Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Для вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, планируется обеспечить:
упрощение порядка передачи используемых прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе передачи данных от правообладателя их непосредственным создателям, включая авторов;
введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности по государственному контракту как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;
обеспечение четкой регламентации процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд;
формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях совершенствования налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, а также для снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно активные предприятия и новые высокотехнологичные предприятия, в частности, предусматривается проработать возможность:
предоставления дополнительных льгот по обязательным страховым взносам малому и среднему инновационному бизнесу, а также резидентам технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков;
создания благоприятного налогового режима для осуществления венчурного инвестирования и ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний);
расширения использования налоговой льготы на прирост капитала на инвестиции всех категорий инвесторов во все формы инновационных компаний;
введения льготного
налогообложения инновационных
компаний в наукоградах и закрытых административно-
предоставления
налоговых льгот и льгот по
обязательным страховым взносам
для инжинирингового бизнеса
и бизнеса в сфере
В целях интенсификации усилий по улучшению инвестиционного климата будут предприняты следующие меры:
сокращение государственного участия в экономике, активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями;
реализация мер по повышению инновационной привлекательности приоритетных инновационных секторов экономики с использованием всех инструментов налогового и тарифного регулирования;
повышение прозрачности
использования иностранных
существенное
упрощение процедур предоставления
земельных участков для создания
новых высокотехнологичных
Для стимулирования притока квалифицированных специалистов планируется в том числе внесение соответствующих изменений в миграционное законодательство Российской Федерации.
Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:
прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;
усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);
определение механизмов
поддержки импорта отдельных
передовых зарубежных технологий, которые
характеризуются высоким потенц
Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности управления будет расширена практика предложения государством компаниям с государственным участием кандидатов для избрания независимых членов советов директоров. В то же время в период сохранения участия государства в управлении деятельностью отдельных крупных компаний будет обеспечена реализация последовательной политики государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроля со стороны государства как одного из собственников за их реализацией.
Указанные программы, как правило, будут формироваться на среднесрочный период (5 - 7 лет) с учетом государственных приоритетов научно-технологического развития и содержат оценку технологического уровня компании в сравнении с лучшими мировыми аналогами, а также мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, и на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса, включая:
значительное повышение производительности труда (не менее 5 процентов ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;
существенную экономию энергетических ресурсов как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции;
существенное
удешевление себестоимости
существенное
улучшение потребительских
В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям крупнейших зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3 - 5 лет) для их достижения.
В результате разработки программ будет составлен прогноз создания новых (для отечественного и мирового рынка) технологий, продуктов и услуг на период до 10 лет.
Планируется предусмотреть меры по повышению открытости корпоративной системы, что будет способствовать созданию дополнительного спроса со стороны крупных компаний на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечению малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей, участию в формировании технологических платформ и активизации внешнеэкономической деятельности.
Результаты проводимой политики позволили в 2011 году повысить вложения компаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более чем на 30 млрд. рублей (более 60 процентов по сравнению с 2010 годом) и позволят закрепить финансовые планы по увеличению расходов на инновации в программах компаний.
Оценка хода реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
Предоставление на конкурсной основе грантов для софинансирования проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширения взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.
Предоставление финансовой поддержки технологических инноваций предусматривается по следующим основным направлениям:
проведение
научно-исследовательских и
внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий и программного обеспечения, а также приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.
Важнейшими
институтами обеспечения
В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудования планируется реализовать следующие меры:
оптимизация механизма
администрирования расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
оптимизация освобождения от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности).
Наряду со стимулированием инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации Стратегии отводится поддержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в этом направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.
В целях содействия появлению и развитию нового высокотехнологичного бизнеса предусматривается осуществление следующих мер:
расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности, в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов, в том числе венчурных, создаваемых для поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях;
расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий;
формирование
благоприятных условий для
содействие процессам интеграции успешных недавно созданных инновационных компаний в мировой рынок высокотехнологичной продукции;
усиление инновационной направленности программ по поддержке малого и среднего предпринимательства;
расширение видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых инновационных компаний за счет развития инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием;
развитие системы поддержки изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм.
Для отработки
возможных перспективных
оценка эффективности применения льготной ставки обязательных страховых платежей в отношении предприятий сектора информационно-коммуникационных технологий, малых предприятий, создаваемых при вузах и научных центрах, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и компаний, осуществляющих деятельность на территории инновационного центра «Сколково»;
анализ практики использования льготного налогового режима для организаций, признаваемых участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
анализ эффективности льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций, признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
предоставление возможности включения в налогооблагаемую базу расходов на выполнение работ по стандартизации;
Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года