Финансово-бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание

Выполнение органами власти возложенных на них функций связано в первую очередь с наличием у государства финансовых средств, которые концентрируются в составе бюджетов. Процесс мобилизации денежных средств в бюджеты и последующее их использование приводят к возникновению финансовых отношений между органами власти и налогоплательщиками, с одной стороны, и между органами власти различных уровней бюджетной системы, с другой стороны. Управление процессами мобилизации денежных средств в бюджеты и их распределения между бюджетами и внутри бюджетов осуществляется посредством выполнения органами власти ряда мероприятий в виде планирования, прогнозирования, рас

Работа состоит из  1 файл

Глава 12.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

• прогнозируемый общий объем расходов по всем разделам, подразделам, группам, статьям бюджетной классификации;

• общий  объем капитальных и текущих расходов бюджета;

• объем  финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемых в форме дотаций, субвенций, субсидий;

• иные показатели, установленные законодательными актами, например верхний предел государственного внешнего долга, предел заимствований и т. д.

Расчет  прогнозируемых бюджетных показателей  основан на иных методологических подходах, чем расчет показателей годового бюджета. В частности, если показатели годового или квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров или на базе статистических данных, то при расчете прогнозных бюджетных показателей такие данные отсутствуют или могут быть в виде статистических данных за предшествующие финансовые годы.

При разработке прогноза развития бюджета могут использоваться методы экстраполяции, экспертных оценок и смешанный метод.

1. Метод экстраполяции основан на практике и использовании данных предыдущих периодов формирования и использования бюджетов. Однако данный метод используется, как правило, для прогнозирования отдельных статей доходов

и расходов бюджета, имеющих более-менее стабильный характер.

В методе экстраполяции используются закономерности так называемых линий регрессии, надежность которых повышается путём построения многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Потому, прежде чем начать работу над бюджетным прогнозом, необходимо выявить и изучить эти переменные (факторы). К такого рода переменным можно отнести наличие бюджетных (федеральных, территориальных) ресурсов, демографические изменения в стране (субъекте РФ), развитие отраслей хозяйства, рост или снижение числа федеральных (территориальных) производств и т. д. Кроме того, прежде чем приступить к бюджетному прогнозированию, необходимо выявить корреляционные связи между объемом федерального (территориального) бюджета и следующими двумя переменными:

• произведенным  национальным доходом за предыдущий финансовый год;

• произведенной  валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства за этот же финансовый год.

После этого необходимо установить связь  между этими показателями и налогом на прибыль. Это связано с тем, что доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью определена законодательством.

В принципе, уравнение регрессии с указанными выше двумя переменными величинами можно записать в виде линейного уравнения

(4.1)

где —  объем доходов федерального (территориального) бюджета;

— коэффициенты линии регрессии, которые задают ее конкретный вид, базируясь на исходных данных;

— произведенная  в отрасли народного хозяйства продукция или произведенный национальный доход, для определения которых используются прогнозные расчеты экономических показателей

2. Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов,

бюджетов  и т. д. Метод имеет существенные недостатки: чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, прак-тика), который весьма сложно учесть; точность среднего

значения  результата зависит от числа экспертов,

(4.2)

где а  — оценка (значение) эксперта, данная по определен-

ному  бюджетному показанию;

i = l...n — количество экспертов.

3. Смешанный метод совмещает первые оба метода одновременно. Метод позволяет одновременно учитывать объективные тенденции развития определенных сфер деятельности общества и государства и мнения экспертов по данной проблеме.

При прогнозировании  объема ресурсов бюджета на перспективу необходимо использовать в практике глубокий экономический и статистический анализ сложившихся в государстве тенденций социально-экономического развития, по-зволяющих с определенной степенью вероятности установить влияние различных факторов и условий.

Прогнозирование развития бюджетов любого уровня основывается на показателях роста производственной инфраструктуры, принадлежности собственности, налоговом и таможенном законодательстве, росте населения и его структуре, которые оказывают непосредственное влияние на развитие отраслей федерального, территориального и местного хозяйства и социально-экономическое развитие в целом.

Демографическое прогнозирование позволяет определить  направления использования бюджетных средств и выявить приоритеты в финансировании отраслей социальной сферы и народного хозяйства.

Функциональную  зависимость объема территориального бюджета от роста численности населения можно описать каклинейной, так и параболической зависимостью, в частности

(4.3)

(4.4)

где —  доход (объем дохода) территориального бюджета;

— коэффициенты корреляции, или линии регрессии, которые определяют ее вид на основе исходных данных;

— численность  населения административно-территориальной единицы.

С помощью  данных экономико-математических моделей предоставляется возможность рассчитать не только объем общих доходов или расходов территориального бюджета, но и расходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия и по иным другим сферам расходов. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориального бюджета зависят в первую очередь от численности населения, для которого и предназначены расходы.

Зная  потребность в расходах более просто решается задача формирования бюджета за счет собственных источников поступлений в бюджет и поступлений от сбора налогов, которые можно регулировать законодательными актами в целях поддер-

жания соответствующего уровня обеспеченности населения.

Используя данные методы, можно спрогнозировать  величину расходов по отдельным сферам, например на образование и здравоохранение. Для этого достаточно использовать многофакторную линейную модель, описываемую уравнением

где Ср — расходы на социально-культурные мероприятия в

сфере образования и здравоохранения;

а —  коэффициент корреляции или линия регрессии, определяемые конкретным видом на базе исходных данных;

А-j — расходы на образование;

Х2 — расходы на здравоохранение.

Экономико-математические методы в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами могут найти в перспективе достаточно широкое применение в бюджетном прогнозировании на всех уровнях бюджетной системы при более полной перера-

ботке основ теории научного прогнозирования.

12.3. Составление проектов  бюджетов

Одним из заключительных этапов бюджетного планирования являются процесс составления проекта бюджета, разработка которого начинается не позднее 10 месяцев до начала очередного финансового года. Основной задачей его разработки

является  определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций органов власти и выполнения ими мероприятий экономического и социального развития государства и его территорий.

Проекты бюджетов составляет Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. Непосредственными исполнителями, разрабатывающими проекты бюджетов, являются Минфин России и территориальные финансовые органы. В связи с этим Минфин России и территориальные финансовые органы обеспечиваются соответствующей информационной базой, постпающей от правительства, статистических, налоговых, таможенных органов и учреждений. Главным для составления

проекта бюджета служат прогнозные данные социально-экономического развития государства или территориального образования. Прогноз, как отмечено выше, разрабатывается на основе данных (показателей) за предыдущие годы, периоды отчетного года и тенденций развития с учетом финансово-бюджетной политики.

Для составления  проектов бюджетов используется следующая информация:

• изменения  в налоговом и таможенном законодательстве на момент начала разработки проекта;

• нормативы  отчислений от собственных и регулирующих доходов в бюджеты других уровней бюджетной системы;

• предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджета другим уровням бюджетной системы;

• виды и объемы расходов, передаваемых с  одного уровня бюджетной системы на другой;

• нормативы  финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг юридическим и физическим лицам;

• нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности.

Используя данную информацию, Минфин России разрабатывает:

• проект федерального бюджета;

• величины основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

• проект федерального закона о федеральном  бюджете на планируемый финансовый год.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются:

• направления  финансово-бюджетной политики;

• показатели прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год;

• уточненные параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития государства;

• показатели сводного финансового баланса;

• показатели денежной программы, составленной ЦБ РФ;

• показатели долгосрочных федеральных целевых программ.

На стадии формирования проекта бюджета Минфин России разрабатывает сценарные условия экономического и социального развития на очередной финансовый год с отражением в них главных макроэкономических показателей с

целью уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития государства. Предварительный проект бюджета представляется в Правительство РФ, и после его одобрения Минфин России разрабатывает

основные  характеристики доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, прогнозирует размеры основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу, рассматривает пред-ложения о минимальном размере оплаты труда и пенсионного обеспечения, о порядке индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу. Все разработанные материалы и расчеты Минфин России направляет на рассмотрение Правительству РФ.

Параллельно Минфин России направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти, доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных расчетов (отношений) на планируемый финансовый год и среднесрочную перспективу. Кроме того, эти материалы и расчеты Минфин России может представить в Бюджетный комитет Государственной Думы и

в Совет  Федерации РФ для ознакомления (как правило предоставляются по запросу).

На основе расчетных материалов Минфина России по федеральному бюджету органы исполнительной власти производят распределение предметных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, адресное распределение финансовых ресурсов между главными распределителями бюджетных средств. При этом Минэкономразвития РФ по запросам министерств, ведомств и субъектов РФ и их анализа определяет федеральные целевые про-граммы, подлежащие финансированию, уточняет их с заинтересованными сторонами, согласовывает объемы потребных ресурсов на их реализацию в очередном финансовом году и в среднесрочной перспективе.

Информация о работе Финансово-бюджетное планирование