Инвестиционная привлекательность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Актуальность данного направления исследования диктуется необходимостью разработки новых моделей и новых подходов к рассматриваемой проблеме применительно к современным условиям общественного развития.
Объект исследования - инвестиционная привлекательность Республики Казахстан.
Предмет исследования - факторы инвестиционной привлекательности Казахстана, ее оценка и мнение инвесторов.
Целью курсовой работы является определение инвестиционной привлекательности Казахстана, выявление мнений инвесторов и оценка инвестиционной привлекательности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности
1.1. Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности
1.2. Факторы инвестиционной привлекательности страны
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности Казахстана
2.1. Анализ региональной привлекательности
2.2. Анализ факторов инвестиционной привлекательности
Глава 3. Оценка инвестиционной привлекательности Казахстана
3.1. Мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности Казахстана
3.2. Мнения относительно перспектив развития инвестиционной привлекательности Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционная привлекательностьКазахстана оценка и мнение.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

Андрей Хрисиди, директор ТОО «Автоцентр-Бавария» – официальный импортер BMW AG в Казахстане отмечает, что инвестиционная привлекательность Казахстана зависит от бизнеса, в котором работают те или иные компании. Банковский сектор Казахстана со всеми проблемами, которые обнажил кризис, сейчас мало интересен для потенциальных инвесторов – средняя температура на финансовом рынке все еще высокая, – однако меры господдержки дают свои положительные результаты, которые медленно, но верно будут возвращать интерес к нашему рынку. Ведь инвесторы хорошо помнят высокие темпы роста банковских и прочих услуг и, как результат, хорошие дивиденды в докризисный период. Если говорить о европейских промышленниках, то, я думаю, они рассматривают перспективы присутствия в Казахстане с учетом инициатив государства по ускоренной модернизации и диверсификации экономики. Это очень большие проекты[19].

Для любой компании важна в первую очередь стабильность во всем: будь то контракт на недропользование или налоговый кодекс. Понятно, что развивающиеся страны еще в начале строительства по-настоящему рыночных экономик, поэтому реформы и действия государства должны быть последовательными, предсказуемыми. А отношения с инвесторами должны строиться на принципах диалога. В Казахстане работает немало европейских компаний. Правда, они в основном представлены в сырьевом и банковском секторах, тем не менее их присутствие на нашем рынке – доказательство того, что здесь можно успешно вести бизнес. Андрей Хрисиди считает, что многие европейские фирмы сейчас просчитывают перспективы открытия представительств или совместных предприятий в Казахстане с учетом создания Таможенного союза. Ведь это единый рынок емкостью 170 млн человек, а начать производство в Казахстане выгоднее, чем в России, с точки зрения простоты ведения бизнеса.

Андрей Хрисиди видит те цели, которые ставят перед собой власти Казахстана по ускоренной модернизации и диверсификации экономики. Это как раз сигнал всем заинтересованным компаниям и предпринимателям создавать здесь предприятия несырьевой направленности. Тем более правительство для привлечения иностранных инвестиций намерено существенно облегчить процедуры открытия новых предприятий.

Бура Кавунджу, генеральный директор ТОО «БАСФ Центральная Азия» отмечает, что Казахстан – страна, показывающая стабильный экономический рост последние двадцать лет, естественно, остается привлекательной для европейских инвестиций в различные проекты[19].

Грамотный переход к свободным рыночным отношениям, а также благоприятные условия, созданные для иностранных инвесторов, повлияли на выбор Казахстана как центра для развития бизнеса на всей территории Центральной Азии. Действия правительства в кризисный период, последние изменения в налоговом законодательстве, вступление в Таможенный союз с формированием более привлекательного рынка, несомненно, будут играть большую стимулирующую роль для привлечения европейских инвестиций.

Скажем, при стандартных условиях для бизнеса в первую очередь в расчет принимается потенциал рынка, исходя из которого, оценивается необходимость инвестиций с точки зрения наличия рыночных и конкурентных преимуществ.

Много уже сделано и делается: Налоговый кодекс, преференции, Таможенный союз, развитие туризма и сферы услуг, усиление конкурентоспособности местных производителей. Казахстан – страна с огромной территорией и относительно небольшой численностью населения. Потому увеличение объема рынка товаров и услуг – значительный стимул для мотивации инвесторов.

Правительство принимает определенные меры по данным пунктам. По словам Бура Кавунджу, упрощение разрешительных и контролирующих процедур, а также усиление контроля над теневой экономикой, позволят существенно ускорить дальнейшее развитие экономики.

Стивен Кригер, генеральный директор METRO Казахстан, оценивает инвестиционную привлекательность Казахстана как  очень перспективную для инвесторов. Для этого созданы все условия: действует Закон об инвестициях, приняты нормативные акты к нему, существуют отдельные преференции на отдельные виды производства, привлекаются инвестиции в СЭЗ, принята программа индустриально-инновационного развития. По информации Национального банка приток, прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил более $100 млрд[19].

Критичными, по мнению Стивена Кригера, видятся слабое инфраструктурное оснащение, большая отдаленность городов друг от друга, слабое логистическое сопровождение, низкая плотность населения.

Для решения данной проблемы Стивен Кригер предлагает усилить работу уполномоченного органа, ответственного за привлечение инвестиций, – Комитета по инвестициям МИТ РК – путем расширения его полномочий и придания ему соответствующего статуса. Необходимо расширить государственно-частное партнерство и представленность в Казахстане мировых брендов.

Джон Литвак, главный экономист Всемирного банка РК говорит о том, что Казахстан уже имеет некоторые преимущества по сравнению с другими странами региона. Это относительно высокий уровень политической стабильности, достаточно серьезное внимание, которое правительство уделяет вопросу создания и сохранения благоприятного климата для инвесторов, а также богатство ресурсами. Показателем уровня интереса и доверия иностранных инвесторов к Казахстану является впечатляющий ежегодный приток ПИИ, который с 2000 года составлял в среднем 16% ВВП страны[19].

Пока интерес иностранных инвесторов сфокусирован главным образом на ресурсных секторах и в какой-то степени на обслуживании внутреннего рынка. Продолжается поиск конкурентоспособных ниш в казахстанской обрабатывающей промышленности – там присутствие зарубежных инвесторов на данный момент незначительно.

Инвесторы понимают, что макроэкономическое положение Казахстана сильно зависит от цен на нефть и другие ресурсы, а потому учитывают соответствующие риски. Правительство реализует инициативу по снятию тех административных барьеров, которые вредят бизнес-климату на всем постсоветском пространстве (коррупция, бюрократические задержки и т. д.). Опросы казахстанских предпринимателей и экспертов показывают определенный прогресс в этой сфере за последние годы. Однако некоторые барьеры остаются. Инвесторы это знают и ощущают.

Один из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Казахстана – стабильность и справедливость в законодательстве и условиях работы. Когда сегодня инвесторы вкладывают свои деньги, их волнует прежде всего вопрос о будущей экономической политике и о тех условиях, которые будут ко времени возврата инвестиционных доходов. В этом отношении – создании доверия к стабильной и справедливой экономической политике Казахстан уже немалого достиг. Очень важно будет сохранить и укрепить это доверие.

По мнению Джона Литвака, для увеличения инвестиционной привлекательности экономики Казахстана, необходимо три основных направления политики. Первое: меры по улучшению общего климата для бизнеса и справедливой конкуренции в стране. Второе: ответственная макроэкономическая политика, в том числе накопление значительной части нефтяного притока в Национальном фонде для предотвращения излишнего реального удорожания тенге. Третье: внимание правительства к прорывным проектам, где ключевые общественные блага, предоставленные государством, смогут содействовать реализации инициатив частных инвесторов (которые, безусловно, рискуют своими деньгами). Это включает необходимую инфраструктуру, соответствующие нормативные акты, привлечение ключевых поставщиков, заключение торговых соглашени, и другие направления.

 

 

3.2. Мнения относительно перспектив развития инвестиционной привлекательности Казахстана

 

 

31% инвесторов (54% опрошенных в Казахстане и 25% - за пределами стра­ны) прогнозируют повышение инвести­ционной привлекательности Казахстана в течение следующих трех лет.

Даже оптимистично настроенные инвес­торы считают, что реализация широко­масштабных планов Казахстана по ди­версификации экономики и вхождению в группу из 50 стран мира с наиболее конкурентоспособной экономикой будет невозможна без надежных партнеров, а именно иностранных инвесторов, об­ладающих знаниями, профессиональной компетенцией и финансовыми ресурсами для осуществления капиталовложений в стране в течение длительного времени. Кроме того, некоторые участников оп­роса отметили, что потенциал роста Ка­захстана выше потенциала России, хотя Россия имеет крупный потребительский рынок и в силу своих масштабов по-пре­жнему будет наиболее привлекательной в СНГ страной для инвестиций.

 

Диаграмма 4.

Мнения о будущем инвестиционном климате Казахстана

Инвесторы, которые полагают, что инвес­тиционный климат в течение следую­щих трех лет ухудшится (6% от общего числа респондентов: 20% опрошенных в Казахстане; 4% - за пределами стра­ны), выражают беспокойство по поводу предсказуемости политической ситуации и отсутствия гарантий правовой стабильности.

Однако большинство инвесторов, при­нявших участие в исследовании (53% от общего числа участников), считают, что инвестиционный климат останет­ся прежним. При этом 9% инвесторов не смогли оценить тенденцию.

Направление развития инвестиционно­го климата будет определяться рядом факторов, главным из которых является позиция правительства. Как отмечают участники исследования, с одной стороны, республика принимает потен­циальных инвесторов, признавая их технические и отраслевые экспертные знания, а также финансовые возмож­ности. С другой стороны, у некоторых респондентов существуют опасения, что государство может не в полной мере соблюдать законные права действующих инвесторов. Политика страны в отно­шении иностранных инвестиций также стала более избирательной. Например, стимулирование осуществляется в основ­ном к инвестициям в обрабатывающую промышленность с целью диверсифика­ции экономики.

Большинство инвесторов, опрошенных в Казахстане, выразили уверенность в том, что страна обладает значительным потенциалом, а руководство страны - видением долгосрочной перспективы. Иностранным инвестициям отводится важная роль в реализации крупномас­штабных государственных инициатив, направленных на обеспечение дальней­шего развития экономики.

Правительству необходимо воспользоваться имеющейся в настоящий момент возможностью для реализации стратегических реформ, а также создания основы для диверсификации экономики и развития несырьевых отраслей.

Участники исследования отмечают необходимость реформ для повышения инвестиционной привлекательности Казахстана. По существу государству необходимо убедить инвесторов в том, что страна предлагает для ведения бизнеса привлекательные и конкурен­тоспособные рыночные условия посред­ством проведения комплексных институ­циональных реформ.

Правительству необходимо воспользо­ваться имеющейся в настоящий момент возможностью для реализации страте­гических реформ, а также создания основы для диверсификации экономики и развития несырьевых отраслей. Особое внимание необходимо при этом уделить следующим областям:

1.              Прозрачная нормативно-правовая среда

2.              Развитие кадрового потенциала

3.              Инфраструктура

4.              Устойчивая финансовая система

5.              Стимулирование инвесторов

6.              Поддержка предпринимательства.

Эти задачи требуют скорейшего реше­ния, поскольку государства, с которыми конкурирует Казахстан в области при­влечения инвестиций, также находятся в процессе реформирования и улучше­ния условий ведения бизнеса. Казахстан уверенно стартовал в привлечении иностранных инвестиций, однако важно сохранить темп, чтобы не потерять конку­рентные преимущества.

Мы выделили ряд ключевых областей, требующих внимания.

Независимость судебной системы должна быть гарантирована для предо­твращения финансового, политического или иного неправомерного влияния, независимо от того, является ли оно фак­тическим или предполагаемым. Незави­симость судебной системы поможет отделить бизнес от политики и одновре­менно снизить подозрения в отношении вероятной коррупции. Возможность применения международного арбитража является важным инструментом повыше­ния доверия.

Инвесторам, планирующим создание долгосрочного устойчивого бизнеса, необходимы предсказуемые и стабиль­ные условия. Частые изменения в зако­нодательстве в сочетании с неадекватной оценкой их влияния лишают мотивации таких стратегических инвесторов.

Эффективность новых законов и нор­мативных документов зависит от того, способствуют ли они формированию справедливых и равных условий. Таким образом, следует вовлечь в процесс разработки законопроектов все заинте­ресованные стороны и обеспечить им необходимое время для консультаций.

Диаграмма 5.

                            Ожидаемые меры и реформы

Развитие кадрового потенциала для реализации широкомасштабных экономических планов страны по-прежнему является ключевой задачей с учетом текущей численности населения трудоспособного возраста и растущего спроса на квалифицированный персонал.

В последние годы был достигнут заметный прогресс в этой области. Одна­ко есть случаи, когда к участию в публич­ных обсуждениях приглашается только часть заинтересованных сторон или законопроект направляется заинтересо­ванным сторонам для внесения заме­чаний и предложений непосредственно перед его представлением в парламент.

В результате времени для изучения таких законопроектов и внесения замечаний оказывается недостаточно.

Действующая система проверок и кон­троля компаний не соответствует современным экономическим условиям. Обязанность органов власти - контроль и подтверждение соблюдения требова­ний законодательства. Однако методы, которые используются при проведении некоторых проверок, вызывают обес­покоенность. Некоторые инвесторы полагают, что причиной проверок может быть стремление изыскать возможные средства для пополнения государствен­ного бюджета, а не выявление факти­ческих нарушений.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность