Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
исследовать особенности инвестиционной политики;
оценить состояние инвестиционного климата РФ;
обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации
1.1 Понятие и содержание инвестиционной политики государства
1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики
1.3 Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования
Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ
2.3 Оценка инвестиционного климата РФ
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства
3.2 Предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики
3.3 Обоснование рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Оценка инвестиционного климата РФ.

 

   Инвестиционный климат  – совокупность сложившихся в  какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических  и правовых условий, определяющих  качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и  степень возможных рисков при  вложении капитала.

Анализ инвестиционного  климата инвестиций является важным элементом выработки государственной  и региональной политики привлечения  и использования капитала, поскольку, он, во-первых, дает системное представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране или в отдельном регионе, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения партнера.

Между тем, Минэкономразвития  прогнозировал общий рост инвестиций в 2006 - 2010 годах на уровне 10% в год. В 2006 г. рост инвестиций составил 11%, благодаря  направлению на инвестиции части  средств, оставляемых у предприятий  в результате осуществления налоговых  новаций с 2006 года.  Но инвестиции в основной капитал постоянно  снижаются. К примеру, в январе 2011 года они сократились на 4,7% по сравнению  с январем прошлого года, в феврале  этот показатель уменьшился по отношению  к февралю 2010-го года еще на 0,4%, с  февраля 2008 года по февраль 2011 года инвестиции в основной капитал сократились  на 23%. В экономику России в 2009г. вложено 7930,3 млрд.рублей инвестиций  в основной капитал. В 2008 году 8781,6 трлн. руб. по сравнению 2009 с 2008г. инвестиции в сопоставимых ценах сократились на 16,2%., объем инвестиций в 2010 году составил 9348,2 при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009г. За весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%), что лучше прогноза аналитиков (17,3%) и Минэкономразвития(17,6%). В номинальном выражении объем инвестиций в 2009 году составил 7 трлн 539,9 млрд руб.

График 2.1 – Анализ динамики инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности.

 

Темпы роста инвестиций обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также  прогноза источников финансирования инвестиций:

• доля прибыли, направляемая на инвестиции, по мере снижения налогов  и улучшения инвестиционного  климата, постепенно возрастает с 16,5% в 2004 г. до 17,5% в 2010 г.;

• доля амортизации, направляемой на инвестиции, сохраняет возрастающую тенденцию с 55,3% в 2004 г. до 63,5% в 2010 г.;

• сохраняется также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 7,3% в 2004 г. до 10,2% в 2010 г.;

• продолжается рост доли заемных  средств других организаций с 7% в 2004 г. до 8,1% в 2010 году.

Основной приток прямых инвестиций был в 2006 - 2007 годах, и уровень, относительно ВВП, повысился с 1,6% в 2004 году до 2,5% ВВП  в 2010 году. Несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении  за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Важной особенностью российской экономики остается экспорт прямого (легального) капитала за рубеж и  большой импорт портфельного капитала. Общий объем накопленных иностранных  инвестиций в отечественную экономику  в 2010 г. составлял около 96,5 млрд. долл. Привлекательными для иностранных  инвесторов являются отрасли, экспортный или внутренний спрос на продукцию, которых в последние годы был  устойчиво высок: добыча полезных ископаемых; операции с недвижимостью; оптовая  и розничная торговля; финансовая деятельность; пищевая промышленность и другие. Среди лидеров по инвестициям  в российскую экономику традиционно  фигурируют Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания и Германия, суммарная  доля которых и по прямым иностранным  инвестициям (ПИИ), и по общему объему накопленных инвестиций близка к 70%. Значительную долю в этой сумме, по-видимому, составляют ранее вывезенные российские капиталы.

Процесс инвестирования сегодня  является малоэффективным и непривлекательным  для потенциальных инвесторов. Это  обусловлено и отсутствием четкой инвестиционной стратегией государства, которая должна быть направлена на подъем, инвестиционной активности, поддержку  и оздоровление воспроизводственной  структуры экономики.

Базовые показатели для иностранных  инвесторов (таблица 2. 3) показывают, что  из 183 рассмотренных стран, Россия в 2010 занимала 120 место  в целом (112 в 2009 году), с наихудшими показателями по ряду критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 Оценка стран по факторам ведения бизнеса – 2010 г.

                                                                                              

 

Бразилия

Россия

Индия

Китай

Казахстан

Белоруссия

США

Простота ведения

бизнеса  (Общая

оценка)

129

120

133

89

63

58

4

Получение разрешения

на строительство

113

182

17

180

143

44

25

Найм сотрудников

138

109

104

140

38

32

1

Открытие бизнеса

126

106

169

151

82

7

8

Регистрация имущества

112020

4455

9393

3322

3131

1010

1212

Получение кредита

87

87

30

61

43

113

4

Защита интересов

инвесторов

73

93

41

93

57

109

5

Уплата налогов

150

103

169

130

52

183

61

Международ-ные

торговые операции

100

162

94

44

182

129

18

Выполнение

обязательств  по              контрактам

100

19

182

18

34

12

8

Закрытие бизнеса

131

92

138

6

4

74

15


 

 

Также необходимо сказать, что  существуют проблемы в области миграционного  режима страны:

• Сложный механизм квотирования:

- на практике не выполняет  функций контроля потоков неквалифицированных  мигрантов (квоты перепродаются  на рынке),

- не учитывает реальных потребностей страны в иностранных трудовых ресурсах, и, в то же время, является серьезным административным барьером для добросовестных инвесторов и привлечения высококвалифицированных специалистов.

• Трудность получения  разрешений на работу (большой объем  требуемой документации, чрезмерные требования, непрозрачные процедуры, длительные сроки рассмотрения заявок), короткие сроки действия разрешений и виз.

• Ограничения в перемещении  по стране (необходимость постановки и снятия с учета – в 3-дневный  срок– при каждом перемещении  по стране, ограничение сроков и  количества мест в и количества мест командирования, ограничения по въезду-выезду при первом сроке пребывания в  стране – одноразовая 3-месячная виза – и на выезд из страны в период переоформления визы).

• Практика применения миграционного  режима не соответствует установленным  законодательным нормам (задержки выхода приказов, распоряжений, уведомлений, превышение сроков рассмотрения, дифференцированность правоприменения в различных  регионах).

• Сложность привлечения  иностранных ученых и профессоров (отсутствие соответствующей категории  виз с упрощенной процедурой получения, правом длительного безвыездного пребывания и свободой перемещения виз по стране).

Государственные инвестиции направляются в основном на военные  цели, а также на цели регулирования  развития экономики.

Основным источником финансирования капитальных вложений в последние  годы являются собственные средства предприятий. Их удельный вес (62—64 %) почти  в три раза превосходит долю бюджетных  ресурсов (22—25 %). За счет эмиссии ценных бумаг мобилизуется до 2 % капитальных  вложений, за счет долгосрочных кредитов банков — 2—3 %, из внебюджетных фондов до 10 %, за счет средств населения  — до 3 %

Большая их часть вкладывается в недвижимость и иностранную  валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику. Это означает, что фактически предоставляется  беспроцентный кредит стране происхождения  валюты.

Но все же экономическая  стабильность страны характеризуется тем, что:

- экономический рост тесно связан с развитием финансовых  рынков  –  за  период с января 2002 по январь 2010 рост активов банковской системы и займов корпоративного сектора превзошли рост ВВП в 2 и 8 раза соответственно.

- первые же признаки стабилизации ситуации в экономике  страны летом 2009 привели к взрывному росту долговых заимствований на внутреннем рынке (4 млрд. рублей  из общего прироста в 533 млрд. пришлось на период с 1.06.2009 по 1.01.2010).

- низкая инфляция – синоним макроэкономической стабильности: ее замедление ведет к росту длительности заимствований, то есть «удлиняет» деньги  и расширяет горизонты инвестирования, ее ускорение часто имеет обратный эффект.

- улучшение экономической ситуации привело к тому, что с 2005года в стране начал развиваться рынок полноценного ипотечного кредитования.

После всего вышесказанного можно отметить некоторые благоприятные  условия и тенденции:

Россия обладает одним  из самых высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

Формальный сектор НИОКР  в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении  с некоторыми странами, например, с  Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

Российские компании высказывают  меньше жалоб по сравнению с сопоставимыми  компаниями в Индии и Китае  по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и  налоговых правил, инфраструктуры;

Таким образом, страна сегодня  поставлена перед сложнейшими инвестиционными  проблемами. Важную роль в модернизации промышленности способны сыграть зарубежные капитальные вложения. Привлечение  к финансированию даже самых перспективных  национальных проектов региона серьезных  иностранных инвесторов требует  формирования благоприятного инвестиционного  имиджа России, что невозможно без  применения инструментария маркетинга: разработки методов и проведения исследования рынка инвестиционных ресурсов, товарной политики.

Инвестиционный климат в  России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. Несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Высокий уровень коррупции  и «оригинальность» работы многих государственных  и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме того, одной из особенностей ведения экономической политики в нашей стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений на поставку или закупку тех или иных товаров на западных рынках.

Также многие специалисты  отмечают замедление темпов восстановления экономики после финансового  кризиса, что также крайне негативно  влияет на инвестиционный климат.

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую  деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а  срок действия многих постановлений  составляет несколько лет, что значительно  повышает инвестиционные риски как  для отечественных, так и для  зарубежных инвесторов.

Некоторое время назад  инвестиционная ситуация в нашей  стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время  прибыль многих компаний стала заметно  меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны.

Вывод по главе: страна сегодня поставлена перед сложнейшими инвестиционными проблемами. И без формирования эффективной инвестиционной политики не обойтись. Разработку и реализацию политики осуществляют федеральные органы исполнительной власти, так органы субъектов РФ и администрации местного самоуправления, но как таково на сегодняшний день в нашей стране нет такого конкретного органа, который бы отвечал именно за формирование и реализацию инвестиционной политики. Важную роль в модернизации промышленности способны сыграть зарубежные капитальные вложения. Привлечение к финансированию даже самых перспективных национальных проектов региона серьезных иностранных инвесторов требует формирования благоприятного инвестиционного имиджа России, что невозможно без применения инструментария маркетинга: разработки методов и проведения исследования рынка инвестиционных ресурсов, товарной политики.

 

Глава 3. Совершенствование  инвестиционной политики и механизма  ее реализации.

 

3.1 Формирование  стратегии  развития инвестиционной политики государства.

 

Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные  концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет позиция, согласно которой  односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой, в  современных условиях недостаточны.  Но все-таки  Правительство должно быть главным центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с чёткой постановкой задач, критериями оценки, объёмом необходимых ресурсов. Министерства должны управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативно-правовые акты. Чертами современной системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор.

Информация о работе Инвестиционная политика государства