Акция как инструмент инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание

В работе разработана система показателей и изложены этапы проведения оценки ИП компании-эмитента корпоративных финансовых инструментов. Отобранные показатели, по нашему мнению, наиболее ярко характеризуют инвестиционную привлекательность компании-эмитента долговых и долевых финансовых инструментов в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по акциям.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Для поддержания конкурентоспособности  и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования предприятию необходимо крупное вложение денег, которое чаще всего недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Именно поэтому предприятие для начала его деятельности, а затем и для последующего развития нуждается в инвестициях.

Одним из самых важных и ответственных этапов инвестиционного  процесса является выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория как инвестиционная привлекательность предприятия. Исходя из этого следует отметить, что эффективное инвестирование представляется возможным только лишь при определении и сравнении инвестиционной привлекательности различных предприятий. Таким образом, при отсутствии данной экономической категории инвестиционный процесс объективно теряет смысл.

Для предприятия, которому требуется вливание капитала из внешних  источников, наиважнейшей задачей является повышение инвестиционной привлекательности. Только при ее высоком значении предприятие получит достаточные средства для функционирования, расширения производства, выпуска новой продукции или смены сферы деятельности (при продаже предприятия).

Такая категория как  инвестиционная привлекательность носит, прежде всего, практический, прикладной характер, т.к. представляет собой интегрированный показатель успешности экономической деятельности конкретного предприятия, региона или страны в целом.

 

 

 

Глава 1. Инвестиционная привлекательность

предприятия как важнейшая экономическая категория

Одним из самых важных и ответственных этапов инвестиционного  процесса является выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория как инвестиционная привлекательность предприятия.

Понятие инвестиционной привлекательности сегодня трактуется довольно неоднозначно. Одни дают следующее определение: инвестиционная привлекательность - создаваемые государством и компаниями условия вложения капитала, гарантированности и привлекательности вложений. Вторые считает, что категорию «инвестиционная привлекательность» следовало бы определить как степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженную в индивидуальных ожиданиях инвесторов. Он объясняет это тем, что инвестирование - это процесс с негарантированным результатом, так как те или иные инвестиционные решения предполагают изрядную степень риска и ни при каких обстоятельствах нельзя быть полностью уверенным в получении определенной величины прибыли. Хотя наличие обеспечения или залога способно снизить эти риски. Поэтому соотношение риск-доходность-время является основополагающим в категории инвестиционной привлекательности. Третие под инвестиционной привлекательностью понимает систему мер, стимулирующую инвестиции, направленную на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

По нашему мнению, наиболее предпочтительным является практический подход к пониманию данной категории. Исходя из этого, мы определяем инвестиционную привлекательность как совокупность характеристик, позволяющую потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций (предприятие, отрасль, регион, страна) привлекательнее других для вложения имеющихся средств.

Инвестиционная привлекательность  предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Эффективная деятельность предприятий, обеспечение высоких темпов их развития и повышение уровня конкурентоспособности продукции в значительной мере характеризуют уровень их инвестиционной активности. В свою очередь, уровень инвестиционной активности предприятия характеризуется степенью его инвестиционной привлекательности, которая в данном случае выступает побудительным мотивом при выборе инвестором объекта инвестирования и принятии решения о начале инвестирования.

В этой связи инвестиционная привлекательность приобретает  значение важной экономической категории, планирование и повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо рассматривать как самостоятельные задачи его деятельности в плане привлечения внешних инвестиций. С этой целью каждое предприятие должно искать пути повышения инвестиционной привлекательности.

Многие отечественные  ученые в своих научных трудах исследуют проблему оценки инвестиционной привлекательности компании-эмитента корпоративных финансовых инструментов (Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова, А.П. Иванов, В.В. Ковалев, И.В. Сахарова, Е.Ю. Хрусталев, А.О. Недосекин и др.). На практике до сих пор не выработано единых (универсальных) методических подходов к анализу данного вида инвестиционной привлекательности. Таким образом, проблема разработки методики анализа и оценки ИП компании-эмитента является актуальной и сегодня.

При разработке расчетно-аналитического раздела методики внешнего анализа  ИП организации-эмитента, первоначально  необходимо определить виды финансовых инструментов, эмитируемых организациями и представляющие интерес для широкого круга инвесторов, а также систему показателей оценки привлекательности организации-эмитента.

Корпоративные финансовые инструменты, пользующиеся спросом  со стороны инвесторов, делятся на долговые и долевые. Основным видом  интересующих инвестора долговых ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями, является облигация. Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента [1].

К долевым финансовым инструментам относятся акции. Акция  — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации [1]. Акционерные общества могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владельцы обыкновенных акций приобретают ряд связанных с ними прав, таких как право на получение текущего дохода в виде дивидендов, право на участие в управлении АО путем голосования на общем собрании акционеров, право на получение информации о деятельности АО и др. Отличительной чертой привилегированных акций является то, что ставка дивиденда по ним устанавливается в виде гарантированного фиксированного процента. Дивиденды по ним выплачиваются из чистой прибыли до выплаты дивидендов по обыкновенным акциям. Владельцы преференциальных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО, о внесении изменений и дополнений в устав, ограничивающих права акционеров-держателей привилегированных акций, по всем вопросам компетенции собрания, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивиденда по привилегированным акциям или было принято решение об их неполной выплате.

 

 

Глава2. Оценка привлекательности долгосрочных вложений в ценные бумаги

На инвестиционную привлекательность компании-эмитента ценных бумаг оказывает влияние большое количество факторов. К ним можно отнести: финансовое состояние компании, система управления организацией, номенклатура выпускаемой продукции, прозрачность компании, внешняя среда (конкуренты, партнеры), инсайдерская информация, слухи и т.д. Исходя из этого, систему показателей оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта составляют формализованные и неформализованные показатели.

Для оценки привлекательности  долгосрочных вложений в акции потенциальный инвестор изучает имущественное положение и финансовое состояние организации-эмитента. В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике для оценки имущественного положения и финансового состояния компаний используются десятки показателей. Классифицируя эти показатели, все их обычно подразделяют на группы, описывающие: имущественное положение компании, ее ликвидность, финансовую устойчивость, деловую активность, рентабельность, положение на рынке ценных бумаг и др.

Из всего многообразия существующих показателей мы выделяем следующие, как наиболее ярко отражающие привлекательность компании для инвестирования в эмитируемые ею финансовые инструменты.

2.1. Показатели ликвидности и платежеспособности. Данные показатели являются одними из основных при анализе ИП организации-эмитента ценных бумаг, так как дефолт (неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по обязательствам) вызывается кризисом ликвидности активов, когда ликвидных активов недостаточно для того, чтобы обслужить неотложные обязательства. Ликвидность может быть оценена по-разному, но по укрупненному балансу компании возможен лишь анализ общей ликвидности как обеспеченности краткосрочных обязательств оборотными активами. Наибольшее применение в качестве показателя ликвидности получил коэффициент текущей ликвидности, который определяется как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам [6]:

 

Ктл = ОА / КО (1)

 

где Ктл — коэффициент текущей ликвидности;

 ОА — оборотные активы, тыс. руб.;

 КО — краткосрочные обязательства, тыс. руб.

 

Рассчитаем коэффициент  текущей ликвидности для ОАО  «НЛМК» по данным его бухгалтерского баланса за 2007 год:

 

Ктл = 46 273 661/(4 082 008 + 8 050 456 + 112 675) = 3,78 (на начало года);

 

Ктл = 69 285 889/(5 074 904+21 067 624+112 146) = 2,64 (на конец года).

 

При этом следует отметить, что нормативное значение коэффициента текущей ликвидности находится в пределах от 1,5 до 2. То есть на конец года значение коэффициента в исследуемой компании превышает нормативное. Но при этом наблюдается уменьшение его значения за анализируемый период на 30% ((2,64 — 3,78) / 3,78 = — 0,3016) в связи с увеличением кредиторской задолженности. Исходя из этих данных, инвесторам следует проанализировать причины столь резкого снижения коэффициента, но в целом же по данному его значению можно сделать вывод о высокой инвестиционной привлекательности исследуемого хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

2.2. Показатели финансовой устойчивости. Соотношение собственных и заемных средств в структуре пассивов организации является ключевым фактором для анализа ИП. Оно характеризует долю собственных средств в общей величине источников финансирования. Для определения данного соотношения рассчитывается коэффициент автономии (финансовой независимости), который характеризует степень автономии или независимости от внешнего капитала, а также долю владельцев экономического субъекта в общей сумме средств, вложенных в него [6]:

 

Кавт = СК / ВБ (2)

 

где Кавт — коэффициент автономии (финансовой независимости);

 СК — собственный капитал компании-эмитента, тыс. руб.;

 ВБ — валюта баланса, общая величина активов организации, тыс. руб.

 

Стала общепризнанной точка  зрения, что организация считается  финансово независимой, если значение этого коэффициента превышает 0,5. Рассчитаем данное соотношение для исследуемой организации, воспользуюсь информацией представленной в бухгалтерском балансе ОАО «НЛМК» на 01.01.2008 г.:

 

Кавт = (181 724 454+26 078)/224 349 252 = 0,8101.

 

Значение показателя гораздо выше нормативного, но за анализируемый период темп его роста несколько снизился и составил 88,09%. Сложившаяся ситуация относит анализируемый экономический субъект к организациям с высокой инвестиционной привлекательностью.

Существуют определенные проблемы в использовании этого показателя в финансовом анализе. Они связаны с возможным искажением величины валюты баланса, например ввиду того, что часто переоценка стоимости основных средств производится в необоснованные сроки, на балансе накапливаются изношенные основные средства. Величина показателей баланса крайне зависит от учетной политики и применяемых методов оценки. Для решения данной проблемы в компаниях должна вестись активная работа по применению современных бухгалтерских методов и технологий, отвечающих требованиям корпоративного менеджмента, по техническому перевооружению производства, со списанием устаревших фондов. При таком подходе коэффициент автономии становится действительно содержательной характеристикой финансовой устойчивости эмитента.

2.3. Показатели оборачиваемости активов. Финансовое положение компании, ее ликвидность и платежеспособность во многом зависят от скорости оборачиваемости средств, вложенных в ее активы.

Различным видам оборотных  активов присущи различные скорости оборота. На длительность оборота активов оказывают влияние такие факторы, как вид деятельности компании (промышленность, снабжение, посредническая деятельность, сельское хозяйство); отраслевая принадлежность (тяжелая или легкая промышленность); масштабы деятельности (как правило, оборачиваемость выше на мелких предприятиях, чем на более крупных); экономическая ситуация в стране (система расчетов, вынуждающая компании отвлекать средства для предоплаты, инфляция, вынуждающая создавать большие запасы товарно-материальных ценностей); эффективность управления активами (структура активов, ценовая политика организации, методика оценки товарно-материальных ценностей) [5]. При низкой оборачиваемости средств или при ее замедлении возникает потребность в дополнительном финансировании.

Из всех показателей  оборачиваемости для потенциального инвестора наиболее важен показатель оборачиваемости совокупных активов (капитала), или капиталоотдача, дающий наиболее общее представление о  деловой активности коммерческой организации. Оборачиваемость совокупных активов рассчитывается по следующей формуле [6]:

Информация о работе Акция как инструмент инвестиционной привлекательности