Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Работа состоит из  1 файл

бюджет по финансам.doc

— 553.00 Кб (Скачать документ)

 

* По этим  кодам учитываются также доходы  от уплаты платежей, поступающих  в счет погашения задолженности,  образовавшейся на 1 января 2002 года, штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанных доходов.

** С введением  в действие органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации налога с продаж  указанные сборы не взимаются.

 

 

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в государственной собственности
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение госдолга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

Таблица 3

Распределение расходов

Федерального  бюджета на 2002 год

По  разделам и подразделам функциональной классификации

Расходов  бюджетов российской федерации (тыс. руб.)

 

Код

Статьи расходов

Сумма

       

 

ВСЕГО  РАСХОДОВ

1947386255,4

       

 

 в том  числе:                                          

           

 

  0100 

Государственное управление и местное самоуправление                           

  56745563,3

  0101 

Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации          

   2768149,7

  0102 

Функционирование   законодательных (представительных) органов государственной власти                   

   2617968,9

  0103 

Функционирование  исполнительных органов государственной власти                   

  12721176,6

  0104 

Деятельность финансовых и налоговых  органов                                 

  34189424,7

  0105 

Прочие расходы на общегосударственное  управление                               

   4448843,4

  0200 

Судебная власть                          

  19111999,8

  0201 

Федеральная судебная система             

  19111999,8

  0300 

Международная деятельность               

  42858764,5

  0301 

Международное сотрудничество             

  30451751,3

  0303 

Реализация межгосударственных договоров  в рамках Содружества Независимых  Государств

   9585465,4

  0304 

Международные культурные, научные и информационные связи                     

   1347347,8

  0305 

Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам                      

     56700,0

  0306 

Реализация международных  обязательств в сфере военно-технического сотрудничества                           

   1417500,0

  0400 

Национальная оборона                     

284157831,5

  0401 

Строительство и содержание Вооруженных  Сил Российской Федерации                 

263863793,5

  0402 

Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии             

  13993500,0

  0403 

Обеспечение мобилизационной и  вневойсковой подготовки                  

   3269760,0

  0404 

Подготовка и участие в обеспечении  коллективной безопасности и миротворческой деятельности              

   2728278,0

  0407 

Обеспечение деятельности отраслей для  национальной обороны                     

    302500,0

  0500 

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства     

173863288,3

  0501 

Органы внутренних дел                    

  44565516,6

  0502 

Внутренние войска                        

  13571245,0

  0503 

Уголовно - исполнительная система        

  32735876,1

  0504 

Органы налоговой полиции                 

   4894300,1

  0505 

Органы государственной безопасности      

  31813455,6

  0506 

Органы пограничной службы                

  17558006,8

  0507 

Таможенные органы                        

   9650547,4

  0508 

Органы прокуратуры                       

   9209321,6

  0509 

Государственная противопожарная  служба   

   6111559,9

  0510 

Органы юстиции                           

   3394759,2

  0511 

Государственная фельдъегерская служба    

    358700,0

  0600 

Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу          

  30317957,1

  0601 

Фундаментальные исследования             

  15441429,2

  0602 

Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно - технического прогресса                   

  14876527,9

  0700 

Промышленность, энергетика и строительство

  57707669,7

  0701 

Топливно-энергетический комплекс       

   7600000,0

  0704 

Конверсия оборонной промышленности       

    250000,0

  0705 

Другие отрасли промышленности            

    243900,0

  0707 

Строительство, архитектура               

  41545667,1

  0708 

Стандартизация и метрология              

     90200,0

  0709 

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

   7323888,3

  0710 

Содержание органов специального строительства                            

    654014,3

  0800 

Сельское хозяйство и рыболовство         

  26821500,0

  0801 

Сельскохозяйственное производство        

  20444700,0

  0802 

Земельные ресурсы                        

   1937000,0

  0804 

Рыболовное хозяйство                     

   2922186,4

  0805 

Прочие мероприятия в области  сельского хозяйства                                

   1517613,6

  0900 

Охрана окружающей природной среды  и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия                   

   9758799,8

  0901 

Водные ресурсы                           

    675850,2

  0902 

Лесные ресурсы                           

   6076500,0

  0903 

Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира           

    580705,7

  0904 

Гидрометеорология                        

   1749843,9

  0905 

Картография и геодезия                   

    675900,0

  1000 

Транспорт, связь и информатика           

   7034319,7

  1001 

Автомобильный транспорт                  

     26460,0

  1002 

Железнодорожный транспорт                

    300000,0

  1003 

Воздушный транспорт                      

   3706039,6

  1004 

Водный транспорт                         

   2312920,1

  1006 

Связь                                    

    686800,0

  1007 

Информатика (информационное обеспечение) 

      2100,0

  1100 

Развитие рыночной инфраструктуры         

     20000,0

  1101 

Малый бизнес и предпринимательство       

     20000,0

  1300 

Предупреждение и ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий

   8693085,0

  1302 

Предупреждение и ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций                    

   8670685,0

  1303 

Гражданская оборона                      

     22400,0

  1400 

Образование                              

  80088334,7

  1401 

Дошкольное образование                   

    542373,0

  1402 

Общее образование                        

   1361193,0

  1403 

Начальное профессиональное образование   

  18690132,7

  1404 

Среднее профессиональное образование     

  10228152,2

  1405 

Переподготовка и повышение  квалификации  

   1111503,8

  1406 

Высшее  профессиональное образование     

  43477076,1

  1407 

Прочие расходы в области  образования     

   4677903,9

  1500 

Культура, искусство и кинематография     

  10292505,8

  1501 

Культура и искусство                     

   8776735,3

  1502 

Кинематография                           

   1500942,3

  1503 

Прочие мероприятия в области культуры и искусства                                

     14828,2

  1600 

Средства массовой информации             

  10264830,2

  1601 

Телевидение и радиовещание               

   9500400,0

  1602 

Периодическая печать и издательства      

    471640,2

  1603 

Прочие средства массовой информации      

    292790,0

  1700 

Здравоохранение и физическая культура    

  31908141,6

  1701 

Здравоохранение                          

  26595422,8

  1702 

Санитарно - эпидемиологический надзор    

   4052312,7

  1703 

Физическая культура и спорт              

   1260406,1

  1800 

Социальная политика                      

430350521,5

  1801 

Учреждения социального обеспечения  и службы занятости                         

   3891868,6

  1802 

Социальная помощь                        

341320812,0

  1804 

Пенсии военнослужащим                    

  40274107,7

  1805 

Пенсии и пособия в правоохранительных органах                                  

  20262260,7

  1806 

Прочие мероприятия в области социальной политики                                 

  20648189,5

  1808 

Миграционная политика                    

   3953283,0

  1900 

Обслуживание государственного и  муниципального долга                     

285009298,7

  1901 

Обслуживание государственного и  муниципального внутреннего долга         

  57918098,7

  1902 

Обслуживание государственного внешнего долга                                    

227091200,0

  2000 

Пополнение государственных запасов  и резервов                                 

    527305,2

  2002 

Государственный материальный резерв      

     53760,0

  2003 

Прочие государственные запасы и резервы  

    473545,2

  2100 

Финансовая помощь бюджетам других уровней 

265406554,4

  2101

Финансовая помощь бюджетам других уровней 

239239855,5

  2102 

Фонд регионального развития              

  17491700,0

  2103 

Мероприятия в области регионального  развития                                 

   8674998,9

  2200 

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

  10315350,0

  2201 

Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам                  

   9772350,0

  2202 

Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры          

    543000,0

  2300 

Мобилизационная подготовка экономики     

    500000,0

  2301 

Мобилизационная подготовка экономики     

    500000,0

  2400 

Исследование и использование  космического пространства                             

   9742000,0

  2401 

Государственная поддержка космической  деятельности                             

   2799320,0

  2402 

Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области  космической деятельности                 

   6942680,0

  2500 

Военная реформа                          

  16544982,8

  2501 

Проведение военной реформы               

  16544982,8

  2600 

Дорожное хозяйство                       

  68519404,0

  2601 

Дорожное хозяйство                       

  68519404,0

  3000 

Прочие расходы                           

  -3067652,2

  3001 

Резервные фонды                          

   4300000,0

  3002 

Проведение выборов и референдумов        

   2632436,5

  3003 

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)      

-10445796,8

  3004 

Прочие расходы, не отнесенные к  другим подразделам                              

    433408,1

  3005 

Туризм                                   

     12300,0

  3100 

Целевые бюджетные фонды                  

  13893900,0

  3109 

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии                          

  13893900,0

       

 

Кроме того: Расходы, перечисляемые  в Пенсионный фонд в счет поступлений  от единого социального налога                                   

281230000,0


 

* Из них: финансирование  ремонтно-восстановительных работ  на особо ценных объектах культурного  наследия народов Российской  Федерации, имеющих религиозное  значение, - 40000,0 тыс. рублей, реставрации  замка Шереметьева, с. Юрино,  Республика Марий Эл - 3700,0 тыс. рублей.

** Из них:  финансирование мероприятий по  подготовке российских спортсменов  - инвалидов к участию в зимних  Параолимпийских играх 2002 года  в г. Солт-Лейк-Сити (США) - 30000,0 тыс.  рублей.

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ

 

2.1 Федеральный  бюджет

 

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  социально-экономической стратегии.                     Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" и с учетом реализации целей экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу. 
Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную перспективу являются:         

- усиление роли налогово-бюджетной  политики в качестве инструмента    стимулирования экономического  роста; 

       - повышение  устойчивости бюджетной системы,  снижение ее зависимости от  внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение профицита  федерального бюджета в условиях  увеличения долговых выплат при  соблюдении оригинальных графиков  платежей по внешним обязательствам;

- повышение качества управления  государственными активами и  пассивами, совершенствование управление государственным долгом. 
Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства. 
Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

    Кроме того, в 2002 году  продолжена реализация мер по  консолидации федеральном бюджете  государственных ресурсов за счет включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. 
   В соответствии с таким подходом проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП. 
   В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. 
В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Основными задачами в области налоговой  политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики. 
Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет: 
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового  бремени, в первую очередь,  на законопослушных налогоплательщиков  путем сокращения налоговых льгот,  отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач  в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры. 
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на  прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех  налоговых льгот, что помимо  снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий. 
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.

3. Отменяются льготы  при уплате налога на добавленную  стоимость связанные с налогообложением  работ по строительству жилых  домов, производимых с привлечением  средств бюджетов всех уровней  при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические  ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого  роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются  продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.

В 2002 году продолжится  реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые  благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд.рублей. 
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом. 
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Анализ обоснованности бюджетного планирования и финансового государственного бюджета на макро- и микро- уровнях