Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.
Основными направлениями
предоставляемой поддержки
Получат дальнейшее развитие системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада.
Переход к использованию
новых образовательных
(в том числе в рамках поддержки создания
и функционирования саморегулируемых
профессиональных организаций).
Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:
обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по педагогическим специальностям;
усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;
реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;
создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
С учетом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:
обеспечить возможность стажировки для большинства работников системы общего образования;
сформировать кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава;
регулярно обновлять
требования к образовательной
Повышение квалификации учителей должно сопровождаться доведением к 2013 году их средней заработной платы до средней по экономике в соответствующем регионе с последующим ее поддержанием на уровне не ниже достигнутого.
Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных учреждениях современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.
Важную роль в содействии распространению лучших корпоративных практик оценки и развития молодых профессиональных кадров, разработке механизмов обеспечения долгосрочной поддержки молодых профессионалов, а также разработке системы прогнозирования перспективных потребностей в специалистах для компаний среднего бизнеса и новых современных форм образования будет играть автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.
В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.
В этих целях
в вузах и других образовательных
организациях, предоставляющих услуги
профессионального образования, профессиональной
подготовки и переподготовки будет
обеспеченно внедрение
Предполагается
актуализировать содержание образовательных
программ профессионального, общего и дополнительного образования
с учетом современного мирового уровня
научных и технологических знаний в первую
очередь по приоритетным направлениям
развития науки, техники и технологий
в ключевых областях естественных и точных
наук и в сфере подготовки управленческих
кадров. В части профессионального образования
такая актуализация должна опираться
на развитие системы взаимодействия образовательных
организаций с предприятиями, развивающими
высокотехнологичные производства, посредством
создания малых инновационных хозяйственных
обществ, а также на международные стандарты.
В целях обеспечения экономики высокопрофессиональными
техническими кадрами и оптимизации системы
профессионального образования будет
реализована модель прикладного бакалавриата,
предполагающая получение фундаментальных
знаний в определенной предметной области
и квалификации для работы со сложными
технологиями и с рядом смежных технологий.
При этом будет обеспечено сочетание в
современном инженерном образовании технических
и управленческих компетенций. Одновременно
будет предоставлена возможность получения
базовых знаний в сфере технологий и технологического
менеджмента в рамках образовательных
программ
по экономическим и управленческим направлениям
высшего образования.
Будут совершенствоваться
федеральные государственные
В этих целях будут реализованы программы
и мероприятия, направленные на обеспечение
ключевых российских вузов профессорско-
Предполагается
осуществление
Планируется разработка
и внедрение более эффективных
и прозрачных процедур назначения руководителей
учреждений образования, найма и
повышения в должности научно-
В университетах нормой станет использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества и с ориентацией на показатели публикационной активности, а также взаимодействие с организациями соответствующих секторов экономики. Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе отсутствуют.
Необходимо
расширять практику подготовки кадров
в ведущих международных
В целях повышения
доступности качественного
Будет реализован комплекс мер по удержанию в России и привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных. Данный комплекс мер будет включать повышение общей привлекательности России для таких специалистов, адресное привлечение, стимулирование российских работодателей (ведущих вузов и научных организаций, органов государственного управления) к участию в привлечении таких специалистов.
Вузы, обучающие студентов по магистерским программам, будут иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, будет участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития. Для этого будут последовательно развиваться механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, в том числе за счет увеличения бюджетного финансирования соответствующих мероприятий и (или) проектов.
Профессиональными
сообществами будут созданы регулярно
обновляемые отраслевые рейтинги вузов,
факультетов, институтов, ведущих обучение
по соответствующим специальностям и
образовательным программам, исходя из
международной публикационной и патентной
активности профессорско-
Дальнейшее развитие получит стандартизованное тестирование для оценки качества освоения выпускниками образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах образовательных учреждений.
Планируется введение
стандартизованного экзамена по разным
предметам для выпускников
Инновационное развитие предполагает международную интеграцию, что означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам, а также совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Необходимо максимально полное распространение международных стандартов на области образования, науки, техники и управления, а также эффективное стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей, в том числе международной. Характеристики международной академической мобильности будут включаться в рейтинги образовательных учреждений.
Будет расширено
участие представителей высокотехнологичного
бизнеса в управлении вузами, а
также в формировании и реализации
образовательных программ вузов. В
состав наблюдательных (попечительских)
советов федеральных и
Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года