Инвестиционная привлекательность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Актуальность данного направления исследования диктуется необходимостью разработки новых моделей и новых подходов к рассматриваемой проблеме применительно к современным условиям общественного развития.
Объект исследования - инвестиционная привлекательность Республики Казахстан.
Предмет исследования - факторы инвестиционной привлекательности Казахстана, ее оценка и мнение инвесторов.
Целью курсовой работы является определение инвестиционной привлекательности Казахстана, выявление мнений инвесторов и оценка инвестиционной привлекательности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности
1.1. Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности
1.2. Факторы инвестиционной привлекательности страны
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности Казахстана
2.1. Анализ региональной привлекательности
2.2. Анализ факторов инвестиционной привлекательности
Глава 3. Оценка инвестиционной привлекательности Казахстана
3.1. Мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности Казахстана
3.2. Мнения относительно перспектив развития инвестиционной привлекательности Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная привлекательностьКазахстана оценка и мнение.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

27% участников исследования считают уровень качества жизни высоким, а 45% полагают, что в этой области по-прежне­му требуются существенные улучшения. Уровень жизни в крупнейших городах Казахстана (Астане и Алматы) неуклонно повышается. Однако существует значи­тельный разрыв между этими двумя горо­дами и остальной территорией страны по качеству жизни и доступу к социальной инфраструктуре.

Основные проблемные области, отмеченные участниками исследования, включают:

•              Доступность квалифицированной медицинской помощи и образования

•              Загрязнение окружающей среды и ее охрана

•              Культура и досуг

•              Низкая степень информированности потребителей на казахстанском рынке: степень развития сектора услуг недо­статочна; стандарты услуг для потреби­телей необходимо повышать в целях их соответствия стандартам, принятым в странах со зрелой экономикой

•              Не работает принцип «цена - качество»: необходимо просвещение потребителей и повышение потребительской культу­ры для того, чтобы стимулировать спрос на качественные услуги со стороны всего населения в целом.

Стабильность условий - важнейший фактор доверия инвесторов. В то же вре­мя правительству необходимо обеспе­чить предсказуемость уровня налоговых поступлений и выполнение инвестора­ми своих обязательств. За последние несколько лет правительство стало уде­лять больше внимания инвестиционной политике. Однако участники исследова­ния считают необходимым продолжить работу в области поддержания баланса интересов государства и инвесторов.

Значительно улучшился

■              Несколько улучшился

■              Несколько ухудшился

■              Значительно ухудшился

■              Остался без изменений

■              Не могу оценить

27% инвесторов, принявших участие в ис­следовании, считают, что инвестиционный климат за последние годы улучшился (39% опрошенных в Казахстане и 23% - за пределами страны). Инвесторы пред­ставили свои комментарии по следующим вопросам:

Последовательность реформ и желание руководства страны вступать в открытый диалог с иностранными инвесторами:

•              Правительство придерживается политики привлечения новых прямых иностранных инвестиций и открытого конструктивного диалога с инвесторами

•              Широкомасштабные программы направ­лены на развитие конкретных отраслей

•              Правительство понимает, что Казахстан участвует в конкурентной борьбе за ин­вестиции с другими странами, экономи­ка которых находится на таком же уровне развития, и что необходимо формировать прозрачные и конкурен­тные рыночные условия

•              Принимаются меры по улучшению инвестиционного климата, условий ведения бизнеса и совершенствования нормативно-правовой базы в целях обеспечения соответствия передовой международной практике и конкретным потребностям страны

•              Законодательная база стала более структурированной

•              Улучшается регулирование по конкрет­ным вопросам (например, валютное и таможенное регулирование)

•              Более четко определены структура и функции некоторых государственных органов

•              Повысилась исполнительская культура и улучшилось соблюдение органами власти сроков, определенных норма­тивными документами

•              Снизились налоговые ставки.

Улучшение рыночных условий:

•              Правительство способно обеспечить макроэкономическую стабильность в период глобального экономического и финансового кризиса

•              Правительство поддерживает экспорт товаров, разработанных и произве­денных в Казахстане иностранными инвесторами

•              Таможенный союз открывает более широкие рыночные возможности

•              Повышается уровень жизни

•              Доступ к богатым природным ресурсам.

16% участников исследования считают, что инвестиционный климат за последние годы ухудшился (44% опрошенных в Ка­захстане и 9% - за пределами страны). Области, в которых отмечено ухудшение, рассмотрены ниже.

Нормативно-правовая среда и условия ведения бизнеса:

•              Увеличилась административно-бюрок­ратическая нагрузка, а также повыси­лась степень вмешательства государ­ства в бизнес-процессы; появляются признаки национализации

•              Система инспектирования не соответ­ствует требованиям рыночной экономи­ки; суммы налагаемых штрафов за несоблюдение требований налого­вого законодательства непропор­ционально высоки по сравнению с допущенными нарушениями

•              Быстрые изменения законодательной базы не дают возможности деловому сообществу оценить и учесть влияние предлагаемых изменений на их инте­ресы, а также интересы других заинтересованных сторон: в результате государство и деловое сообщество испытывают трудности с эффектив­ным выполнением требований новых законов

•              Исключение из соглашений по недро­пользованию положений о стабиль­ности налогового режима стало для инвесторов негативным сигналом

•              Некоторые инвесторы сообщили, что все еще обеспокоены вопросами коррупции (оценка того, насколько та­кое беспокойство оправданно, не вхо­дит в задачи данного исследования - как показали ответы респондентов, обоснованные или необоснованные опасения имеют место)

•              Обеспокоенность по поводу возникно­вения заметного напряжения между влиятельными группами и лицами.

Трудовое законодательство:

•              Недостаточная гибкость рынка труда осложняет для инвесторов привлече­ние на работу квалифицированных иностранных специалистов для реали­зации инвестиционных проектов

•              Очень важными являются вопросы уровня образования и профессиональ­ной квалификации; на рынке труда наблюдается нехватка специалистов соответствующей квалификации.

Макроэкономические условия:

•              Общее влияние глобального экономи­ческого спада на Казахстан

•              Девальвация тенге

•              Реструктуризация банковского сектора оказала негативное влияние на привле­чение потенциальных новых инвес­торов. Казахстан занял уникальную позицию при реструктуризации банков и не следовал полностью традицион­ной «западной» модели покрытия дол­гов банков государством. Некоторые инвесторы ожидали, что если государ­ство войдет в капитал банков, более вероятным будет вариант полного, нежели частичного погашения их дол­гов. Однако подход Казахстана теперь рассматривается как имеющий больше преимуществ, чем неограниченное покрытие долгов банков, примененное многими западными государствами, которые в конечном итоге потеряли некоторые свои суверенные кредитные рейтинги.

56% участников исследования считают, что инвестиционная привлекательность Казахстана не изменилась за последние годы (15% опрошенных в Казахстане и 66% - за пределами страны). Наиболее распространенное замечание - объяв­лен ряд крупномасштабных инициатив, направленных на улучшение условий для инвесторов, однако результаты еще только предстоит увидеть.

Мнения инвесторов о сущес­твующих возможностях:

•              Укрепление геополитического статуса Казахстана, поддержание сбаланси­рованных международных отношений со странами Запада и Востока, а также с ключевыми соседними странами - Россией и Китаем

•              Географическое положение: между Европой и Азией, близость к России, а также к Китаю, Ближнему Востоку, Индии и другим странам Азии

•              Открытость для передового между­народного опыта

•              Направленные на развитие сбалансиро­ванной и устойчивой экономики круп­номасштабные реформы, для успеш­ного проведения которых необходимы прямые иностранные инвестиции

•              Инвестиционная политика нацелена на разработку и производство изделий, а также организацию процессов с вы­сокой добавленной стоимостью.

Мнения инвесторов о существующих рисках:

•              Недостаточность мер по реализации стратегий: результаты мер по форми­рованию более благоприятной деловой среды пока еще полностью не проявились

•              Отсутствие целевого маркетинга прямых иностранных инвестиций и недостаточная активность в области отраслевого маркетинга

•              Вмешательство государства: обеспо­коенность по поводу безопасности инвестиций.

Инвестиционное сообщество осущес­твляет регулярный мониторинг изменений как в секторах промышленности, так и в стране в целом. Таким образом, оно получает важную свежую информацию о последних тенденциях и инициативах, которая может оказать влияние на при­нятие инвестиционных решений. Однако инвесторы допускают, что международ­ное деловое сообщество (не инвесторы, специализирующиеся на развивающихся рынках) по-прежнему располагает недос­таточной информацией о Казахстане и продолжает ассоциировать страну с дру­гими бывшими советскими республиками. Это вызывает сожаление на фоне того, что Казахстан является региональным лидером, экономика страны динамично развивается и образование находится на высоком уровне. Действующие инвес­торы выражают беспокойство по поводу ошибочного восприятия Казахстана и предлагаемых им инвестиционных возможностей представителями деловых кругов за пределами страны.

Международную репутацию Казахстана считают заслугой Президента Назарбаева, который установил крепкие международ­ные связи и способствовал росту уваже­ния к стране в международном масштабе. Уровень информированности о Казахстане существенно повысился за последние годы. В 2010 году Казахстан председа­тельствовал в Организации по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Казахстан является первым государ­ством СНГ, занявшим этот почетный пост, что способствовало повышению уровня информированности о стране в междуна­родном масштабе. О Казахстане сложи­лось устойчивое представление как о стра­не, выступающей за нераспространение ядерных вооружений и отличающейся высоким уровнем межэтнической терпимости.

В 2010 году Казахстан председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Казахстан является первым государством СНГ, занявшим этот почетный пост, что способствовало повышению уровня информиро­ванности о стране в международном масштабе.

Правительственные инициативы по про­ведению в Казахстане культурных и спор­тивных мероприятий (например, Зимние Азиатские игры) признаны инвестицион­ным сообществом как ценный вклад в дело повышения уровня информирован­ности о стране и ее столице - Астане.

Стране необходимо определить факторы, которые обусловливают отличие Казахстана как направления для осу­ществления инвестиций от других разви­вающихся рынков. Несмотря на то что ин­весторы отмечают проводимую страной работу в области маркетинга, необходи­мы дальнейшие действия по повышению уровня осведомленности о стране и ее возможностях с использованием различ­ных информационных каналов и меро­приятий (таких как целевые роуд-шоу), а также демонстрация на международном уровне уникальных и конкурентоспособ­ных товаров, произведенных местными предпринимателями.

Инвесторы используют различные источники информации, а также свои собственные суждения. Официальная ин­формация, в особенности данные, публи­куемые Национальным банком и другими государственными органами, рассмат­риваются как полезные. Отмечается, что данные в основном представляют статистические и аналитические отчеты за прошлые периоды, поэтому их публи­кация происходит по прошествии существенного периода времени.

Некоторые респонденты отметили, что, по их мнению, информация, пуб­ликуемая правительственными орга­нами в Казахстане, являлась надежной до 2008 года, однако во время эконо­мического спада было трудно получить сопоставимые достоверные данные, в частности относительно ожидаемой девальвации тенге и состояния банков­ской системы. Доступ к объективной, надежной и своевременной информации очень важен для поддержания доверия инвесторов.


Глава 3. Оценка инвестиционной привлекательности Казахстана

3.1. Мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности Казахстана

 

 

В Казахстане первый пик интереса к прямым иностранным инвестициям пришелся на середину 90-х годов. Именно тогда были сделаны важные шаги для улучшения инвестиционного климата республики, включая создание законодательной базы и системы преференций для инвесторов. Конечно, все это принесло свои плоды – в экономику Казахстана, и прежде всего в сырьевые отрасли, пришли иностранные компании, были запущены крупнейшие совместные проекты.

Затем наступили «тучные» 2000-е годы, когда в бюджет потекли нефтедоллары, а наши банки получили доступ к дешевому финансированию за рубежом. На этом фоне проблема инвестиционной привлекательности нашей страны отчасти утратила свою актуальность. Однако спираль кризиса 2007–2009 годов вновь вернула нас к этому вопросу. Правда, уже на качественно новом уровне. Стране вновь нужны зарубежные деньги и ноу-хау, и прежде всего для развития несырьевых отраслей. Между тем, перерабатывающая промышленность – это вотчина европейских, и прежде всего немецких компаний, а потому ставку при реализации ФИИР нам, во многом, придется делать на сотрудничество именно с ними. Тем важнее понять их интересы, их взгляд на то, что необходимо сделать Казахстану, чтобы улучшить свой инвестиционный климат в реальном секторе экономики.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность