Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

Российская академия наук совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации будет отвечать за координацию формирования Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и обеспечивать представление в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада  
об эффективности ее реализации по всем государственным академиям наук, содержащего необходимые количественные оценки и выводы об уровне и качестве работ.

Министерство образования и науки Российской Федерации будет также координировать деятельность по подготовке кадров для проведения инновационной политики и мероприятий, направленных на реализацию реформы профессионального образования и развитие системы непрерывного образования, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Важной задачей  государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий» и «Развитие образования» является создание в России единого научного и образовательного пространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной  системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов. Для повышения координации инновационного развития регионов будет задействован потенциал стратегий развития федеральных округов.

Сбалансированное развитие инновационной системы будет обусловлено повышением эффективности использования действующих институтов - технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширением поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и разработкой дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная взаимосвязь используемых федеральным центром и регионами инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

Координировать  деятельность по содействию инновационному развитию регионов будет Министерство экономического развития Российской Федерации, а основными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в этой работе, будут Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, а также Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В рамках национальной инновационной системы будут  более эффективно использоваться научно-технические  достижения, полученные в сфере обеспечения обороны и безопасности.

Основным координирующим органом в части фундаментальных исследований и формирования научно-технического задела в сфере обороны и безопасности является Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации. Предполагается создание координационного совета с участием и других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающего необходимый обмен информацией и взаимодействие заказчика с организациями сектора исследований и разработок.

В части реализации инновационных разработок промышленности основным координирующим органом будет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а ключевым механизмом координации между гражданским и оборонным секторами инновационной системы будет являться Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации, осуществляющая организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. Значительная роль во взаимообмене технологиями и продуктами между гражданским и оборонным секторами, а также в совместной реализации ими исследований будет принадлежать Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», которая в этих целях создаст необходимую корпоративную инновационную инфраструктуру. Важное значение будут иметь фундаментальные исследования в сфере обороны и безопасности, к выполнению которых будут привлекаться ведущие исследовательские организации. Будет проработан вопрос создания в России обособленной структуры в области заказа и сопровождения наиболее перспективных, высокорискованных исследований и разработок.

Для обеспечения  координации исследовательских  работ будет увеличено участие  представителей Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) компаний оборонной направленности.

Российская  национальная инновационная система  будет полноценно интегрироваться в международную инновационную среду, используя для этого все имеющиеся механизмы, включая институты развития. Важнейшим инструментом такой интеграции в перспективе станет создаваемый инновационный центр «Сколково».

Координация деятельности в области популяризации в  обществе научной и инновационной деятельности будет осуществляться Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи. При этом будет обеспечено широкое вовлечение в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, библиотек, заинтересованных благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, а также объединений предпринимателей и государственных институтов развития.

Обеспечение эффективной  реализации поставленных задач по переходу страны на инновационный путь развития требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества. В этих целях федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе будут проводиться общественно-государственные консультации по вопросам разработки и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, оценки эффективности реализации бюджетных программ, а также развития механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере. При этом особая роль будет принадлежать указанным инструментам взаимодействия, обеспечивающего формирование условий для эффективного государственно-частного и общественно-государственного партнерства.

Наиболее значимыми  механизмами координации усилий между государством и организациями гражданского общества станут постоянно действующие консультативные советы с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей, бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений, представителей научного и образовательного сообщества, благотворительных и экспертных организаций. Указанные советы будут созданы при федеральных органах исполнительной власти, отвечающих за координацию в соответствующих сферах, и будут способствовать осуществлению разработки и экспертизы государственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности, входящих в их состав подпрограмм  
и федеральных целевых программ, а также оценки эффективности  
их реализации.

 

Формирование  механизмов координации деятельности всех заинтересованных сторон в области поддержки инноваций позволит максимально эффективно использовать потенциал государства,  
бизнес-сообщества и организаций гражданского общества в этой сфере.

 

V. Формирование компетенций инновационной деятельности

1. Образование

 

Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций  инновационной деятельности:

способность и  готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

способность к  критическому мышлению;

способность и  готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

владение иностранными языками, предполагающее способность  к свободному бытовому, деловому и  профессиональному общению.

Формирование  таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.

Система образования  на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

В целях обеспечения  раннего раскрытия способностей детей 
к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.

Предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания с учетом актуальных потребностей граждан. Будет увеличена численность педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, в том числе через аттестацию кадров, обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы.

Для этого в  течение ближайших 5 лет при государственной поддержке будет обеспечена возможность стажировки педагогов и руководителей на базе не менее 2 наиболее успешно работающих дошкольных образовательных учреждений в каждом федеральном округе. До 2020 года количество мест проведения стажировок на базе дошкольных образовательных учреждений будет увеличено с целью обеспечения стажировок абсолютного большинства работников дошкольного образования.

На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности играет семья. В целях обеспечения возможностей для оказания эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи будет развиваться система квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в обучении, воспитании и развитии детей, а также система социального патроната.

Государство будет  поощрять инициативы регионов, институтов гражданского общества по предоставлению бесплатной информации молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения в рамках создаваемой системы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Будет поощряться развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности. При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и в этих целях расширены функции школьных и детских библиотек, стимулирующие пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы.

Предусматривается расширение практики поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы  образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития.

Также будет  поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года