Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

Деятельность  школ для одаренных учащихся при  вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и  направлениям точных наук, но также  и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.

Основными направлениями  предоставляемой поддержки станут обеспечение современных условий  организации образовательного процесса, в том числе на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе через финансовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ. В федеральных и национальных исследовательских университетах эта работа будет осуществляться в рамках программ их создания и развития. Соответствующие требования будут включены в перечень обязательных при оценке эффективности деятельности ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов.

Получат дальнейшее развитие системы и механизмы  государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада.

Переход к использованию  новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен путем аттестации кадров, формирования современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновления квалификационных требований 
(в том числе в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций).

Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:

обновить образовательные  программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования  по педагогическим специальностям;

усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;

реформировать сеть педагогических вузов, превратив  их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;

создать сеть консультационно-методического  сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

С учетом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:

обеспечить  возможность стажировки для большинства  работников системы общего образования;

сформировать  кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава;

регулярно обновлять  требования к образовательной деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и структуре образовательных  программ, с целью продвижения  инновационных образовательных  технологий и формирования новой  школьной инфраструктуры.

Повышение квалификации учителей должно сопровождаться доведением к 2013 году их средней заработной платы до средней по экономике в соответствующем регионе с последующим ее поддержанием на уровне не ниже достигнутого.

Также предстоит  обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных учреждениях современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.

Важную роль в содействии распространению лучших корпоративных практик оценки и  развития молодых профессиональных кадров, разработке механизмов обеспечения  долгосрочной поддержки молодых профессионалов, а также разработке системы прогнозирования перспективных потребностей в специалистах для компаний среднего бизнеса и новых современных форм образования будет играть автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.

В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

В этих целях  в вузах и других образовательных  организациях, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки будет  обеспеченно внедрение кредитно-модульных  технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.

Предполагается  актуализировать содержание образовательных  программ профессионального, общего и дополнительного образования с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний в первую очередь по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в ключевых областях естественных и точных наук и в сфере подготовки управленческих кадров. В части профессионального образования такая актуализация должна опираться на развитие системы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства, посредством создания малых инновационных хозяйственных обществ, а также на международные стандарты. В целях обеспечения экономики высокопрофессиональными техническими кадрами и оптимизации системы профессионального образования будет реализована модель прикладного бакалавриата, предполагающая получение фундаментальных знаний в определенной предметной области и квалификации для работы со сложными технологиями и с рядом смежных технологий. При этом будет обеспечено сочетание в современном инженерном образовании технических и управленческих компетенций. Одновременно будет предоставлена возможность получения базовых знаний в сфере технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных программ  
по экономическим и управленческим направлениям высшего образования.

Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные  стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повышаться роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов.

В этих целях будут реализованы программы и мероприятия, направленные на обеспечение ключевых российских вузов профессорско-преподавательскими кадрами, ведущими исследовательскую деятельность на мировом уровне. Актуальной задачей является выведение уровня оплаты и условий труда таких профессоров и преподавателей на уровень международных стандартов.

Предполагается  осуществление дифференцированного  повышения расчетных нормативов, устанавливающих уровень финансирования образовательных программ за счет средств  федерального бюджета. Отбор вузов, в отношении которых будут применяться данные нормативы, и направлений подготовки в них будет производиться на конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных, инженерных, иных профессиональных творческих школ, подтвержденных в соответствии с их особенностями такими показателями, как международная публикационная активность профессорско-преподавательского состава соответствующих подразделений и (или) вклад в развитие науки, техники, иных секторов экономики и культуры.

Планируется разработка и внедрение более эффективных  и прозрачных процедур назначения руководителей  учреждений образования, найма и  повышения в должности научно-педагогических работников вузов. При этом будет  предусмотрено введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих эффективную исследовательскую деятельность.

В университетах  нормой станет использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества и  с ориентацией на показатели публикационной активности, а также взаимодействие с организациями соответствующих секторов экономики. Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе отсутствуют.

Необходимо  расширять практику подготовки кадров в ведущих международных университетах в первую очередь на уровне аспирантуры, разрабатывать и реализовывать меры по привлечению их на работу в ключевые российские вузы и научные организации.

В целях повышения  доступности качественного профессионального  образования и расширения его  ресурсной базы будут усовершенствованы механизмы образовательного кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных университетах.

Будет реализован комплекс мер по удержанию в России и привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных. Данный комплекс мер будет включать повышение общей привлекательности России для таких специалистов, адресное привлечение, стимулирование российских работодателей (ведущих вузов и научных организаций, органов государственного управления) к участию в привлечении таких специалистов.

Вузы, обучающие  студентов по магистерским программам, будут иметь соответствующий  научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, будет участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития. Для этого будут последовательно развиваться механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, в том числе за счет увеличения бюджетного финансирования соответствующих мероприятий и (или) проектов.

Профессиональными сообществами будут созданы регулярно обновляемые отраслевые рейтинги вузов, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям и образовательным программам, исходя из международной публикационной и патентной активности профессорско-преподавательского состава и других принятых в международной практике критериев. При этом будет осуществлено прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым вузы не имеют серьезного научного задела, подтвержденного публикационной и патентной активностью на международном уровне либо иными способами, соответствующими особенностям специальностей.

Дальнейшее  развитие получит стандартизованное  тестирование для оценки качества освоения выпускниками образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах образовательных учреждений.

Планируется введение стандартизованного экзамена по разным предметам для выпускников бакалавриата и специалитета, который будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе.

Инновационное развитие предполагает международную  интеграцию, что означает серьезное  повышение требований к результатам  освоения образовательных программ по иностранным языкам, а также совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Необходимо максимально полное распространение международных стандартов на области образования, науки, техники и управления, а также эффективное стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей, в том числе международной. Характеристики международной академической мобильности будут включаться в рейтинги образовательных учреждений.

Будет расширено  участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении вузами, а  также в формировании и реализации образовательных программ вузов. В  состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и национальных исследовательских университетов будут в обязательном порядке включаться представители инновационного бизнеса и предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, активно внедряющих инновации. Будет законодательно урегулирована возможность создания учреждениями профессионального образования на базе предприятий (организаций) кафедр, осуществляющих обучение студентов, а также возможность создания предприятиями (организациями) на базе образовательных организаций кафедр и лабораторий.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года