Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Предполагается обеспечить
создание в регионах России современных
музейных комплексов, посвященных научно-
Предусматривается программа поддержки (субсидирования) издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками.
Во взаимодействии
с ведущими экспертными организациями
и
бизнес-ассоциациями планируется учредить с 2012 года национальную премию,
в том числе за лучший инновационный потребительский
продукт, технологию, способную изменить
качество жизни, и выход на зарубежные
рынки. Будет введена практика награждения
государственными наградами наиболее
успешных предпринимателей в инновационной
сфере с широким освещением их успехов
и достижений в средствах массовой информации.
Важным условием эффективной реализации задач формирования инновационной культуры должны стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых, а также реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ, реализуемых организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными некоммерческими организациями.
Одним из основных условий перехода экономики на инновационный путь развития является повышение инновационной активности бизнеса.
За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию компаний к инновациям и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при наличии отдельных улучшений сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в этой сфере. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие проблемы:
недостаточное качество бизнес-среды, неконкурентоспособный инвестиционный климат, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки;
сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;
недостаточность
усилий региональных и муниципальных
властей по улучшению условий
для инновационной
взаимодействие
бизнеса и государства в
недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, в частности ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, а также на формирование и развитие научно-производственных партнерств;
издержки небольших компаний на получение прямой государственной поддержки при реализации инновационных проектов, вместе с тем ограниченные возможности федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление поддержки по множеству некрупных проектов. До настоящего времени такого рода проблемы в некоторой мере решались в том числе предоставлением поддержки в рамках соответствующих региональных программ. В настоящее время отсутствует значимый прогресс в реализации различных механизмов поддержки инновационной деятельности предприятий с помощью отраслевых бизнес-ассоциаций;
отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных инициатив и последующего прекращения их реализации.
Вместе с тем одной из ключевых задач Стратегии является развитие среды, благоприятной для инноваций. Безусловные гарантии защиты прав собственности и обеспечение благоприятного инвестиционного климата являются фундаментом построения эффективной инновационной системы. Только при обеспечении этих базовых условий возможно создание среды, в которой постоянные инновации становятся неотъемлемым элементом цивилизованной конкуренции между компаниями, когда именно инновационно активные компании получают долгосрочные преимущества на рынке и в этой связи их собственники заинтересованы в результативных инновациях, в которой инновационное предпринимательство пользуется уважением со стороны общества.
Государство будет последовательно проводить политику содействия конкуренции, направленную на устранение административных барьеров. В деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления будет исключена практика предоставления индивидуальных преференций, создания искусственных барьеров и использования административного ресурса, в том числе будет обеспечена прозрачность и открытость процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, присоединения к электрическим и газовым сетям, системам водо- и теплоснабжения. Антимонопольное регулирование будет одним из важнейших инструментов содействия инновационному развитию.
Задачу содействия инновационному развитию предусматривается решать с помощью совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий, а также миграционной политики.
В то же время формирование гармоничной инновационной среды является процессом сложным и длительным, требующим обновления (иногда принципиального) ряда существующих институтов. В этой связи меры по развитию инновационной среды должны особенно на 1-м этапе сочетаться с мерами по поддержке инновационной деятельности компаний, развитию нового инновационного бизнеса и стимулированию связей между различными участниками инновационных процессов.
В процессе реализации Стратегии будут предприняты дополнительные меры по повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, а также по развитию инструментов государственно-частного партнерства.
Основными результатами формирования среды, благоприятной для инноваций, должны стать:
устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий;
усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).
В связи с
этим планируется реализовать
улучшение условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям;
совершенствование регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий;
развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования;
вовлечение
в экономический и гражданско-
совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию;
интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата;
стимулирование притока квалифицированных специалистов.
В целях улучшения условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям предусматривается обеспечить:
повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности;
определение принципов
контроля за преференциями отдельным
компаниям и критериев
регулярную оценку существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.
Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки неэффективных компаний, а в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.
Государство будет формулировать требования к инновационной политике компаний с государственным участием и естественных монополий. В соответствии с этими требованиями будет обеспечена качественная экспертиза и контроль за выполнением планов развития и инвестиционных программ этих компаний.
В целях совершенствования регули
Развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования предусматривает решение следующих задач:
ускоренное обновление стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, а также гармонизация нормативной правовой базы Российской Федерации и Таможенного союза с Европейским союзом в этой сфере с внедрением механизмов взаимного признания результатов работ по подтверждению соответствия;
ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования соответствующих требований к ней, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность с использованием декларирования вместо сертификации;
упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;
упрощение импорта технологий, в том числе путем совершенствования устанавливаемых Правительством Российской Федерации перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без специального разрешения на ввоз, и правил использования указанного оборудования;
реализация
системы мер по обеспечению последовательного
и предсказуемого на долгосрочную перспективу
ужесточения требований к эффективности
использования предприятиями
Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года