Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

расширение  и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в сфере фундаментальной науки, а также персонализация финансирования научных коллективов и обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;

расширение  взаимодействия компаний реального  сектора 
с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, научными учреждениями государственных академий наук и другими научными организациями). Вместе с тем на повышение эффективности такого взаимодействия будет направлено расширение практики участия представителей вузовской и академической науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций;

концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.

Координация усилий по формированию эффективного сектора  исследований и разработок в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего, на стадии, предваряющей коммерциализацию) и развития единой инфраструктуры сектора будет осуществляться в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие науки и технологий».

1. Структурная модернизация сектора исследований и разработок

 

В области совершенствования  сети организаций планируется расширение практики проведения комплексной оценки потенциала и результативности действующих  государственных научных учреждений, в том числе государственных научных центров и научных учреждений государственных академий наук.

Предстоит уточнить и конкретизировать методики оценки уровня и качества научных проектов и организаций различного профиля  с учетом специфики фундаментальных и прикладных исследований, вузовской науки, отдельных областей исследований на основе современных международных методик. Учитывая специфику научной деятельности, проведение таких оценок будет в максимальной степени опираться на силы самого научного сообщества. С этой целью к экспертизе будут привлекаться ведущие российские ученые, эксперты научных фондов, зарубежные ученые и эксперты в области оценки уровня и качества научных проектов и организаций.

Основными критериями оценки качества и результативности фундаментальных исследований должны быть международное признание и публикационная активность сотрудников и коллективов. Для прикладной науки важнейшим критерием является востребованность результатов проводимых исследований, в том числе российскими и зарубежными предприятиями и органами власти различного уровня.

Регламенты  проведения оценки организаций и  принятия решений по ее итогам должны предусматривать возможность направления  средств, сэкономленных за счет сокращения неэффективных подразделений на развитие самой организации, расширение деятельности эффективных подразделений, решение проблем материально-технического обеспечения и модернизации исследовательского оборудования. Будет реализован комплекс мер для обеспечения качества разработки и реализации среднесрочных (5-летних) программ развития организаций, которые подлежат оценке наряду с результативностью прошлых периодов.

Процесс совершенствования  научных организаций, включая оптимизацию  их состава, будет сопровождаться созданием  условий для возникновения новых исследовательских центров на базе наиболее эффективных научных групп. С этой целью будет разработана система выделения на конкурсной основе средств на развитие организаций, которые  помимо  исследовательской компоненты  будут  предусматривать

финансирование создания и материально-технического обеспечения новых организаций.

Важным направлением на первом этапе реализации Стратегии  будет продолжение развития сети национальных исследовательских университетов, которые должны стать ядром нового интегрированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего подготовку кадров и выполнение значительной доли фундаментальных и прикладных исследований.

На втором этапе  реализации Стратегии будут внедрены (прежде всего в сфере фундаментальных  исследований) механизмы управления научными исследованиями, предоставляющие большую административную и финансовую автономию научным структурным подразделениям и коллективам, функционирующим в рамках крупных исследовательских структур. Цель внедрения таких механизмов управления состоит в том, чтобы руководители научных проектов или подразделений обладали более широкими полномочиями и большей ответственностью за выбор направлений развития, источников финансирования и расходования средств.

Одним из приоритетов  совершенствования структуры сети организаций, осуществляющих прикладные исследования, является продолжение работ по созданию центров компетенции - национальных исследовательских центров в сферах научно-технических заделов мирового уровня в рамках различных организационных моделей и обеспечение полного инновационного цикла от исследований до коммерциализации.

Одной из задач  структурных преобразований в секторе  исследований и разработок является повышение уровня коммуникаций и  сотрудничества между различными организациями фундаментальной и прикладной науки, вузами, научными организациями и предприятиями.

Также предполагается расширение практики поддержки фундаментальных  и прикладных исследований в вузах  и интеграция научной и образовательной  деятельности. В этих целях необходимы опережающее финансирование исследовательской и инновационной инфраструктуры ведущих университетов, а также продолжение практик создания кафедр вузов при учреждениях Российской академии наук, национальных исследовательских центрах и государственных научных центрах для обеспечения участия студентов таких кафедр в исследовательском процессе.

Кроме того, планируется  дальнейшее увеличение вклада государственных  академий наук в решение задач  инновационного развития страны. С  этой целью будут совершенствоваться механизмы поддержки фундаментальных и прикладных исследований в государственных академиях наук, создаваться необходимые организационные условия для более активной и эффективной деятельности организаций академического сектора науки по коммерциализации результатов, проводимых ими фундаментальных исследований посредством прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В целях повышения инновационного потенциала академического сектора науки планируется разработка программы инновационного развития Российской академии наук.

Важнейшей задачей, которую предстоит решить в ходе реструктуризации сектора, является улучшение  обеспеченности исследователей современными приборами и научными установками, в том числе уникальными. В 2001 - 2009 годах доля капитальных затрат на покупку оборудования во внутренних затратах на исследования и разработки составляла 2 - 3 процента. В период реализации Стратегии предполагается увеличить оснащенность труда в науке примерно в  
2 - 2,5 раза.

2. Кадровый потенциал науки

 

Одной из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в ходе реализации Стратегии, является обеспечение воспроизводства  кадрового потенциала науки (этот процесс  включает механизмы выявления талантливой  молодежи на всех этапах обучения), а также преемственности в развитии научных школ без потери накопленного потенциала.

Решение этой задачи предполагает реализацию следующих  мер:

создание благоприятных  условий и стимулов для прихода  в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе;

закрепление способных  молодых исследователей в науке, включая создание условий, снижающих  стимулы к выезду таких исследователей на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для мобильности научных  кадров;

поддержка существующих и новых научных школ, объединяющих исследователей разных поколений;

дальнейшая  интеграция академической и вузовской  науки, создание в области фундаментальных  и поисковых прикладных исследований единого комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными образовательными организациями, а также более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности;

отработка и  внедрение новых моделей обучения аспирантов с ориентаций на оправдавшие себя мировые практики;

привлечение ведущих  российских и зарубежных ученых к  подготовке аспирантов в научно-исследовательских  университетах и к управлению программами обучения аспирантов.

Указанные меры будут осуществляться с учетом богатого российского и зарубежного опыта, в основе которого развитие конкуренции российских вузов и научных организаций с целью привлечения высококвалифицированных специалистов путем создания максимально благоприятных условий для их профессиональной деятельности.

В сфере высшего профессионального образования качество подготовки исследователей обеспечивается за счет увеличения количества научно-учебных лабораторий и научно-образовательных центров, а также специальных вузовских программ по привлечению студентов и аспирантов к практической научной и инновационной деятельности.

Модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок включает также использование  таких механизмов привлечения и  закрепления в науке и инновационных  видах деятельности молодых специалистов, как планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрения, а также предоставление займов и венчурное финансирование реализации собственных разработок. При этом обеспечивается поддержка создания новых лабораторий, возглавляемых молодыми учеными, проявившими выдающиеся способности. Предполагается расширить практику длительных стажировок молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах прежде всего за счет развития практики академического и межвузовского обмена. Важным элементом системы повышения качества подготовки научных кадров и освоения современных исследовательских технологий станет государственная поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Процесс омоложения научных кадров будет идти параллельно  с неизбежным сокращением неэффективно работающих научных работников и  подразделений. С этой целью на первом этапе реализации Стратегии предполагается пересмотреть нормативные регламенты и практику проведения регулярных аттестаций (с привлечением внешней экспертизы) в целях замещения рабочих мест более эффективными научными сотрудниками.

В последние годы повысился уровень оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных исследований. В 2010 году среднемесячная заработная плата в сфере исследований и разработок составила 25,04 тыс. рублей, или 119,5 процента, по отношению к средней оплате труда по экономике страны в целом. В дальнейшем предполагается доведение среднего уровня оплаты труда научных сотрудников в секторе исследований и разработок до 125 процентов по отношению к средней оплате труда по экономике страны в целом к 2016 году и 130 процентов - к 2020 году. Достижение достойного уровня оплаты труда в науке должно быть одновременно и фактором и результатом роста ее эффективности. На первом этапе реализации Стратегии основным фактором повышения оплаты труда станет привлечение дополнительных средств от реструктуризации сети организаций и подразделений, на втором - рост негосударственного финансирования исследований и разработок. Принципиальным условием успеха такого подхода является зависимость заработной платы от результатов деятельности исследователя или исследовательского коллектива (подразделения). Это предполагает повышение эффективности использования системы оплаты труда работников организаций государственного сектора науки, учитывающей эффективность работы конкретного сотрудника.

Одновременно  планируется совершенствование  процедуры проведения конкурсов  на занятие должностей в научных  и образовательных организациях с целью повышения их прозрачности, в том числе за счет создания общефедерального портала имеющихся в вузах и научных организациях вакансий. При этом будет обеспечено содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнес-структурами.

На обеспечение динамичного развития науки направлено формирование практики ротации управленческих кадров в исследовательских и образовательных организациях, а также обеспечение своевременной подготовки нового поколения руководителей. Планируется ввести возрастные ограничения (соответствующие практике Организации экономического сотрудничества и развития) для занятия ряда административных должностей в сфере науки и образования. При этом в целях стимулирования своевременного обновления кадров будет решен вопрос о повышении уровня пенсионного обеспечения ведущих ученых.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года