Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                         
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ                                                            
1.2 Принципы  бюджетного устройства в Российской  Федерации                    
1.3 Становление  и развитие бюджетной системы  РФ
2 ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика современных  межбюджетных отношений в Российской Федерации                                                                                                             
2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   
2.3 Анализ  управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   
3 ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы  современной бюджетной политики в России
3.2 Направления  совершенствования бюджетной политики                              
ЗАКЛЮЧЕНИЕ     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ               
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансово-экономический кризис в 
значительной степени повлиял и 
на доходы региональных бюджетов. Так 
в кризисном 2009 году произошло сильное 
падение главного бюджетообразующего 
налога субъектов РФ – налога на 
прибыль, снизившегося на 39%. Тем не 
менее, общие доходы региональных бюджетов 
упали только на 4% по сравнению с 
2008 годом, что связано с усилением 
поддержки из федерального центра. 
Безвозмездные поступления 
Доходы бюджетов регионов имели разную динамику. Более чем в 50 регионах доходы выросли, в 30 – сократились, особенно сильно – в Москве, Тюменской и Вологодской областях (на 21-23%) из-за резкого снижения поступлений налога на прибыль (до кризиса его доля в доходах бюджета этих регионов достигала 42-48%). Региональные различия в динамике налога на прибыль за 2009 год огромные. На Сахалине его поступления выросли в 1,8 раз благодаря растущей добыче нефти и газа, а в наиболее пострадавших от кризиса регионах металлургической специализации (Вологодской, Челябинской, Кемеровской, Липецкой областях) сократились в 4-7 раз. Стабилизирующую роль играл налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объемы которого в 2009 году не изменились.
Таким образом, видно, что влияние финансово-экономического кризиса оказалось достаточно существенным, в связи с чем, новые цели и задачи бюджетной политики России на 2010-2012 годы в области бюджетных доходов были основаны уже на более пессимистичных или, лучше сказать, на умеренно оптимистичных прогнозах социально-экономического развития.
2.3 Анализ управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и в области бюджетных расходов.
В структуре расходов консолидированного 
бюджета Российской Федерации преобладают 
расходы на финансовое обеспечение 
публичных услуг в сфере 
Резкий рост расходов федерального бюджета произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей», в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры запланировано – 195 млрд. рублей.
Как видно из таблицы 4.2, с 2007 года значительную долю расходов стали занимать расходы на национальную экономику. Это отражает реальное проявление роли бюджетной политики в регулировании экономических процессов в общегосударственном масштабе.
Таблица 4.2.
Расходы федерального бюджета
(с учетом трансфертов внебюджетным фондам) % ВВП
2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
Всего расходов  | 
  18,1  | 
  18,2  | 
  24,7  | 
Общегосударственные вопросы  | 
  2,5  | 
  2  | 
  2,1  | 
Национальная оборона  | 
  2,5  | 
  2,5  | 
  3  | 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  | 
  2  | 
  2  | 
  2,6  | 
Национальная экономика  | 
  2,1  | 
  2,5  | 
  4,2  | 
ЖКХ  | 
  0,9  | 
  0,3  | 
  0,4  | 
Охрана окружающей среды*  | 
  0,02  | 
  0,02  | 
  0,03  | 
Образование  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1,1  | 
Культура, кинематография и СМИ  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,3  | 
Здравоохранение и спорт  | 
  0,6  | 
  0,7  | 
  0,9  | 
Социальная политика  | 
  0,6  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
Межбюджетные трансферты  | 
  5,8  | 
  6,4  | 
  9,2  | 
В кризисный 2009 год усилилась роль 
бюджетной политики в регулировании 
экономических процессов и 
Согласно проекту федерального 
бюджета, в 2010 году объем расходов претерпевает 
незначительные изменения в сторону 
их сокращения на 44,4 млрд. руб. – до 
9886,9 млрд. руб. (22,9% от ВВП). Это обусловлено 
тем, что большая часть 
Если рассматривать структуру расходов консолидированного бюджета субъектов РФ, то в таблице 5.2. можно увидеть, что преобладающими среди них являются расходы на социально-культурные мероприятия (в среднем 51.5%), национальную экономику (19.4%) и ЖКХ (15,4%).
Таблица 5.2.
Структура расходов консолидированного бюджета субъектов РФ
2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
Расходы – всего  | 
  4790,5  | 
  6253,1  | 
  6256,3  | 
из них:  | 
  |||
на государственное управление и местное самоуправление  | 
  6,6  | 
  6,5  | 
  6,3  | 
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства  | 
  4,1  | 
  4,1  | 
  3,9  | 
2007  | 
  2008  | 
  2009  | |
на национальную экономику  | 
  18,1  | 
  19,7  | 
  18,1  | 
на ЖКХ  | 
  16,9  | 
  16,4  | 
  13,7  | 
на социально-культурные мероприятия  | 
  52,8  | 
  49,0  | 
  52,4  | 
на обслуживание гос. и мун. долга  | 
  0,7  | 
  0,6  | 
  1,0  | 
расходы целевых бюджетных фондов  | 
  |||
на межбюджетные трансферты  | 
  0,4  | 
  3,4  | 
  4,4  | 
По итогам кризисного 2009 года в целом динамика расходов по регионам не была благоприятной: перестали расти расходы бюджетов вследствие существенного сокращения доходов по статье налог на прибыль организаций: резко сократились расходы на ЖКХ, началось сокращение расходов на здравоохранение, а сохранившийся рост расходов на образование не компенсирует инфляцию, снизились темпы роста социальных выплат, хотя они все равно огромны – почти на треть.
В целях эффективности бюджетных 
расходов пока с трудом, но постепенно 
внедряются новые методы управления 
государственными финансами: вместо старой 
модели управления затратами осуществляется 
переход к модели управления результатами. 
Для перехода на принципы бюджетирования, 
ориентированного на результат необходима 
реструктуризация бюджетного сектора. 
Действующий в большинстве 
 
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И 
3.1 Проблемы современой бюджетной политики в России
Проведение бюджетной 
политики в кризисный период уже 
не идет в русле тех прогнозов 
социально-экономического развития, под 
которые изначально закладывались 
все бюджетные проектировки. Ухудшение 
всех наиболее значимых социально-экономических 
показателей ставит под сомнение 
достижение тех целевых параметров, 
которые закладывались в 
Одним из последствий кризиса стало отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, в частности:
Кроме этого, исходя из публичных 
заявлений руководства Минфина 
России, можно заключить, что готовность 
к корректировке нормативно-
Все это свидетельствует о высокой неопределенности базовых принципов бюджетной политики, которая будет оказывать негативное влияние на устойчивость бюджетной сферы вне зависимости от сценариев развития мировой и российской экономики.
Воздействие финансово-экономического кризиса и значительное ухудшение макроэкономической стабильности привело к существенным изменениям, прежде всего, в текущей бюджетной политике.
Падение как нефтегазовых 
(на 32% в 2009г. к 2008г.), так и ненефтегазовых 
(16,5%) доходов федерального бюджета, 
вкупе с сокращением 
Тяжелая ситуация с региональными бюджетами потребовала усиления мер по оказанию им финансовой помощи. Произошло изменение механизма межбюджетных трансфертов, в частности, соотношение двух основных видов дотаций (на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность бюджетов) четко показывало сдвиг от формульного к «ручному» распределению федеральных средств: в 2008 г. объем дотаций на сбалансированность составлял 13,9% от дотаций на выравнивание, а в 2009 г. – чуть более 50%.
Фактически кризис подтолкнул федеральные 
власти к пересмотру приоритетов 
в социальной политике. Результатом 
монетизации льгот, проведенной 
в 2005 г., стал рост социальных обязательств 
регионов, и многие из них не могли 
с этими обязательствами 
Высокий уровень обязательств региональных 
бюджетов, в том числе связанных 
с поддержанием существующей сети бюджетных 
учреждений, и резкое падение их 
налоговых и неналоговых 
Информация о работе Развитие бюджетной системы российской федерации