Бюджетное планирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание

Экономическая сущность бюджета является отправным методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных условиях.
Цель выполнения работы – изучение организации бюджетного планирования ..
В соответствии с целью, к задачам работы относятся:
- рассмотрение сущности планирования;
- изучение организации процесса планирования бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических  отношений. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе  воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

 Первый уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

 Второй уровень  — бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные  бюджеты.

Тема данной работы актуальна  для изучения, т.к. бюджет – это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления, поэтому изучение основ порядка составления не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления является важным аспектом изучения бюджетного планирования.

Экономическая сущность бюджета является отправным методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных условиях.

Цель выполнения работы – изучение организации бюджетного планирования ..

 В соответствии с целью, к задачам работы относятся:

- рассмотрение  сущности планирования;

- изучение  организации процесса планирования бюджетов.


СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства (предприятия, организации и т.д.) и населением.

 Бюджет, являясь в  современных условиях способом  планирования развития общества, сам также является объектом планирования.

 Определение объема  бюджета, его доходной и расходной  частей, т.е. создание доходной  базы и распределение бюджетных  ресурсов по направлениям расходов  осуществляется на основе бюджетного  планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития и соответствующих административно-территориальных единиц.

 Бюджетное планирование  является сердцевиной финансового  планирования и по своей значимости  является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования экономикой. К бюджетному планированию в широком его значении относится не только планирование (составление) бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение [7] .

 Бюджетное планирование  представляет собой научно обоснованный процесс централизованного распределения и перераспределения во время составления бюджета, внутреннего валового продукта и национального дохода по всем звеньям бюджетной системы. Данное определение бюджетной системы выражает его экономическую сущность.

К основным задачам можно  отнести следующие:

- определение основных  целей развития общества на  бюджетный год; 

- организация составления  финансовых планов, их согласование с основными направлениями экономического и социального развития;

- согласование макропоказателей  с конкретными доходами и расходами;

- установление общего  объема финансовых ресурсов и  их распределение по отдельным  министерствам, ведомствам и отраслям  хозяйства, административно-территориальным  единицам;

- определение общих финансовых связей, необходимых соотношений между централизованными и децентрализованными финансовыми планами;

- установление степени  участия каждого из финансовых  планов в финансовом обеспечении  потребностей расширенного воспроизводства, развития экономики и культуры;

- осуществление государственного  финансового контроля за ходом  выполнения бюджета .

 Принципы бюджетного  планирования заключаются в следующем: 

- регулирование бюджетных  взаимосвязей едиными правовыми  нормами; 

- адресный и целевой характер бюджетных средств;

- непрерывность планирования  годового бюджета; 

- стабильность финансовых  показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод .

 Бюджетное планирование носит демократический характер. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления, министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации учреждения. Наибольшая доля работы при составлении проекта бюджета, естественно, приходится на Министерство финансов.

Планирование бюджета  включает в себя несколько стадий и определённые методологические подходы. Естественной предпосылкой планирования бюджета является сбор (наличие) информации о фактических бюджетных доходах и расходах, как они сложились за прошлый год, а ещё лучше – за годы. Желательно иметь фактический материал, особенно по расходам, минимум за 5 лет.

 Качество планирования  бюджета во многом зависит  и от наличия кратковременных  годовых прогнозов, а также  от набора перспективных целей  на срок до 10 лет. Этот набор целей должен учитывать не только сложившиеся тенденции развития, но и активную деятельность общества по устранению накопившихся негативных факторов и постепенному появлению новых прогрессивных явлений, призванных значительно улучшить условия и качество жизни членов общества.

Основными методами бюджетного планирования выступают – балансовый, метод экономического анализа, различные экономико-математические методы. Исходным в бюджетном планировании является экономический анализ использования денежных средств за прошлый период. Его следует рассматривать не как простое сопоставление отчётных данных с плановыми, а как метод, направленный на выявление закономерностей бюджетных ресурсов. В таком аспекте метод экономического анализа позволяет не только сравнить плановые и фактические данные, но и выявить основные тенденции в движении бюджетных ресурсов, определить причины не полной аккумуляции средств, определить степень эффективности их использования.

 Таким образом,  экономический анализ выступает как метод бюджетного планирования, использование которого даёт возможность изучить исходные позиции бюджета, сделать некоторые экономические прогнозы для предстоящего периода, реально оценить экономическую ситуацию в стране и выявить основные тенденции в развитии.

 Важным условием  для обоснования бюджетных расчётов  являются нормы. В системе бюджетных  нормативов можно выделить две  группы норм. Первая полностью  базируется на материальных нормах  и используется в основном  при определении расходов бюджетных учреждений. Такие нормы устанавливаются посредством прямого перевода натуральных норм в бюджетные с помощью денежной оценки. Вторая группа бюджетных нормативов выступает исключительно в денежной форме.

 Традиционным и  наиболее распространённым в  экономике методом является балансовый метод, реализуемый через систему балансов. Балансы в экономике выполняют различные функции, разрабатываются для различных целей и используются в различных сферах деятельности. Их совокупность позволяет охарактеризовать, объединить и сбалансировать многочисленные экономические процессы и явления.

 В бюджетном планировании  балансовый метод является основным, т.к. отражает содержание бюджета  в качестве основного баланса  доходов и расходов государства  (также должны быть сбалансированы бюджеты различных уровней). Балансовый метод позволяет выровнять социально-экономическое развитие отдельных видов бюджетов и их звеньев. С помощью балансового метода выявляются диспропорции, выявляются неиспользованные резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции.

 Финансовые ресурсы  во всех случаях должны быть  сбалансированы между собой на  наиболее рациональной основе, т.е.  быть оптимальными. В установлении  правильных взаимоотношений между  звеньями бюджетной системы большую  роль играет чёткое разграничение доходов и расходов между отдельными бюджетами. Такое разграничение устанавливается в законодательном порядке и определяется подчинённостью предприятий, учреждений, организаций.

Для сбалансирования  доходов и расходов местных бюджетов на стадии их составления применяются различные методы бюджетного регулирования:

- предоставление отчислений  от общереспубликанских налогов и доходов;

- дотации; 

- субсидии;

- субвенции. 

 Бюджетное планирование представляет собой элемент бюджетного планирования, позволяющий перераспределить финансовые ресурсы в целях выравнивания уровня экономического и социального развития территорий.

 Финансирование бюджетных учреждений занимает основную долю в расходах бюджетов всех уровней и осуществляется на основании смет.

 Смета представляет основной финансовый план бюджетных учреждений, в которых отражается общий объём финансовых ресурсов, их целевое направление и поквартальное распределение.

 На  основании смет финансируется  большинство учреждений непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальной защиты), органы государственной власти и управления. Расходы бюджетных учреждений включаются в смету в соответствии с бюджетной классификацией и состоят из однотипных видов расходов, конкретизирующих использование бюджетных средств: расходы на оплату труда; начисления на заработную плату; трансферты населению; командировачные и другие компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством; хозяйственные расходы; капитальные расходы.

 Такая детализация и конкретизация бюджета связана с необходимостью осуществления контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип поэтапного сметного бюджетного финансирования.

 Различают следующие виды  смет: индивидуальные, общие, сводные и сметы расходов на централизованные мероприятия.

 Для крупного бюджетного учреждения составляется индивидуальная смета. Она отражает потребность в средствах на содержание такого учреждения, а также источники формирования ресурсов, включая бюджетные средства, хозяйственной и прочей деятельности, добровольные и благотворительные взносы.

 Общие сметы составляются  по группам однотипных мелких  учреждений либо по группе  крупных учреждений, имеющих централизованную  бухгалтерию. 

 Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются министерствами и ведомствами для проведения отраслевых централизованных мероприятий.

 Сводная смета составляется  на основании перечисленных видов  смет и представляет собой  свод всех расходов, выделенных  из бюджета на отдельную отрасль экономики.

 Для бюджетного учреждения утверждённые сметы являются финансовыми планами на определённый период времени. С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:

- обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

- анализ предполагаемых проектов расходов и отчётов об использовании средств;

- контроль за эффективным экономным расходованием средств.

 Таким образом, рассмотрев  сущность бюджетного планирования, его задачи, методы, значение, можно сделать вывод о том, что составление и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования. В итоге правильно составленный план и правильный выбор методов бюджетного регулирования будет залогом устойчивости и успешного исполнения бюджета[6] .

 

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Согласно статьи 184 Бюджетного кодекса РФ, составление проекта Sфедерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации.

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета, а  также порядок работы над документами  и материалами, обязательными для  представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетное планирование РФ