Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

В этой попытались определить базовые понятия бюджетного планирования не только в частных и местных предприятиях, но и попытался взглянуть изнутри, как начиналась сложная организация управления деятельностью людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).

Содержание

Введение

Основные понятия бюджетного планирования

Бюджетное планирование в России

Бюджетное планирование в предприятии

Теоретические основы управления предприятием

Факторы, влияющие на бюджетное планирование

Виды систем бюджетов

Основные направления

Основные этапы составления бюджета предприятия

Схема процесса бюджетирования компании

Центры финансовой ответственности

Виды бюджетов

Направления эффективного бюджетирования

Бюджетный комитет

Функции и роль в организации предприятия

Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета

Бюджет продаж

Бюджет производства

Бюджет запасов готовой продукции

Бюджет прямых затрат на сырье и материалы

Бюджет доходов и расходов

(Прогнозный Отчет о прибыли)

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 97.62 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Основные  понятия бюджетного планирования

Бюджетное планирование в России

Бюджетное планирование в предприятии

Теоретические основы управления предприятием

Факторы, влияющие на бюджетное планирование

Виды систем бюджетов

Основные  направления

Основные  этапы составления бюджета предприятия

Схема процесса бюджетирования компании

Центры финансовой ответственности

Виды бюджетов

Направления эффективного бюджетирования

Бюджетный комитет

Функции и  роль в организации предприятия

Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным  частям основного бюджета

Бюджет продаж

Бюджет производства

Бюджет запасов  готовой продукции

Бюджет прямых затрат на сырье и материалы

Бюджет доходов  и расходов

(Прогнозный  Отчет о прибыли)

Заключение

Литература

Введение

В этой работе я попытался определить базовые  понятия бюджетного планирования не только в частных и местных  предприятиях, но и попытался взглянуть  изнутри, как начиналась сложная  организация управления деятельностью  людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование  и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).

Темпы оздоровления и развития экономики страны во многом зависят от объема и рациональной структуры использования имеющихся  финансовых ресурсов. Это составляет важнейшую задачу государственного регулирования экономики. Оно выступает  средством воздействия на нее. Не все проблемы функционирования и  развития общества решаются независимыми рыночными силами. Для того и создается  государство, чтобы обеспечить национальную оборону, охрану общественного порядка, образование, здравоохранение населения, фундаментальную науку, искусство. А для этого необходимо государственное  управление. Кроме них существуют другие проблемы, где также нужна  политика государства (например, денежно-кредитная  политика, денежная эмиссия). Причем, чем  сильнее отсталость страны, тем активнее должна быть роль государства в хозяйственном  процессе. Многие государственные задачи и проблемы решаются финансово-бюджетным  регулированием.

Имея  определенные источники финансовых ресурсов, государство обладает правом их распределения по необходимым  направлениям использования. От этого  распределения зависит многое. Средства бюджета, выделяемые государством, должны быть достаточными для нормального  функционирования государственных  сфер деятельности. Если это не так, то государство по данному виду деятельности не сможет нормально выполнять свою изначальную функцию. Если же эти  средства будут выделены в избытке, что можно объяснить, например, лоббистским  влиянием или необоснованным планированием, то это тоже исказит функционирование отдельной сферы влияния и  скажется на рыночной составляющей. Поэтому  государство строит свою финансовую систему таким образом, чтобы  она способствовала разумному использованию  государственных средств.

Основные  понятия бюджетного планирования

Бюджетное планирование в России

Управление  средствами связано с понятием бюджетирования, которое включает систему финансовых ресурсов и бюджетных затрат, состоящую  из:

а) анализа;

б) планирования;

в) контроля.

Бюджетирование  в масштабах страны выявляет денежные потоки и связи в государстве, определяет источники поступления  и направления расходования денежных средств, создает систему контроля над финансовыми потоками, проводит корректировку доходных и расходных  статей бюджета. Термин "бюджет" понимается двояко: во-первых, это масса финансовых ресурсов; во-вторых, это соотношение  между доходами и расходами системы, т.е. баланс денежных средств объекта  хозяйствования.

Система бюджетного планирования в государстве  складывается десятилетиями, отражая  насущные проблемы состояния и развития конкретной страны. Государственные  органы власти составляют проект плана  получения и расходования средств, который после утверждения, становится бюджетным планом (бюджетом). План применяет  такие формы воздействия на экономику, как субсидирование и финансирование.

Показательна  эволюция понятия "бюджет". Вначале  в масштабах страны он рассматривался лишь как финансовый план, в котором  основное место уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Затем  в его методологию стали включать экономические аспекты, и их роль со временем возрастала. Сам бюджет стал восприниматься как главный  финансовый документ страны. Он стал основным средством государственного экономического планирования, влияющим на макроэкономическую стабилизацию и рост. Сейчас понятие  бюджета характеризует всесторонний процесс распределения ресурсов и распоряжения ими при сопоставлении  затрат с доходами.

Планирование  распределения ресурсов зависит  от оценки будущего поступления средств. Для этого анализируется состояние  макроэкономических параметров страны (ВВП, внешний и внутренний кредит, занятость в обществе), учитывается процесс стабилизации и роста экономики и т.д.

Обоснование сумм расходования средств по направлениям бюджетного плана происходит на основе экстраполяции прошлых тенденций  с учетом качественно новых предполагаемых явлений. Сильное влияние на распределение  средств оказывает изменение  суммы доходной части бюджетного плана.

При превышении доходной части над расходной говорят о профиците средств бюджета, при превышении расходной — о дефиците. Начало рыночных преобразований в России характеризовалось дефицитом. По. мере усиления экономического потенциала от дефицита в бюджете страна перешла к профициту. Тяжелое положение в российской экономике, связанное со значительным размером дефицита бюджета, было в середине 90-х гг. XX в. Дефицит, составляющий более 20% доходов, считается для любой страны критическим. Так, по стандартам ЕС, бюджетный дефицит союза не должен превышать 3% доходов.

Бюджетный кодекс страны, принятый в России в 1998 г., определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Согласно ему государственная бюджетная система страны состоит из трех звеньев: 1) федерального бюджета; 2) республиканских, областных и краевых бюджетов; 3) местных бюджетов (городские, районные, поселковые и сельские). При составлении бюджетов различных уровней действует принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему поступлений из источников финансирования.

Методически обоснование бюджетного плана происходит на основе балансового метода. Значительную долю доходной части бюджетного плана  составляют налоги. Их обоснование  происходит в плане по налогам  и сборам. Наибольшая доля приходится на такие федеральные налоги, как  подоходный, налог на прибыль и  НДС. Налоги в доходы федерального бюджета  собираются по всей территории страны по единым нормативам. Кроме налогов  доходную часть бюджета образуют сборы: за право торговли, курортные, акцизные, таможенные пошлины, а также  другие доходы государства. Средства бюджета  в значительной мере формируются  Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Министерством имущественных отношений, Министерством по атомной энергии и др.

В динамике последних лет российская практика бюджетного планирования заметно стабилизируется, хотя по-прежнему точное исполнение утвержденного  бюджетного плана для страны является проблематичным. Бывает, что к концу  года фактические расходы превышают  плановые, а доходы наоборот: оказываются  ниже плановых. Нередки случаи, когда для бюджета возникает необходимость неоднократных корректировок. Может происходить перераспределение резервов с тем, чтобы обеспечить ресурсами иные, чем предусмотрено, направления деятельности.

С укреплением  рыночного потенциала закономерно  уменьшается доля государственной  поддержки отраслей экономики. Так, в России заметно снижаются расходы  на промышленность, энергетику и строительство (с 1,82% в 1997 г. до 0,56% ВВП в 2001 г.), уменьшается  государственная поддержка и  сельского хозяйства из средств  бюджета. Однако в обществе всегда остаются виды деятельности, требующие государственной  поддержки: научные исследования, культура, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение  и некоторые другие. В бюджетном  планировании заметнее стала проявляться  тенденция к оптимизации расходной  части бюджета путем снижения федерального влияния при усилении регионального (местного) влияния и  частного предпринимательства.

Таким образом, составление и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования страны. Государственная  бюджетная система состоит из трех звеньев.

  • Планирование бюджета определяет процесс обоснованного формирования и использования денежных средств государства.
  • Бюджет страны характеризует его масштаб и структура.
  • Бюджетный план является средством воздействия государства на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование в предприятии. Теоретические  основы управления предприятием

Усложнение  рыночной ситуации, производственных, сбытовых и других бизнес процессов  делает более сложным управление предприятием, планирование его деятельности. Это требует четко отлаженного  механизма взаимодействия различных  служб и подразделений для  реализации управленческих целей. C точки зрения устойчивости предприятия в конкурентной борьбе возрастает значение хорошо поставленной системы внутрифирменного планирования, охватывающей все подразделении, и использующей современные методы организации управления и современные информационные технологии. Кроме того, необходима связь производственного, операционного планирования и управления с финансовым. Такой системой и является система бюджетного планирования и управления (бюджетирования).

Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся  деятельность предприятия состоит  в балансировании дохода и расхода, с четко определенными местами  их возникновения и закреплением в ответственность за руководителем  соответствующего ранга. Менеджеры  предприятия, планируя свои действия и  их последствия в будущем, имеют  возможность оценить, насколько  фактические результаты соответствуют  их планам. Определяется экономическая  эффективность деятельности предприятия  в целом и его структурных  подразделений, планируются и фиксируются  реальные поступления и “выбытия”  денежных средств, определяется экономический  потенциал и финансовое состояние  предприятия. Руководство имеет  возможность использовать приемлемые соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности и экономическим  потенциалом предприятия. При внедрении  бюджетирования на отечественных предприятиях приходится учитывать как общие  принципы и проблемы, так и специфические  особенности. Это обусловлено как  особенностями технологий производства продукции, так и особенностями  рынка.

Проблемой большинства предприятий является отставание системы управленческого  учета от современных задач и  потребностей развития.

Типичной  ситуацией для отечественных  предприятий является дефицит оборотных  средств, и как следствие, возможная  “внезапная” нехватка денежных средств для оплаты текущих краткосрочных задолженностей. Это усугубляется отсутствием на многих предприятиях четкой системы работы с дебиторами и кредиторами, регулярного – вплоть до ежедневного – контроля и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, целенаправленных мер по сокращению финансового цикла, оптимизации уровня и структуры запасов и других элементов оборотных средств.

Зачастую  планирование и управление финансами  предприятия осуществляется организационно в отрыве от снабжения и сбыта. Это не дает возможности своевременно и достоверно определить потребность в финансировании деятельности предприятия.

Экономическое внутрипроизводственное планирование на большинстве предприятий все  еще основано на методиках и нормативной  базе, которые были разработаны для  условий плановой экономики. Устаревшие подходы к внутрипроизводственному  планированию не позволяют определить запас финансовой прочности, проводить  сценарный анализ по принципу “А что, если…”, анализ и прогнозирование  финансовой устойчивости предприятия  в изменяющихся условиях деятельности. Формы большинства планово-экономических  документов неудобны для финансового  анализа, отсутствует система мониторинга  финансового состояния предприятия.

Факторы, влияющие на бюджетное планирование

Процесс планирования “по традиции” начинается от производственных возможностей предприятия, а не от изучения потребности рынка  в его продукции, услугах.

При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется  исходя из полной себестоимости и  норматива рентабельности, без учета  рыночных факторов - спроса на данную продукцию, цен конкурирующих товаров и  товаров-субститутов (заменителей).

Общие проблемы, затрудняющие внедрение бюджетирования и другие современные управленческие подходы - для многих предприятий:

  1. Плохая нормативная база: нехватка на предприятиях информации о затратах на производство продукции, отсутствие многих необходимых для планирование нормативов (или применение устаревших). Зачастую по объективным причинам отсутствует необходимая производственная и экономическая статистическая информация за предыдущие три-пять лет, либо эти данные непригодны для анализа.
  2. “Бухгалтерский”, “налогово-ориентированный” подход к затратам, их анализу, постатейному разделению, группировке, планированию.
  3. Повсеместно отсутствует система учета и контроля затрат по местам их возникновения.
  4. Отдельная существенная проблема (и тема отдельного разговора) – учет и распределение косвенных (“накладных”) затрат.
  5. Многие формы плановых и отчетных документов ориентированы на потребности внешних “контролирующих инстанций”, а не менеджмента предприятия.
  6. Привязка периодов планирования и внутренней управленческой отчетности к налоговым отчетным периодам, что неприемлемо для многих предприятий, подверженных влиянию сезонных факторов – например, в пищевой промышленности или на транспорте (сезонность колебаний цен на сырье и спроса на продукцию, сроки навигации на реках и многие другие периоды времени не совпадают почему-то с календарем)
  7. Завышенные ожидания эффекта от внедрения информационных технологий, корпоративных информационных систем (Среди специалистов популярно выражение по поводу неоправданных ожиданий от компьютерной техники: “Garbage in - garbage out” / “Мусор на входе - мусор на выходе").
  8. Пассивность руководства и персонала предприятия при внедрении изменений и завышенные ожидания эффекта от привлечения внешних консультантов. Как показывает опыт, любые существенные нововведения, включая бюджетирование, внедряются хорошо только при общей заинтересованности высшего менеджмента предприятия и наличии “центров компетенции” - квалифицированных специалистов с достаточными полномочиями и временем для непосредственного участия в проекте по внедрению бюджетирования.
  9. Недостаток таких “центров компетенции” - не просто квалифицированных специалистов, а специалистов “на стыке” экономики, менеджмента и информационных технологий.
  10. Нежелание тратить деньги на повышение квалификации персонала и оплату высококвалифицированных специалистов, которые не влияют, как кажется, непосредственно на продажи или производство.
  11. Отсутствие систематического подхода к управленческому учету (даже там, где он в действительности есть). Ориентация в планировании и управленческом учете на внешние требования, устаревшие нормативы затрат и стандарты 80-х годов.
  12. Боязнь социальных конфликтов, нежелание проводить оптимизацию организационных структур.
  13. Инерция руководства и собственников предприятий, нежелание “ввязываться” в длительные и сложные процессы организационных и управленческих изменений.

Информация о работе Бюджетное планирование