Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
исследовать особенности инвестиционной политики;
оценить состояние инвестиционного климата РФ;
обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации
1.1 Понятие и содержание инвестиционной политики государства
1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики
1.3 Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования
Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ
2.3 Оценка инвестиционного климата РФ
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства
3.2 Предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики
3.3 Обоснование рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

К микроэкономическим относятся  меры, воздействующие на отдельные  составляющие инвестиций или на отдельные  отрасли: налоговые ставки, правила  амортизации, гарантии, льготные кредиты.

Институциональные инструменты  позволяют достичь координации  инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения  предпринимателей, информационные системы.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая  задача государства на современном  этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета  или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Существенный канал влияния  государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и  государственных. В большинстве  случаев государство, так или  иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное  регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.

Важнейшей функцией государства  наряду с прямым инвестиционным финансированием  за счет бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма  привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них  проявляется наиболее эффективным  в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех  или иных условиях. Согласно одной  из точек зрения можно выделить три  модели инвестиционной политики, которые  избирают основным принципом тот  или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых  стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных  проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков  координации и создание механизмов для согласования решений частных  инвесторов; государство только создает  необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью  различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию  и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций; научно-технической  политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок  использования амортизационных  отчислений, государство тем самым  регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;
  • амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться, только исходя из их функционального назначения;
  • всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;
  • амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

При этом для выполнения своих функций по регулированию  экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны. Основные отличительные черты особенности административных и экономических методов регулирования приведены в таблице 1.2.

Экономические методы регулирования  государством инвестиционных процессов  довольно разнообразны: участие государства  в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, оптимальное  налогообложение, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций, функционирования кредитно-финансовых механизмов и др.

 

Таблица 1.2. Сравнительная  характеристика административных и  экономических методов инвестиционной политики

Административные методы

Экономические методы

- основаны на конкретно-адресных  заданиях

- выражают прямое воздействие  на управляемые объекты, преследуют  преимущественно интересы органа  управления

- основная доля ответственности  за принимаемые решения ложится  на орган управления, права управляемых  объектов ограничены

- административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют  обязательного исполнения, не допускают  существенных отклонений от распоряжений

- базируются на общих  правилах поведения, выбора маневра  инвестиционной деятельности

- оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы  предприятий различных форм собственности

- предполагают полную  самостоятельность хозяйствующих  субъектов при высокой ответственности  за предпринимаемые действия  и их последствия

- побуждают хозяйствующие  субъекты к подготовке  альтернативных  инвестиционных решений и выбору  оптимального с точки зрения  интересов данного субъекта и  с учетом допустимого инвестиционного  риска


 

Административные методы, то есть методы прямого воздействия, используются государством в том  случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

 

Рис. 1.3. Классификация инструментов и методов инвестиционной политики

 

Как можно заметить из приводимых классификаций инструментов и методов  государственного воздействия на инвестиционный процесс ( рис. 1.3) в систему инструментов инвестиционной политики включены не только специфические инструменты, присущие регулированию инвестиционной деятельности, но и общеэкономические  инструменты государственного регулирования.

Следует сказать, что государственное  регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных  условий путем: совершенствования  системы налогов, механизма использования  амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; размещения на конкурсной основе средств  федерального бюджета и средств  бюджетов субъектов Федерации для  финансирования инвестиционных проектов; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством  России; защиты интересов инвесторов.

Вывод по главе: Из выше всего изложенного, следует обратить особое внимание на то, что инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой политики; налоговой политики; научно-технической; путем создания благоприятных условий  для привлечения иностранных  инвестиций.

Механизм реализации инвестиционной политики включает в себя: усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, выбор  надежных источников и методов финансирования инвестиций, создание эффективно действующей  системы защиты прав собственности  инвесторов (создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка  инвестиций), создание условий для  дополнительных эмиссий акций, налоговое  стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.

 

Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации

 

2.1 Диагностика  организации формирования и проведения  федеральной инвестиционной политики

 

Инвестиционная политика должна разрабатываться на всех уровнях  экономической деятельности. На микроуровне - для предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, банков, фондов и даже семей, осуществляющих инвестиционные проекты.

Не менее важна инвестиционная политика региональных и муниципальных  уровней управления, которая должна учитывать перспективы развития территориальных единиц с учетом их особенностей, служить основой  для выработки целевых программ, селективной стратегии поддержки  наиболее перспективных проектов. На территориальном уровне разработкой  и реализацией инвестиционной политики занимаются администрации субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. В координации региональной инвестиционной политики принимают  участие федеральные органы исполнительной власти, а также полномочные представители  Президента Российской Федерации по федеральным округам. Формирование в стране институтов и экономического механизма способствует созданию реальной заинтересованности физических и юридических  лиц, вовлеченных в эффективные  операции инвестиционного типа, и  приводит в итоге к увеличению доходов и экономическому росту, выгодному сообществу в целом.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при  ее формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически  сориентированы на достижение общих  экономических результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне выработка  и реализация федеральной государственной  инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные  средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход ее в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной  инвестиционной и инновационной  политики - функция Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти.

К таким федеральным органам  относятся Минэкономразвития, который определяет основные направления инвестиционно-структурной политики и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Подведомственен Министерству Департамент инвестиционной политики, который в своей структуре имеет 7 отделов, участвующих в формировании и реализации инвестиционной политики. Также свой определенный вклад в инвестиционную политику осуществляют федеральные министерства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Следует сказать и о  международной инвестиционной политике - всего мирового сообщества (концепция  устойчивого развития), межгосударственных региональных объединений (СНГ, ЕС), отдельных  международных финансовых институтов (международного и европейского Банков реконструкции и развития, МВФ, Глобального  экологического фонда и др.). Инвестиционная политика должна быть, с одной стороны, рассчитана на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки, осуществления и окупаемости  проектов), а с другой стороны, - вариантной, гибкой, допускающей своевременные  коррективы с учетом конъюнктуры. Задачи и методы реализации этой политики меняются в разных фазах экономического цикла. В фазах кризиса и депрессии, когда преобладает стратегия  выживания, цель инвестиционной политики - сохранение, поддержка и укрепление части основного капитала, наиболее жизнеспособной и перспективной, пригодной для производства конкурентоспособной продукции. В фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию новых. В фазе зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем, в соответствии с выработанной на микроуровне политикой. Следовательно, инвестиционная политика должна своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла.[17]

Инвестиционная политика формируется под воздействием различных  факторов и имеет рамки, определяемые институциональной системой региона.

Государство регулирует свою, в том числе и инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности  Российская Федерация рассматривает  инвестиционное регулирование по уровням  управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной  власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную деятельность:

Конституция РФ;

Кодексы РФ;

Федеральные законы;

Постановления Правительства  РФ;

Региональные законодательные  акты;

Местные законодательные  акты.

Возрастающая роль регионов в экономических и управленческих преобразованиях в России предопределила привлечение приоритетного внимания управлению, аккумулированию и эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Рассмотрение и анализ институциональных  форм управления инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета параметров структурной перестройки и взаимосвязи со стратегическим направлением развития в масштабах всей страны.

Информация о работе Инвестиционная политика государства