Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
исследовать особенности инвестиционной политики;
оценить состояние инвестиционного климата РФ;
обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации
1.1 Понятие и содержание инвестиционной политики государства
1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики
1.3 Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования
Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ
2.3 Оценка инвестиционного климата РФ
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства
3.2 Предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики
3.3 Обоснование рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

Институциональные рамки  определяют правила инвестирования и являются факторами, влияющими  на формирование и реализацию инвестиционной политики

Привлечение иностранных  инвестиций зависит и от совершенствования  управления этим процессом. С целью  усиления взаимодействия с зарубежными  предпринимателями и ускорения  выхода России на мировой рынок капиталов  создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при  Правительстве РФ с участием иностранных  компаний и фирм, осуществляющих крупные  капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства  РФ.

На Минэкономики России возложены  разработка и реализация государственной  политики по привлечению иностранных  инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям  в России и координация рабочих  групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных  экономических зон, а также организацию  и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров  и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы  и другие организационные структуры:

— Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

— Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;

— Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза.

С целью обеспечения иностранных  инвесторов информацией о состоянии  инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации  создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой  системе, инвестиционной политике.

 

2.2 Исследование  особенностей инвестиционной политики  РФ

 

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и  на микро-уровне является актуальным для  России. Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных  в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает  влияние ряд факторов:

Во-первых, это традиционно  сложившаяся сильная роль государства  в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных  экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной  политики.

В-третьих, это особенности  переходного периода, такие как  политическая, экономическая нестабильность, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики [12 с.65].

Рассмотрим применение методов  инвестиционной политики в нашей  стране. Так важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Также немалое влияние  на инвестиционную привлекательность  оказывают инструменты налоговой  политики. Наряду с большой налоговой нагрузкой, особенно в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в действующей в России налоговой системе нет нацеленности на стимулирование инвестиционной деятельности, развитие наиболее прогрессивных отраслей производства, обновление основных фондов, внедрение в практику новейших достижений науки и техники.

Налогообложение России связано  с проводимой политикой повышения  инвестиционной активности главным  образом через снижение налоговых  ставок. Такое направление повышения  инвестиционной активности, как показывает международная, да и российская практика, весьма устаревший и малоэффективный  метод стимулирования инвестиций.

Существующие в мире методы воздействия на инвестиционные процессы в экономике, условно можно разделить  на два вида – пассивные и активные целевого назначения. В России в основном используются пассивные мероприятия.

К пассивным методам стимулирования инвестиционной деятельности относится простое снижение ставок по налогам — таким, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Недостаток этих методов состоит в следующем: снижая ставки налогов, государство предоставляет налогоплательщикам заранее до получения результата «подарок» в виде дополнительной прибыли, надеясь на их добрую волю, на пресс конкуренции, на то, что они потратят на инвестиции дополнительную прибавку к чистой прибыли. Если же у предпринимателей такой воли нет, а конкуренция явно недостаточна, то дополнительных инвестиций не будет.

Проводимые после каждого  снижения налоговых ставок в России, показывают, что только третья часть  из дополнительной прибыли тратится на инвестиции, остальное идет в  основном на личное обогащение предпринимателей и другие цели [62].

К активным методам целевого налогового стимулирования инвестиционной деятельности относятся: политика ускоренной амортизации, частичное вычитание из налогооблагаемой прибыли затрат на инвестиции, предоставление инвестиционного налогового кредита, полный вычет из облагаемой прибыли всех затрат на проведение НИОКР плюс дополнительный поощрительный вычет в виде бонуса до 20% от сумм, направленных на эти цели, активное использование налоговых льгот целевого назначения для предприятий, работающих в экономически отсталых и дотационных районах, а также для вновь образуемых малых и средних предприятий и холдингов, полное освобождение от налога на прибыль в случае ее реинвестирования для малых предприятий с оборотом менее определенной величины в год и числом занятых менее 50–100 человек.

Таким образом, государство, жертвуя сокращением поступлений  по налогу на прибыль путем «скармливания» предпринимателям «пряников» в виде целевых налоговых льгот, заставляет их осуществлять инвестиции в тех  направлениях, которые ускоряют развитие экономики, делают ее более эффективной и в конечном счете с лихвой окупают его потери от сокращения поступлений по налогу.

Важным достоинством стимулирования инвестиционной деятельности с помощью  перечисленных активных методов  льготного налогообложения является то, что оно осуществляется за счет «обратного финансирования».

Суть его состоит в  том, что предприниматель получает дополнительные финансовые средства не извне, а из собственной прибыли  за счет сокращения выплат налога по ней  или, если речь идет об амортизационных  отчислениях, перевод ее в размере  этих отчислений в издержки. В этом случае можно сказать, что инвестиционная деятельность косвенно финансируется  из бюджета государства и становится для предпринимателей более эффективной, например, по сравнению с использованием на эти цели кредитных ресурсов, по которым надо выплачивать проценты или по сравнению со свободным  остатком прибыли, отягощенным налогом  на прибыль.

Для государства же важным достоинством активных методов целевого налогового стимулирования инвестиционной деятельности, является то, что оно  расплачивается по льготам только после  осуществления этой деятельности. Если же нет инвестиций, то нет и льгот. Или, если речь идет об амортизационных  отчислениях и они потрачены  не на инвестиционные цели, по ним должен быть выплачен в полном объеме налог  на прибыль.

Стимулирование инвестиционной деятельности – это не потери бюджета, а инструмент поступательного развития экономики, это временное отвлечение денежных средств, которые многократно  с небольшим лагом по времени  потом компенсируются в бюджете. Если же этот процесс идет постоянно, а экономика развивается темпами  в 4-7%, то ни о каких потерях вообще говорить не приходится, так как  за счет роста экономики эти отвлечения (потери) будут компенсироваться без  ущерба для бюджета.

Амортизационная политика в  России, несмотря на ряд нововведений в последние годы по амортизационным  премиям, в целом слабо выполняет  свое основное назначение – повышение  инвестиционной активности и ускорение  обновления основных фондов. Степень  износа основных фондов увеличилась  с 39,3% в 2002 г. до 45,3% к 2010 г.[1].

Примерно аналогичные  показатели по налоговой нагрузке на прибыль по основным сферам производства были получены в Институте проблем рынка РАН [48].

Структура российских инвестиций по их источникам финансирования, носит  весьма затратный характер, с преобладанием  в них прибыли и заемных  средств. С начала перестройки изменения  в этой структуре имеют негативный характер. Если в СССР в середине 1980-х годов в общей сумме  всех источников финансирования капитальных  вложений, на долю амортизационных  отчислений приходилось около 40%, то к 2010г. в РФ, она сократилась более чем в 2 раза до 17,3%. Отставание по использованию амортизационных отчислений с другими странами, с преобладанием в инвестициях заемных средств, серьезно удорожает производство товаров в России и отрицательно сказывается на их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и прежде всего по готовой продукции.

Начиная с середины 90-х  годов в России, несмотря на опережающие  темпы роста инвестиций по отношению  к ВВП, коэффициент обеспечения  последнего основными фондами показывает четкую тенденцию к его сокращению. За 1995–2009  гг. он уменьшился в 2,7 раза – с 2,2 до 0,83. Основная причина такой динамики связана с медленным обновлением основных фондов, высоким процентом их изношенности и с тем, что ВВП России в преобладающей степени стал формироваться за счет экспорта сырьевых товаров. Можно сказать, что в основе воспроизводства в стране теперь находится не основные фонды, а конъюнктура мировых цен на сырье на мировых рынках.

Основная масса свободных  и заемных средств хозяйствующих  субъектов работает не на развитие, а уходит на приобретение новых непрофильных активов, спекулятивные операции, личное обогащение и т.д. В 2008 г. из общей суммы денежных средств в 33,1 трлн руб., потраченных корпоративным сектором страны, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4% (6,7 трлн руб.), остальные средства в размере 26,4 трлн. руб. представляли финансовые вложения.

В настоящее время еще  не изобретено более надежного метода привлечения денежных средств на эти цели, чем обеспечение для  них высокой прибыльности.

Наиболее действенными способами  достижения этого являются, с одной  стороны, повышение налогообложения  финансовых операций, чтобы деятельность на финансовом рынке стала менее  прибыльной по отношению к инвестициям  в основные фонды, с другой стороны, активное внедрение в хозяйственную  практику активной амортизационной  политики и целевых налоговых  льгот.

В 2009 г. в корпоративном секторе России из всей начисленной амортизации в 1908 млрд руб. на инвестиции расходовалось 1159 млрд руб., остальные тратились на цели не связанные с обновлением основных фондов и наращиванием их объема. В частности, 580,5 млрд руб. было потрачено на чисто финансовые вложения.

Российские компании по оценке их активов на мировых финансовых рынках по состоянию на начало 2011 г. являются самыми недооцененными, проигрывая по этому показателю Китаю и Индии  в 2,5 раза.

Таким образом, можно сделать  вывод, что активное использование ускоренной амортизации в целях обновления основных фондов и финансирования расширенного воспроизводства, является одной из форм косвенного субсидирования развития экономики из бюджета государства. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает объем субсидий, выделяемых для этого. Так, объём инвестиций по отношению к выделенным денежным средствам на их стимулирование со стороны государства при налоговой ставке на прибыль в 20 % увеличивается в 5 раз, а при налоговой ставке в 33% - в 3 раза; также, что амортизационные отчисления сегодня стали наиболее эффективным инвестиционным ресурсом. Эффективность использования для этих целей амортизационных отчислений в 2 раза выше, чем использование прибыли и в 4 раза по сравнению с банковским кредитом; Российская и международная статистика показывают, что только 30% дополнительных средств, получаемых бизнесом в результате снижения налоговых ставок, тратится на инвестиции в основные фонды. Наиболее эффективный метод стимулирования инвестиций - целевые налоговые льготы. Эффект от их использования многократно превышает эффект от снижения налоговых ставок.  На основе последних преобразований в налоговой политике страны, активно использующих для стимулирования инвестиционной деятельности ускоренную амортизацию и целевые налоговые льготы, что государству в этом случае стало выгоднее не снижать налоговую ставку по прибыли, а сохранять ее на относительно высоком уровне и не для того, чтобы собрать больше налогов, а потому что она начинает проявлять себя как более сильный стимул, побуждающий к инвестиционной деятельности.

Информация о работе Инвестиционная политика государства