Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Работа состоит из  1 файл

бюджет по финансам.doc

— 553.00 Кб (Скачать документ)

6



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

 

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ  СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ................…................……………………….  ……..…………...7 

1.1 Понятие и особенности бюджета  и бюджетной системы  в Российской Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и  ее роль в кассовом исполнении  государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы  государственного бюджета, их  сбалансированность и проблемы  исполнения…………………………………24                    

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41            

2.1  Федеральный бюджет.................................................................……...41

2.2  Бюджеты субъектов  Российской Федерации...........................………52

2.3  Местные бюджеты......................................................................………54

2.4 Межбюджетные отношения:  современная ситуация, проблемы  и пути их решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И  ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ           БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом дипломной  работы является бюджетная система  и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

 Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в первостепенной важности бюджета  для функционирования национальной  экономики, в его формировании  и исполнении,  регулирующей роли  в использовании ВВП. 

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

       - исследовать  основные черты и принципы  бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

       - разобраться  в источниках формирования налоговых  и неналоговых поступлений доходной  части бюджетов разных уровней;

       - вскрыть  возможности оптимизации доходной  и расходной частей государственного бюджета;

       - рассмотреть  бюджетную классификацию и ее  использование при кассовом исполнении  бюджетов через РКЦ банков;

       - охарактеризовать  отдельные звенья бюджетной системы  (бюджеты территорий, как основную  финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

       - изучить  условия возможного бюджетного  дефицита и  методы его финансирования;

       -  рассмотреть понятие государственного  долга, его размер и ситуацию  с погашением в России.

Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная  работа со-      стоит из следующих частей:

      - Введение, в котором определяется объект  исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;

      - Теоретическая  часть,  в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;

      - Практическое  исследование, в котором характеризуются  бюджеты разных уровней с использованием  цифрового материала, раскрываются  проблемы межбюджетных отношений;

      - Рекомендательная  часть, в которой приводятся условия возникновения бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его погашения.

     - Заключение, содержащее общие выводы  и  предложения  в целом по работе;

     - Библиографический  список 18 наименований использованных  источников.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).

Представляется, что проведенное  исследование может иметь определенное  практическое значение.

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

    1.   Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы  в Российской Федерации

 

     Центральное место  в системе государственных финансов  занимает государственный бюджет  – имеющий силу закона финансовый  план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         

Как правило, сложившиеся  формы государственного управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х годов, вызвали серьезные  изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе  денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»   [3, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной  системы всецело зависит  от формы  государственного устройства. Бюджетная  система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система  России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:    

                              

Консолидированный бюджет области




 

1.Областной            бюджет




3.Бюджеты районов

области




2.Бюджеты городов

областного подчинения,

в т.ч. областного центра





3.2.Бюджеты городов

районного

подчинения




3.1.Районные

бюджеты




2.3.Бюджеты

городских

районов




3.3.Сельские

поселковые и пр. бюджеты




2.1.Городские

бюджеты





Рис. 1 Схема консолидированного бюджета  области

 

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в  гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Информация о работе Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях