Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья

Описание

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Работа состоит из  1 файл

strategiya_do_2020_08-12-2011-2227.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

В целях создания необходимых  предпосылок модернизации экономики  предполагается:

обеспечение формирования корпуса компетентных руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Российской Федерации;

формирование на федеральном и региональном уровнях механизмов содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

На втором этапе реализации Стратегии (2014 - 2020 годы) доля расходов на инновации в бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).

На базе заделов, сформированных на первом этапе реализации Стратегии, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности. В  основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям  выйдут на средний уровень развитых стран. В этих целях планируется введение необходимых налоговых и иных стимулов, направленных на вытеснение старого технологического оборудования.

При этом сохранится в необходимых  объемах поддержка реализации крупных  проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе.

Особый акцент делается на модернизации и достройке необходимых  элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе реализации Стратегии предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

На указанном этапе  реализации Стратегии также предусматривается  увеличение поддержки продвижения  российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур.

Кроме того, предполагается обеспечение опережающего роста  расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и продолжение увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества ресурсы будут сконцентрированы на ограниченном количестве проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

Полноценно заработает инновационный  центр «Сколково». В случае успешной его реализации эта модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы.

Вместе с тем продолжится  увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий и реализацию целевых программ технологического профиля при сокращении пропорции государственного софинансирования.

Перечень основных мероприятий  по реализации Стратегии приведен в  приложении № 2.

Целевые индикаторы реализации Стратегии приведены в приложении № 3.

6. Национальная инновационная политика

 

Повышение эффективности  национальной инновационной системы  обеспечивается слаженным взаимодействием  существующих и создаваемых ее элементов.

Общее управление реализацией  Стратегии и координацию взаимодействия между основными элементами национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям.

Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес-структуры  и потребители выработают общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, а также сформируют и реализуют перспективную программу исследований и разработок.

Непосредственная  реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции.

Основными федеральными органами исполнительной власти - координаторами реализации Стратегии в соответствующих  сферах определены Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Иные федеральные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления, включая их реструктуризацию с целью общего повышения их эффективности, снижения энергоемкости, перехода на современные технологии и виды сырья. В этих целях в пределах установленной штатной численности федеральные органы исполнительной власти определят подразделения, отвечающие за инновационное развитие соответствующей сферы.

В каждом из элементов национальной инновационной системы будет  выстроен координационный механизм, позволяющий максимально эффективно использовать инструменты и институты  поддержки инноваций. При этом предусматривается  разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития либо специальных разделов в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, содержащих мероприятия инновационного развития. Меры, направленные на реализацию положений указанных документов, включаются в состав государственных программ,  
а также входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ.

Министерство  экономического развития Российской Федерации  обеспечит со стороны государства  координацию деятельности в сфере коммерциализации результатов научной деятельности. Главным инструментом обеспечения координации станет механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах между государственными органами и организациями, финансирующими стадию исследований и разработок, и созданными государством институтами развития, поддерживающими указанные проекты на стадии их коммерциализации. Такой механизм способствует интеграции бизнеса и сектора исследований и разработок, а также формированию новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.

В рамках указанного механизма  будут взаимодействовать институты  развития и научные фонды, органы управления федеральных целевых  программ, ориентированных на развитие системы исследований и разработок и инновационной активности, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также биржевые институты.

Кроме того, предусматривается  создание открытой базы данных, содержащей краткую информацию (не включающую элементов коммерческой тайны или  технологических ноу-хау) обо всех инновационных проектах, поддерживаемых институтами развития. При этом планируется развитие единой федеральной базы данных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Непрерывность инновационного цикла предполагается обеспечить с помощью инновационной инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, создаваемых открытым акционерным обществом «РОСНАНО» и субъектами Российской Федерации в рамках программ поддержки малого бизнеса. Для обеспечения мониторинга эффективности использования объектов инновационной инфраструктуры будет сформирован федеральный реестр таких объектов.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти в сфере стимулирования спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществлять Министерство экономического развития Российской Федерации. Основными механизмами решения указанной задачи являются:

содействие  структурным реформам, концентрации капитала и кадров на приоритетных, инновационных направлениях развития экономики;

создание системы мониторинга эффективности использования объектов инновационной инфраструктуры;

создание условий  для развития конкуренции, стимулирование инновационной деятельности негосударственных  компаний реального сектора экономики  и финансовых институтов;

координация действий институтов развития;

реализация  внешнеэкономической политики инновационной  направленности, создание условий для  привлечения в качестве инвесторов зарубежных высокотехнологичных компаний;

регулирование деятельности компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе через программы инновационного развития.

Реализация  мероприятий, связанных с решением указанной задачи, будет осуществляться прежде всего в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Координацию работы по формированию предложений для развития инновационной экономики со стороны сектора исследований и разработок будет осуществлять Министерство образования и науки Российской Федерации. Основными механизмами решения этой задачи являются:

развитие инфраструктуры исследований и разработок, включая  исследовательскую базу ведущих  университетов;

создание и  развитие исследовательских центров (лабораторий) в рамках различных  организационных моделей;

расширение и координация работ по созданию научно-технических заделов в рамках прикладных исследований, в том числе в рамках технологических платформ на стадии, предваряющей коммерциализацию;

развитие фундаментальной  науки, в том числе ее вузовского сектора, и поддержка государственных академий наук;

развитие новых  инструментов финансирования науки  и организации науки, совершенствование  механизма грантового финансирования;

координация работы по расширению взаимодействия компаний реального сектора экономики  с организациями сектора исследований и разработок (исследовательскими подразделениями вузов, научными организациями государственных академий наук и другими научными организациями).

Реализация мероприятий, связанных с решением указанной задачи, предусматривает:

финансирование  и софинансирование развития инфраструктуры сектора исследований и разработок, включая развитие материально-технической  базы всех типов организаций секторов исследований и разработок;

развитие исследовательской  базы ведущих вузов в рамках системы мероприятий по поддержке программ развития федеральных и национальных исследовательских университетов, программ развития инновационной инфраструктуры вузов;

развитие Российского  фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития»;

расширение  международного научного сотрудничества;

организацию финансирования и софинансирования исследований по широкому спектру научных направлений;

координацию создания научно-технического задела на докоммерческой стадии в рамках государственных программ, развития Единой федеральной базы данных, включающей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, и проектов внедрения новых информационных технологий, выполняемых с использованием государственной поддержки. Неотъемлемым элементом указанной федеральной базы будут являться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые регионами;

организацию и  координацию международных исследовательских  проектов на докоммерческой стадии.

Важными принципами реализации этих мероприятий являются:

концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях, интеграция исследовательских и  образовательных процессов, повышение  требований к качеству работ;

персонализация  грантов, расширение международной  экспертизы и международного сотрудничества, расширение научной конкуренции и исключение дублирования работ.

Министерство образования  и науки Российской Федерации будет осуществлять координацию фундаментальных исследований в рамках программ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд), а также программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и фундаментальных исследований в вузах. При этом сохранится самостоятельность академического сектора, в том числе внутренняя автономия государственных академий наук в вопросах распределения финансирования.

Независимая оценка исследований, проводимых научными организациями государственных академий наук, будет обеспечиваться с привлечением зарубежных экспертов и ученых из вузовского и отраслевого секторов науки. Также государственные академии наук совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечат постоянный мониторинг продуктивности научных коллективов, в том числе вузовских, установят и будут в постоянном режиме отслеживать индикаторы результативности исследований.

Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года