Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

В этой попытались определить базовые понятия бюджетного планирования не только в частных и местных предприятиях, но и попытался взглянуть изнутри, как начиналась сложная организация управления деятельностью людей в масштабах государства. Какие понятия затрагивает прогнозирование и для чего необходимо заниматься анализом прибыли и убытков предприятия (государства).

Содержание

Введение

Основные понятия бюджетного планирования

Бюджетное планирование в России

Бюджетное планирование в предприятии

Теоретические основы управления предприятием

Факторы, влияющие на бюджетное планирование

Виды систем бюджетов

Основные направления

Основные этапы составления бюджета предприятия

Схема процесса бюджетирования компании

Центры финансовой ответственности

Виды бюджетов

Направления эффективного бюджетирования

Бюджетный комитет

Функции и роль в организации предприятия

Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным частям основного бюджета

Бюджет продаж

Бюджет производства

Бюджет запасов готовой продукции

Бюджет прямых затрат на сырье и материалы

Бюджет доходов и расходов

(Прогнозный Отчет о прибыли)

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 97.62 Кб (Скачать документ)

Виды  бюджетов

Направления эффективного бюджетирования

Для рационального  сочетания краткосрочного и оперативного планирования, с учетом специфики  промышленных предприятий могут  использоваться следующие виды бюджетов:

Месячный  бюджет – составляется на следующий  месяц с подекадной или понедельной  разбивкой, входит составной частью в трехмесячный бюджет и является основным рабочим (оперативным) планом для управления текущей деятельностью  предприятия.

Трехмесячный  “скользящий” бюджет – составляется на квартал с разбивкой по месяцам, бюджет первого месяца – подекадный (понедельный). По итогам прошедшего месяца происходит “сдвиг” планового горизонта  на один месяц.

Годовой бюджет – составляется в конце  года на следующий год, с учетом “бюджетных рамок” долгосрочного бизнес-плана  для планируемого года.

Часто говорят  о формулировании миссии предприятия  для правильного определения  горизонта планирования, о безусловной  важности для бюджетирования дальних  стратегических целей. Но не будем останавливаться  на красивом декларировании миссии компании. Основное, что ограничивает горизонт планирования – это неопределенности рынка, недостаточная точность маркетинговых  прогнозов. Финансовый менеджмент, анализ затрат и организация планирования и контроля планов тут ни при чем.

Безусловно, существует примат стратегического  планирования над оперативным управлением, и текущая деятельность предприятия  определяется стратегическими целями, а не наоборот. Бизнес-планирование увязывает стратегическое планирование бизнеса с планированием соответствующих  мероприятий и экономических  показателей в средне- и краткосрочном  периоде. Ключевые показатели бизнес-планирования на первый год, который идет за текущим годом, создает бюджетные рамки (контрольные цифры), которые являются основой для детального планирования бюджета и связи между бизнес-планированием и бюджетным планированием.

Для решения  оперативных практических задач  управления предприятиями использование  бюджетирования эффективно в следующих  направлениях:

1) Управление  оборотными активами:

  • движением денежных средств, расчетами с клиентами (контроль и управление дебиторской задолженностью);
  • производственными запасами (контроль и управление запасами сырья и материалов, планирование закупок);
  • запасами готовой продукции (контроль складских запасов готовой продукции, их оптимизация и поддержание на необходимом уровне, ассортиментный анализ);
  • незавершенным производством (контроль и планирование переходящих остатков продукции в производстве и на выходном контроле качества).

2) Привлечение  краткосрочных и долгосрочных  внешних источников финансирования:

  • управление кредиторской задолженностью по поставкам сырья и материалов (расчет и оптимизация сроков погашения, планирование графика платежей);
  • расчет и обоснование потребности в привлечении краткосрочных кредитов;
  • планирование обслуживания долгосрочных кредитов в краткосрочном периоде (процентные платежи и платежи в счет погашения долга).

3) Внутрипроизводственный  учет и контроль:

  • составление смет затрат;
  • контроль производственных и непроизводственных затрат;
  • оценка текущего финансового состояния предприятия.

Система бюджетного управления включает в себя:

  1. Планирование взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов;
  2. Бюджет как финансовый план по выбранным позициям предприятия;
  3. Метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми (т.е. прогнозными или нормативными) показателями;
  4. Анализ отклонений между бюджетными и фактическими затратами и бюджетный контроль;
  5. Внутреннюю управленческую отчетность как результат выполнения бюджета;
  6. Управленческие действия, направленные на интеграцию различных управленческих контуров в единый контур бюджетного управления предприятия;
  7. Инструмент моделирования будущих результатов при принятии управленческих решений;
  8. Организационные процедуры согласования и коррекции планов;
  9. Организационные процедуры планирования и контроля.

Таким образом, бюджетирование содержит существенную организационную компоненту. Для  управления бюджетированием целесообразно  создание на предприятии Бюджетного комитета и назначение руководителя комитета (директора по бюджету, бюджетного координатора).

Бюджетный комитет

Функции и роль в организации предприятия

Бюджетный комитет - это постоянно действующая  группа менеджеров, которая занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании. Речь не идет о “раздувании штатов”, это совещательный орган –  группа наиболее компетентных специалистов и управленцев по основным направлениям деятельности предприятия, наделенных дополнительными полномочиями.

Бюджетный комитет координирует работу различных  служб предприятия по разработке операционных бюджетов. Непосредственную подготовку бюджетов и предоставление исходных данных для бюджетов должны осуществлять отделы и службы предприятия.

Функции бюджетного комитета:

  1. разработка внутренних стандартов бюджетирования;
  2. анализ бюджетных оценок, предложенных руководителями подразделений и их утверждение;
  3. анализ предложенных бюджетов, подготовка рекомендаций;
  4. обеспечение процесса разработки бюджета на предприятии;
  5. контроль выполнения бюджета.

Некоторым аналогом такого совещательного органа управления может быть широко ранее  распространенное на предприятиях “постоянно действующее производственное совещание” (ПДПС). Перечень менеджеров и сотрудников-экспертов, входящих в бюджетный комитет, предприятие  устанавливает самостоятельно. Это  должны быть люди, играющие ключевую роль при планировании деятельности предприятия, которые в силу должностных обязанностей обязаны заниматься согласованием, корректировкой и контролем выполнения планов.

Руководит работой бюджетного комитета, как  правило, финансовый директор предприятия. Необходимо также назначение должностного лица предприятия, которое отвечало бы за текущую работу по управлению бюджетированием – бюджетного координатора или директора по бюджету (в западных компаниях традиционно такого менеджера  называют офицер по бюджету).

Бюджетный координатор (директор по бюджету) отвечает за:

  1. подготовительный процесс;
  2. стандартизацию плановых и отчетных форм;
  3. сбор и сопоставление данных;
  4. проверку информации;
  5. предоставление отчетов.

Бюджетный координатор выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.

Ничего  не будет получаться также без  регламентации процесса бюджетирования: определения информации для составления  бюджета, сроков представления этой информации и ответственных за это  лиц, регламентации на уровне должностных  инструкций места каждого исполнителя  в системе составления основного  бюджета. Создание регламента документооборота и порядка обмена информацией  – один из важнейших этапов внедрения  бюджетирования.

Итогом  усилий по организации бюджетирования является разработка графика документооборота. Необходимо увязать все процедуры  и регламенты бюджетирования, усилия отдельных структурных подразделений  на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему (единый управленческий контур) управления.

Набор инструкций, отражающих политику, организационную  структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности  исполнителей по вопросам бюджетного планирования и управления обычно называется Руководство по бюджету (Бюджетный  регламент). Эти инструкции выполняют  функцию стандарта предприятия - свода правил и рекомендаций для  составления бюджетных программ.

Нет нормативных  документов, которые регламентируют внутренние стандарты на предприятии. Каждое предприятие положения стандарта  определяет самостоятельно.

В применении к бюджетированию, в стандартах предприятия (Бюджетном регламенте) должны быть определены:

  1. Центры финансовой ответственности;
  2. Нормативы расходов сырья и материалов для выпуска продукции;
  3. Нормативы расходов на заработную плату;
  4. Система оплаты труда, существующая на предприятии;
  5. Норматив накладных расходов;
  6. База распределения накладных расходов;
  7. Перечень объектов информации для составления бюджета, сроки представления этой информации и ответственных за это лиц;
  8. Бюджетный комитет и руководитель комитета;
  9. Место каждого исполнителя в системе составления основного бюджета;
  10. Период для сопоставления бюджета и фактических данных, ответственный за эту работу, сроки представления этой информации и кому она адресуется;
  11. Документооборот и порядок обмена информацией;
  12. Создание информационной базы (данные берутся из управленческого учета).

Проблема  информационной базы бюджетирования пересекается с организационными вопросами. Для  составления бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая существует в разрозненном виде в различных подразделениях. Функции сбора экономической  информации рассредоточены по разным службам: планово-экономическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел (или  выполняющим их функции, вне зависимости  от названия). В их функции не входит разработка нормативов распределения  накладных затрат, являющихся частью информационной базы.

Необходима  ревизия существующих на любом предприятии  внутренних плановых и отчетных форм, их унификация, оптимизация количества таких форм, их содержания и правил документооборота. Для упрощения  и ускорения составления и  контроля основного бюджета предприятия  необходимо стандартизовать формы  представления плановых и отчётных данных, что позволит лучше координировать работу прежде всего плановой службы, финансового отдела, бухгалтерии, отделов продаж, снабжения и производственных подразделений.

Особая  роль при разработке бюджетов предприятия  отводится планово-экономической  службе (отделу). Основная ее роль - консолидирующая. В этот отдел (службу) поступает вся  информация при составлении операционных бюджетов. Такое подразделение должно стать структурой, которая будет  нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета, а также за повседневный контроль операционных бюджетов. Эта служба должна подготавливать информацию быстро, качественно по содержанию и в том объеме, который необходим руководству предприятия для принятия эффективных управленческих решений.

При внедрении  бюджетирования возрастает роль финансовой службы (отдела, группы) как основного  подразделения, отвечающего за анализ и контроль графиков поступления  и расходования денежных средств в составе операционных бюджетов, составление и контроль основного финансового бюджета – бюджета движения денежных средств, разработку плана финансирования и представление его для утверждения руководству.

Возможно, крупным предприятиям следовало  бы применить структуру организации  планово-финансовых служб, принятую на многих западных предприятиях. Во главе  находится финансовый директор. Ему  подчинены две службы: т.н. “казначейская” (объединённые финансовые и бухгалтерские  функции) и служба контроля затрат. Сейчас, как правило, эти функции  разделены между планово-экономической  службой, финансовым отделом (где они  существуют) и бухгалтерией.

Предлагаемая  организационная структура “финансово-экономического блока” позволяет сосредоточить  всю полноту прав и ответственности  за финансовое благополучие предприятия  в одних руках - финансового директора. Кроме этого, она обеспечивает координацию  деятельности всех подразделений при  составлении основного бюджета  предприятия.

Особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также важные моменты к составным  частям основного бюджета

Бюджет  продаж

Номенклатура  выпускаемой продукции промышленных предприятий может быть очень  широкой, поэтому с целью упрощения  процесса составления основного  бюджета можно использовать принцип  АВС, т.е. подробно составлять бюджет только для продукции, которая составляет 20% в составе ассортимента, но дает 80% объема продаж. Остальная продукция  может планироваться в условных натуральных показателях и в  условной цене за единицу. Этот подход рационально применять для составления  годового бюджета, который затем  будет уточняться трехмесячными  и месячными бюджетами.

При планировании продаж важно учитывать относительную  прибыльность продукции (данные ассортиментного  анализа).

Информация о работе Бюджетное планирование