мобилизации денежных средств в бюджеты и их распределения между бюджетами и внутри бюджетов осуществляется посредством выполнения органами власти ряда мероприятий в виде планирования, прогнозирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также осуществления контроля за выполнением этих мероприятий.

12.1. Бюджетное планирование

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целяхвыполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из

бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

• обеспечение  координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;

• прогнозирование  объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

• прогнозирование  финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;

• определение  возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:

• налоговом  законодательстве;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;

• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);

• нормативах финансовых затрат и др.

Проект  бюджета основывается на:

• бюджетном  послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;

• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;

• плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный

финансовый  план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит

данные  о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического разви-тия, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года

и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

Баланс  финансовых ресурсов или сводный  финансовый баланс представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований хозяйствующих субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год с учетом прогноза социально-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета. По своей сути сводный финансовый баланс является балансом финансовых ре-

сурсов, создаваемых и используемых в масштабе государства или на его территориальном образовании. Сводный баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственных предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный финансовый баланс позволяет:

• увязать  материальные и финансовые пропорции в народно-хозяйственном комплексе;

• скоординировать  показатели всех звеньев финансово-кредитной  системы;

• обеспечить проверку сбалансированности прогноза социального и экономического развития государства;

• установить (уточнить) источники поступления  средств, за счет которых финансируются мероприятия;

• выявить  резервы в целях их изъятия  в доход бюджетов;

• произвести прогнозные расчеты финансовых средств, поступающих в доходы бюджетов;

• провести анализ финансового состояния бюджетных средств и разработать направления бюджетной политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Правительством РФ (Минэкономразвития России при участии Минфина России) на основе макроэкономических показателей по схеме (см. таблицу).

п/п

1

2

п

Доходы

От налога на прибыль

От налога на добавленную стоимость

и т. д. .

Итого доходов:

п/п

1

п

Расходы

Затраты на государственные

инвестиции  по развитию

и т. д.

Итого расходов:

Наряду  с разработкой финансового баланса РФ в последние годы получили распространение сводные финансовые балансы территориальных образований. Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена факторами:

• разработкой  совместных программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и государственных предприятий, расположенных на их территориях;

• значительными  финансовыми затратами на осуществление совместных программ по обеспечению финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами;

• сведением  воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных организаций и предприятий, территориального бюджета и внебюджетных фондов в целях решения территориальных задач.

Основной  задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и используемых в регионе.

Планирование  финансовых ресурсов основано на анализе достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона и выявлении степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной  базой для разработки сводного финансового баланса региона являются:

• данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов и территориальных органов власти;

• экономические  нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов и планов социального и экономического развития территорий;

• данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной принадлежности.

Сводный территориальный финансовый баланс разрабатывается по схеме, аналогичной сводному финансовому балансу государства.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

• повысить качество бюджетного планирования;

• скоординировать  использование финансовых ресурсов территориальных организаций и предприятий, расположенных в регионе;

• сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных направлениях социального и экономического развития территории;

• изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

• более  эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы развития региона;

• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов. 

12.2. Бюджетное прогнозирование

В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование рассчитано на бюджетный период. Бюджетное прогнозирование проводится на основе прогнозных расчетов основных бюджетных показателей.

Под прогнозом бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета.

Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе статистических данных анализа, сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок. Бюджетное прогнозирование позволяет своевременно принять эффективные меры в финансово-бюджетной политике государства или отдельно взятого региона.

Бюджетное прогнозирование базируется на выбранных показателях, к которым можно отнести:

• прогнозируемых общий объем доходов бюджета  по всем источникам доходов;

Информация о работе Финансово-бюджетное планирование