Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
исследовать особенности инвестиционной политики;
оценить состояние инвестиционного климата РФ;
обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации
1.1 Понятие и содержание инвестиционной политики государства
1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики
1.3 Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования
Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ
2.3 Оценка инвестиционного климата РФ
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства
3.2 Предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики
3.3 Обоснование рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

В общей стратегии экономического развития экономических систем на первое место выходит инвестиционная стратегия, которая должна быть сформирована с  учетом разработанного инвестиционно-хозяйственного механизма. Вместе с тем инвестиционная стратегия оказывает существенное влияние на формирование экономической  стратегии.

Стратегическая направленность инвестиционной политики государства  может быть представлена следующими основными блоками:

  1. Стратегическая ориентация инвестиционной государственной политики, на основе которой определяется инвестиционная модель экономики страны, способы реализации решений, связанных с инвестиционной деятельностью, инструменты, с помощью которых осуществляется инвестиционная политика.
  2. Проведение стратегического анализа, представляющего комплексный анализ решений на уровне государства, оценку факторов, анализ рисков, определение инвестиционного потенциала экономической системы.
  3. Определение стратегических альтернатив. Модель развития социально-экономической системы имеет ряд ограничений, условий реализации стратегии развития модели. Результативность реализации стратегии может быть оценена с использованием показателей результативности.
  4. Процесс реализации стратегии.
  5. Определение управленческих решений на уровне государства.

Процедура активной инвестиционной политики государства предусматривает  разработку направления роста объемов  и эффективности производства экономических  систем, что является одним из условий  активизации инвестиционной деятельности (рисунок 3.1).

В среднесрочном периоде  критерием достаточности инвестиций может служить такой объем  инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому  экономическому росту. В связи с  этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных  элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при  более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления  производства.

Рис 3.1 Процедура формирования активной инвестиционной политики

Между тем c учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ  на мировом рынке, выражающийся в  первую очередь в наличии разработок высоких технологий.

Стратегия инвестиционной политики должна строится с учетом реалий экономического положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополитического положения, существующей рыночной инфраструктуры и других факторов. Исходя из этого можно выделить следующие направления инвестиционной политики:

  1. Удержание внешних факторов оживления инвестиционной активности, предполагающий отказ от ускоренного укрепления рубля в отрыве от процесса повышения конкурентоспособности реального сектора экономики и оказание максимального содействия сохранению благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
  2. Снижение процентных ставок до уровня соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции.
  3. Завершение налоговой реформы, предполагающей расширение инвестиционных возможностей субъектов рынка а также совершенствование амортизационной политики
  4. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения проблемы эффективного собственника.
  5. Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка и формирование атмосферы взаимного доверия между инвестиционными институтами и частными инвесторами.
  6. Формирование условий для трансформации инвестиций для сбережений населения.
  7. Снижение административных барьеров инвестиционной деятельности
  8. Формирование организационно-правовых предпосылок, снижение инвестиционных рисков, на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвестора.
  9. Применение дифференцированного инструментария, стимулирование инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики.
  10. Снижение неравномерности инвестиционной привлекательности российских регионов.
  11. Повышение результативности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе повышения эффективности отбора реализации целевых программ, усиление государственного контроля за целевым использованием средств.

Таким образом, инвестиции в  производство инновационной продукции  будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления  при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан  мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Высокую степень приоритетности следует придать эффективным  программам развития жизнеобеспечивающих  отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики.

Важным условием эффективности  государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной  перестройки производственного  сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп  предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся  в экономике условий, в том  числе и институциональных.

Необходимо понимать: без  объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики  трудно рассчитывать на переход экономики  в стадию устойчивого экономического роста.

Таким образом, решая задачу радикального повышения эффективности  нашей экономики, государство должно создать стимулы и условия  для продвижения целого ряда направлений. В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки  для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность  для будущего развития страны заключается  в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной  конъюнктуре мировых рынков. Подчеркнем, что главной стратегической угрозой  России - сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики.

 

 

 

 

3.2 Предложения  по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики.

 

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов  РФ активно разрабатывают вопросы  правового обеспечения инвестиционной деятельности. Так, в 74 из 89 субъектов  приняты законы, регулирующие вопросы  привлечения и управления инвестициями. Между тем, Совет законодателей  отметил, что в сложившейся практике имеются проблемы, не позволяющие  оптимально использовать весь спектр существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов. В частности, была отмечена недостаточность средств  для широкой государственной  поддержки инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ вследствие чрезмерной централизации финансовых потоков на федеральном уровне; неразвитость законодательной и нормативной  базы в области страхования и  фондового рынка, залогового права  и ипотеки; недостаточная законодательная  проработка защиты прав инвесторов.

Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной  инвестиционной политики, стремясь увеличить  приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными  инвестиционными процессами и политикой, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых  льгот и кредитной поддержки  субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое  этой проблеме, в российской экономике  она далека от разрешения. Об этом свидетельствует  неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

 Из сказанного следуют  два важных вывода. Первый из  них — необходимость поиска  принципиально новых инструментов  государственного регулирования  инвестиционной сферы и создания  благоприятного климата капиталовложений, адекватных кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам стимулирования сбережений. Второй - отсутствие реальных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

 Сегодня крайне важно  с помощью государства направить  на рыночных принципах имеющийся  потенциал накоплений частнопредпринимательского  сектора на решение неотложных  задач восстановления экономики. 

 Инструментом решения  перечисленных задач и осуществления  долгосрочной структурной политики  должно стать индикативное регулирование  инвестиционной деятельности, направленное  на согласование приоритетов  государственной политики в этой  области с программами развития  крупного национального капитала.

 Действенным средством  гармонизации федерального законодательства  и законодательства субъектов  Российской Федерации может стать  создание модельных правовых  актов для субъектов Российской  Федерации в качестве типовых  образцов правового решения самого  широкого круга проблем, в том  числе и регулирования инвестиционной  деятельности. Для этого необходимо  определить основные полномочия  субъектов Российской Федерации  в области законодательного регулирования  инвестиционной деятельности и  политики на территории субъекта  Российской Федерации, а также  четко определить понятийный  состав используемых терминов.  

 Представляется жизненно  необходимым, причем не только  по экономическим, но и по  политическим, в том числе внешнеполитическим  мотивам создать систему силовой  государственной защиты инвестиций  и собственности, вплоть до  создания специализированной спецслужбы  на базе подразделений борьбы  с экономическими преступлениями  различных силовых ведомств.

 Необходимо провести  ревизию всех действующих механизмов, направленных на ограничение  притока иностранного капитала  в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействию движению капиталов.

 Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору  надо потратить как минимум  около полугода  на сбор необходимых  разрешений, представляется абсолютно  нетерпимой и подрывающей жизненно  важные национальные интересы  России.

Следует в кратчайшие сроки  улучшить законодательное регулирование  инвестиционной деятельности в России по трем основным направлениям:

1)Устранить противоречивость  и дублирование между тремя  основными регламентирующими инвестиции  законами («Об инвестиционной деятельности  в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций  в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон  об инвестициях, свободный от  бессодержательных деклараций;

2) устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

 Некоторые эксперты  выступают за разработку Инвестиционного  кодекса РФ.

3) В целях улучшения законодательного обеспечения инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации Совет законодателей считает необходимым сократить концентрацию финансовых резервов на федеральном уровне, обеспечить возможность формирования бюджетов развития субъектов Федерации; создать экономический механизм, стимулирующий субъекты Российской Федерации, увеличивать собственные доходы для наращивания инвестиционного потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации.

Правительству РФ было предложено при расчете фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, фонда компенсации, фонда софинансирования социальных расходов и фонда регионального развития предусматривать возможность формирования в субъектах Федерации фондов развития с цепью реализации долгосрочных инвестиционных проектов, предоставлять субъектам РФ федеральные государственные гарантии под привлекаемые инвестиционные ресурсы.

Вывод: Переход России к  рыночной системе ведения хозяйства  сопровождался формированием новой  модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового  режима инвестиций и правового статуса  участников инвестиционной деятельности. Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного  законодательства. Для изменения  сложившейся ситуации, улучшения  инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая  и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических  и правовых условий деятельности инвесторов.

Информация о работе Инвестиционная политика государства