Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Работа состоит из  1 файл

бюджет по финансам.doc

— 553.00 Кб (Скачать документ)

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

    1.   Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета

 

Бюджеты всех уровней  формируются и исполняются в  пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

 Бюджетная классификация  – это законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета,  а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.

Согласно БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации» [3, стр. 27].

Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов  бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Классификация доходов  предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения:

1000000 - налоговые доходы;

2000000 - неналоговые доходы;

3000000 - безвозмездные перечисления;

4000000 - доходы целевых  бюджетных фондов

Среди налоговых доходов  наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий  и организаций и различные акцизы.

В группу "Налоговые  доходы" (1000000) включаются следующие  подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль  (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары  и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы; 

1030000 - налоги на совокупный  доход; 

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование  природными ресурсами; 

1060000 - налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины  и сборы.

В группу "Неналоговые  доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи  земли и нематериальных активов; 

2050000 - поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

2060000 - административные  платежи и сборы; 

2070000 - штрафные санкции,  возмещение ущерба;

2080000 - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

2090000 - прочие неналоговые доходы.

В группу "Безвозмездные  перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других  уровней; 

3030000 - от государственных  внебюджетных фондов;

3040000 - от государственных  организаций; 

3050000 - от наднациональных  организаций; 

3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В подгруппу "Доходы целевых  бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные  фонды:

4010000 - дорожные фонды; 

4020000 - экологические фонды; 

4030000 - Федеральный фонд  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

4040000 - Фонд развития  таможенной системы Российской  Федерации; 

4050000 - Государственный  фонд борьбы с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

4080000 - Фонд Министерства  Российской Федерации по атомной  энергии;

4090000 - Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе; 

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы.

Вторым уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых  статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов  расходов бюджетов образует четвертый  уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов

Экономическая классификация  расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Экономическая классификация  состоит из следующих категорий  расходов:

100000 - текущие расходы;

200000 - капитальные расходы;

300000 - предоставление  кредитов  (бюджетных ссуд) за  вычетом погашения.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

В категорию "Текущие  расходы" включаются следующие группы:

110000 - закупки товаров и оплата услуг;

120000 - выплаты процентов;

130000 - субсидии и текущие  трансферты;

140000 - оплата  услуг   по  признанию  прав  собственности  за  рубежом.

В свою очередь в группу "Закупки товаров и оплата услуг" (110000) включаются следующие предметные статьи:

110100 - оплата труда  государственных служащих;

110200 - начисления на  оплату труда (страховые взносы  на государственное социальное  страхование граждан);

110300 - приобретение предметов  снабжения и расходных материалов;

В группу "Выплаты процентов" включаются предметные статьи:

120100 - выплаты   процентов   по  государственному внутреннему  долгу;

120200 - прочие расходы,  связанные с обслуживанием внутреннего  долга;

120400 - выплаты процентов по государственному  внешнему долгу.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Субсидии - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является важным инструментом государственной политики социального маневрирования и экономического регулирования. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.

В группу "Субсидии и  текущие трансферты" включаются следующие предметные статьи:

130100 - субсидии;

130200 - текущие трансферты;

130300 - трансферты населению.

В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые  отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

Капитальные расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В категорию "Капитальные  расходы" включаются следующие группы:

240000 - капитальные вложения  в основные фонды;

250000 - создание государственных  запасов и резервов;

260000 - приобретение земли  и нематериальных активов;

270000 - капитальные трансферты.

В группу "Капитальные  вложения в основные фонды" включаются предметные статьи:

240100 - приобретение  оборудования  и  предметов  длительного  пользования;

240200 - капитальное строительство;

240300 - капитальный ремонт.

Группа "Создание государственных  запасов и резервов" состоит  из предметной статьи

250100 - приобретение товарно-материальных  ценностей для государственных запасов и резервов.

В группу "Приобретение земли и нематериальных активов" входят предметные статьи:

260100 - приобретение земли;

260200 - приобретение нематериальных  активов.

В группу "Капитальные  трансферты" включаются предметные статьи:

270100 - капитальные трансферты  внутри страны;

270200 - капитальные трансферты за границу.

В категорию "Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом  «погашений» включается группа 380000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд), которая в свою очередь состоит из следующих предметных статей:

380100 - предоставление   кредитов  (бюджетных  ссуд) внутри страны;

380200 - возврат кредитов  (бюджетных  ссуд),  предоставленных  внутри страны;

Информация о работе Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях