Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                         
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ                                                            
1.2 Принципы  бюджетного устройства в Российской  Федерации                    
1.3 Становление  и развитие бюджетной системы  РФ
2 ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика современных  межбюджетных отношений в Российской Федерации                                                                                                             
2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   
2.3 Анализ  управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   
3 ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы  современной бюджетной политики в России
3.2 Направления  совершенствования бюджетной политики                              
ЗАКЛЮЧЕНИЕ     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ               
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие бюджетной системы российской федерации
 
ВВЕДЕНИЕ                      
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ 
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И 
1.1 Организационно-правовые 
основы бюджетной системы РФ                            
1.2 Принципы 
бюджетного устройства в 
1.3 Становление и развитие бюджетной системы РФ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика 
современных  межбюджетных отношений 
в Российской Федерации                     
2.2 Анализ управления 
доходами бюджетов различных уровней 
бюджетной системы                       
2.3 Анализ 
управления расходами бюджетов различных 
уровней бюджетной системы                       
3 ОСНОВНЫЕ 
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ 
3.1 Проблемы современной бюджетной политики в России
3.2 Направления 
совершенствования бюджетной 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ                    
 
ВВЕДЕНИЕ
С усложнением экономических 
В финансовую политику в ее широком понимании часто включают бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Однако, исходя из специфики финансовых отношений, она имеет только 2 элемента: бюджетную и налоговую политику.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания. Это обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации.
Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, темпы роста объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.
Актуальность темы исследования. Значимость 
избранной темы определяется процессами, 
происходящими в мировой и 
российской экономике, а также в 
экономической науке. В конце 1990-х 
годов начала набирать силу тенденция 
к расширению государственного вмешательства 
в экономическую деятельность, которая 
окончательно оформилась десятилетие 
спустя. Международный финансовый кризис, 
начавшийся в России в 2008 году, дал 
толчок к резкому ускорению данного 
процесса, что потребовало серьезного 
внимания к повышению эффективности 
использования бюджетных 
Таким образом, в условиях тяжелейшего финансово-экономического кризиса наша страна, в особенности, нуждается в нахождении эффективных путей и методов совершенствования бюджетной политики, способных стабилизировать ситуацию в национальной экономике и ускорить процесс перехода к устойчивому экономическому росту.
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Организационно-правовые орсновы бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
На бюджетное устройство страны оказывает серьезное влияние государственное устройство.
При федеративном устройстве выделяют три уровня: государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в бюджетную систему страны включаются три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты 
государственных внебюджетных 
2) бюджеты субъектов РФ и 
3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; а также бюджеты городских и сельских поселений.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Таким образом, в бюджетной системе 
концентрируется часть 
Государственные бюджеты (на уровнях 
РФ и субъектов Федерации) и местные 
бюджеты утверждаются соответствующими 
представительными органами власти. 
В результате бюджет приобретает 
определенную правовую форму. Федеральный 
бюджет и бюджеты субъектов РФ 
разрабатываются и утверждаются 
в форме соответствующих 
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет 
собой основной финансовый план государства, 
через который мобилизуются финансовые 
ресурсы, необходимые для последующего 
их перераспределения и 
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Местный бюджет (или бюджет муниципального 
образования) представляет собой форму 
образования и расходования денежных 
средств, предназначенных для 
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает 
в себя федеральный бюджет РФ и 
консолидированные бюджеты 
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
Принцип единства  бюджетной системы 
Российской Федерации означает единство 
бюджетного законодательства Российской 
Федерации, принципов организации 
и функционирования бюджетной системы 
Российской Федерации, форм бюджетной 
документации и бюджетной отчетности, 
бюджетной классификации 
Информация о работе Развитие бюджетной системы российской федерации