Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

В этой попытались определить базовые понятия бюджетного планирования не только в частных и местных предприятиях, но и попытался взглянуть изнутри, как начиналась сложная организация управления деятельностью людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).

Содержание

Введение

Основные понятия бюджетного планирования

Бюджетное планирование в России

Бюджетное планирование в предприятии

Теоретические основы управления предприятием

Факторы, влияющие на бюджетное планирование

Виды систем бюджетов

Основные направления

Основные этапы составления бюджета предприятия

Схема процесса бюджетирования компании

Центры финансовой ответственности

Виды бюджетов

Направления эффективного бюджетирования

Бюджетный комитет

Функции и роль в организации предприятия

Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета

Бюджет продаж

Бюджет производства

Бюджет запасов готовой продукции

Бюджет прямых затрат на сырье и материалы

Бюджет доходов и расходов

(Прогнозный Отчет о прибыли)

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 97.62 Кб (Скачать документ)

Важно учитывать  специфику продукции предприятия. С учетом практического опыта, представляется рациональным проводить планирование продаж в годовом бюджете по четырем  направлениям:

Продукция, спрос на которую устойчив, хорошо прогнозируем, подвержен незначительным или хорошо предсказуемым колебаниям (в основном продукты питания “базового” набора, повседневного спроса, или  полуфабрикаты для их изготовления).

Продукция сезонного и “праздничного” спроса, объемы продаж которой также сравнительно точно прогнозируются (по крайней  мере, на три месяца).

Продукция на экспорт, прогноз продаж которой  зависит от внешнеэкономических  и политических факторов (таможенное регулирование, санитарные правила, антидемпинг  и т.п.).

Новая продукция  и продукция специального (несистематического) спроса, продажи которой трудно поддаются  прогнозированию и могут планироваться  в дополнение к основному бюджету  продаж.

Одновременно  с прогнозом продаж должен разрабатываться  прогноз поступлений денежных средств  от реализации продукции, который в  дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств. Этот график отражает периодизацию получения денег за реализованную продукцию с учетом наличия дебиторской задолженности. Входными данными для прогноза поступлений денежных средств от продаж служит информация о планируемом объеме реализации продукции по месяцам, кварталам и за год, сформированная в бюджете продаж.

Для прогноза денежных поступлений от реализации необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают какая  часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов. Расчет коэффициентов инкассации необходим для того, чтобы определить структуру платежей помесячно по основным покупателям, так как все платежи осуществляются неравномерно.

Для расчета  коэффициентов инкассации используются фактические данные по аналогичному периоду предыдущего года. Учитывая эти данные можно определить наиболее платежеспособных (приоритетных) покупателей  и таким образом лучше контролировать денежные потоки. В то же время, необходимо рассчитать коэффициенты инкассации с  учетом не только сроков, но и сумм дебиторской  задолженности (средневзвешенные коэффициенты в целом по всему объему реализации, по регионам и странам и т.п.).

Анализ  коэффициентов инкассации позволяет  правильно строить сбытовую и  кредитную политику, контролировать важную статью оборотных активов  – дебиторскую задолженность.

Согласовывать и утверждать бюджет продаж на предприятиях должны совместно руководитель маркетинговой  службы (сбыта) и руководитель производственных подразделений (зам. директора по производству). Это позволит учесть возможные ограничения  по производству и снабжению, более  точно планировать необходимые  запасы сырья и материалов и их предстоящие закупки.

Бюджет  производства. Бюджет запасов готовой  продукции

Бюджет  производства составляется в производственном отделе (отдел организации производства, служба директора по обеспечению  и производству и т.п.).

Первым  этапом составления бюджета производства является определение остатков готовой  продукции на начало периода по всей номенклатуре. Данные по остаткам предоставляет  склад готовой продукции. Критичным  может быть учет сроков хранения готовой  продукции. Организационная и учетная  предпосылка – обязательная организация партионного учета, как по себестоимости, так и по срокам изготовления.

Второй  этап при составлении бюджета  производства – определение желаемого  запаса готовой продукции на конец  периода. Остаток на конец периода  – это управляемый параметр, который  отражает реалии взаимоотношений с  покупателями.

Если  запасов готовой продукции больше, чем требуется, то:

  • связываются оборотные средства;
  • производятся излишние затраты на хранение избыточного количества готовой продукции;
  • при получении краткосрочных кредитов понижается коэффициент текущей ликвидности, что влияет на решение о выдаче кредита.

Если  запасов готовой продукции меньше, чем требуется, то:

  • возможны нарушения графиков отгрузки продукции и, как следствие, падение объемов продаж;
  • потребуются слишком большие усилия со стороны предприятия, чтобы произвести ожидаемое рынком необходимое количество продукции, согласно бюджету продаж.

С учетом специфики производства (длительность некоторых технологических процессов) возможно понадобится предусмотреть корректировку бюджета запасов готовой продукции на объем незавершенного производства, который также будет учитываться в бюджете запасов на конец планируемого периода.

Актуальность  управления запасами готовой продукции  как одной из составляющих частей оборотных активов требует особо  тщательной отработки системы оперативного контроля складских запасов, дополнительного  анализа и, возможно, обучения персонала  предприятия.

Бюджет  прямых затрат на сырье и материалы

В зависимости  от количества наименований сырья и  материалов, они могут при планировании группироваться по определенным существенным признакам сходства в сводные (агрегированные) показатели. Аналогично бюджету продаж может применяться метод АВС. В случае небольшого количества видов продукции и наименований сырья и материалов рекомендуем применять прямую калькуляция требуемых затрат по технологической рецептуре на единицу продукции, с обязательным учетом нормативов потерь.

С учетом специфики производства существенными  ограничивающими факторами, наряду с производственными мощностями, планированием загрузки машинолиний  и планово-профилактических остановок  на обслуживание и ремонты, могут  быть и критические сроки поставок и хранения сырья и материалов.

Возможно  также использование способа  расчета суммарной потребности  в сырье методом цепочных коэффициентов  в том случае, когда на разных технологических переделах выходной продукт является как конечной продукцией, так и входным сырьем для следующего технологического передела (пример –  производство растительного масла  разных степеней очистки).

Бюджет  доходов и расходов (Прогнозный Отчет  о прибыли)

Это единственный бюджетный документ, учитывающий  налоговый статус затрат и единственный бюджет, составляемый на основе принципа начисления. Он должен соответствовать  налоговому законодательству и может  также содержать дополнительный бюджет налоговых кредитов и обязательств, включая раздел по НДС.

Практический  опыт консультантов показывает, что  в случае применения сложных бартерных  схем расчетов, а также при наличии  экспорта для учета всех нюансов  следует составлять отдельный бюджет НДС.

Отличие используемого в финансовом планировании понятия “прибыль” от принятого  в бухгалтерской практике для  учетных целей состоит в следующем: согласно бухгалтерской практике прибыль  будет начислена уже при продажах первой партии изделий, а с позиции  финансового планирования прибыль  может появиться у предприятия  только после продаж, соответствующих  уровню безубыточности.

Наличие учетной прибыли не гарантирует  предприятию положительного денежного  потока.

Метод начислений, используемый в учете (а также, по инерции, и в планировании на подавляющем  большинстве предприятий) позволяет  отразить или спланировать финансовые последствия для предприятия  возникающих фактов хозяйственной  жизни в те периоды, когда эти  факты имели (будут иметь) место, а не тогда, когда предприятие  получает или выплачивает деньги. Денежный метод позволяет отразить или спланировать финансовые последствия для предприятия возникающих фактов в период получения или выплаты денег.

Та сумма  средств, которой предприятие может  распоряжаться по бюджету денежных средств, называется “чистые денежные поступления”, чем подчеркивается связь дохода, получаемого предприятием, с потоком денежных средств от основной деятельности. При финансовом планировании необходимо четко представлять, что прибыль за отчетный период и  денежные средства, полученные предприятием в течение периода не одно и  то же. Наличие прибыли не означает наличие у предприятия свободных  денежных средств, доступных для  использования. Поэтому основным документом для оценки эффективности деятельности предприятия в краткосрочном  периоде должен являться бюджет движения денежных средств.

Любые существенные нововведения, включая бюджетирование, внедряются хорошо только при общей  заинтересованности высшего менеджмента  предприятия и наличии “центров компетенции” - квалифицированных  специалистов с достаточными полномочиями и временем для непосредственного  участия в проекте по внедрению.

При подготовке и постановке бюджетирования на предприятии, а в дальнейшем, и развитии бюджетного процесса, менеджеры и ключевые специалисты  должны владеть современными методиками и технологиями управления, умело  использовать аналитические процедуры  при подготовке и принятии управленческих решений. Докладчики готовы поделиться практическими и теоретическими знаниями, связанными с процессами планирования, бюджетирования, контроля.

К основным преимуществам использования программно-технических  средств в бюджетировании относятся:

  • повышение быстродействия при работе с большими массивами информации (актуально для крупных предприятий при оперативном управлении);
  • повышение точности и снижении учетных ошибок при сборе и систематизации данных;
  • возможность создания единого информационного пространства предприятия;
  • возможность многомерной кодификации учетных данных;
  • возможность создания единой (сквозной) системы оперативного контроля;
  • возможность автоматизации процесса аналитической обработки информации.

Заключение

В заключение данной курсовой необходимо отметить, что является эффективным применение системы бюджетного планирования и  контроля для производственных и  производственно-торговых предприятий  среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово  и организационно не готово к внедрению  сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов  предприятия, совершенствованию его  организационной структуры, анализу  затрат и т.д., выполняется для  внедрения бюджетного планирования.

Практический  опыт внедрения бюджетного планирования показывает, что эта современная  управленческая технология пригодна для  применения на самых разных производственных предприятиях. “Машина времени”, позволяющая  менеджерам заглянуть на год в  будущее и проанализировать влияние управленческих решений на будущие потоки денежных средств незаменима в современной экономике.

Литература

  1. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2002.-400с.
  2. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2001. – 544 с.
  3. По учебному пособию: Калачанов В.Д., Васкевич К.Н., Турищева М.А. «Организация наукоемкого производства».
  4. http://www.cfin.ru - «Корпоративный менеджмент» — это интернет-проект, направленный на сбор и предоставление справочной, методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и оценке.
  5. http://prognozplan.ru – сайт о плане маркетинга, разработке процесса планирования фирмы в условиях рынка.

Информация о работе Бюджетное планирование