Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
исследовать особенности инвестиционной политики;
оценить состояние инвестиционного климата РФ;
обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации
1.1 Понятие и содержание инвестиционной политики государства
1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики
1.3 Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования
Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ
2.3 Оценка инвестиционного климата РФ
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики и механизма ее реализации
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства
3.2 Предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики
3.3 Обоснование рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава1.Теоретические  аспекты инвестиционной политики государства  и механизма ее реализации

1.1 Понятие  и содержание  инвестиционной политики государства   

1.2 Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики

1.3 Методы государственного регулирования  инвестиционной активности субъектов хозяйствования

Глава 2. Анализ основных направлений инвестиционной политики и механизма ее реализации  
2.1 Диагностика организации формирования и проведения федеральной инвестиционной политики 
2.2 Исследование особенностей инвестиционной политики РФ

2.3 Оценка инвестиционного  климата РФ

Глава 3. Совершенствование  инвестиционной политики и механизма  ее реализации 
3.1 Формирование стратегии развития инвестиционной политики государства  

3.2 Предложения  по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики

3.3 Обоснование рекомендаций  по улучшению инвестиционного  климата РФ  
Заключение 
Список литературы

 

Введение.

 

Инвестиционная сфера  в последние годы всё более  становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных  исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах  массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности  инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

Инвестиции играют центральную  роль в обеспечении эффективности  функционирования экономической системы  и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста  в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу  важнейших показателей экономической  динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка  национальной экономики и технический  прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Опыт развитых стран свидетельствует  о необходимости участия государства  в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования  инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование  экономических и социальных отношений  представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно  может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Поэтому проблемы формирования инвестиционной политики, оценки её состояния и эффективности  нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: И. А.Бланка, Ю.В. Богатина, В.В. Бочарова, В.А. Чернова, В.А. Швандара, И.Т. Балабанова, Д.А. Ендовицкого, Я.С. Мелкумова, Т.С. Хачатурова, Г. Александера, Д.М. Кейнса, Д. Норткотта, А. Маркуса, У. Шарпа. Обоснованию основных направлений инвестиционной политики на основе финансового анализа деятельности предприятий посвящены работы М.И. Баканова, Г. Бирмана, В.Н. Глазунова, О.В. Ефимовой, В.В. Ковалева, Е.В. Негашева, П. Фишера, А.Д. Шеремета. Механизм формирования и реализации инвестиционной политики в региональном разрезе отражен в работах М.А. Керашева, Е.В. Петровой, А.И. Трубилина. Практический интерес при принятии инвестиционных решений представляют рекомендации, изложенные в работах С. Вайна, А.В. Воронцовского, П. Друкера, А.Б. Идрисова, К.Р. Макконелла, В.А. Москвина, В.Н. Самочкина, Ф.С. Тумусова.

Важнейший вклад в осмысление проблем инвестиционной политики внесли зарубежные учебные-экономисты: Александер Г., Гитман Дж., Бланк И.А., Бейли Д., Блэк Ф., Брэйли Р., Кейнс Дж. М., Макманус Дж., Майерс С., Мертнес А., Тобин Д., Фишер Б., Шарп У., Шумпетер Й.

В большинстве исследований главное внимание уделялось проблеме оценки эффективности инвестиций, при  этом остается недостаточно изученной  проблема формирования и реализации инвестиционной политики современного государства.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики  приводит к выводу о совершенствовании  инвестиционной политики государства.

Необходимость дальнейшей теоретической  и методологической проработки проблем  в области государственной инвестиционной политики, их научная и практическая значимость в современных условиях обусловили актуальность выбранной темы и определили постановку цели, задач, логику и структуру исследования.

Цель работы – исследование теоретических аспектов, анализ инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
  • раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
  • исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
  • проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики
  • исследовать особенности инвестиционной политики;
  • оценить состояние инвестиционного климата РФ;
  • обосновать формирование стратегии развития инвестиционной политики государства;
  • выявить предложения по совершенствованию законодательного обеспечения реализации инвестиционной политики;
  • обосновать рекомендации по улучшению инвестиционного климата.

Объектом исследования является инвестиционная политика.

Предметом исследования выступают экономические отношения, которые формируются в результате инвестиционной политики государства на основе практики российской экономики.

Теоретическая база исследования основывается на фундаментальных теоретических работах зарубежной и отечественной науки в области государственной инвестиционной политики.

Методологическую  основу курсовой работы составляет использование методов научного познания, в частности, абстрактно-логический, экономико-статистический, системный и факторный анализ, методы сравнения и группировок. 

Информационную  базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, другие акты законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, монографии, материалы средств массовой информации, а также научно-практических конференций и семинаров, информация справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

 

Глава1. Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации.

 

    1.  Понятие и содержание инвестиционной политики государства.

 

Слово «политика» в переводе с греческого «politike» означает «искусство управления государством», «государственные дела». Другими словами, политика —  это сфера деятельности профессиональных политиков.

В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:

Инвестиционная политика государства – это комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной  деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования [10, с.234].

В то же время инвестиционная политика – это составное звено  экономической политики, представляющее собой совокупность хозяйственных  решений, определяющих объем, структуру  и основные направления вложений, средств, ресурсов, труда, капитала, интеллектуальной собственности для обеспечения  роста основных фондов и их обновления на основе важнейших достижений науки  и техники.

Также государственную инвестиционную политику, на мой взгляд, можно определить как систему мер по регулированию и активизации инвестиционной деятельности с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионального звена.

Основным субъектом инвестиционной политики является государство. Существует мнение, что целесообразно разделить  субъекты государственной инвестиционной политики на два уровня. Субъектом  первого уровня, воздействующим на инвестиционный процесс, является государство.

Инвестиционные фонды, банки, корпорации, концерны, акционерные  общества и прочие исполняют роль субъекта второго уровня разработки инвестиционной политики (или ее отдельных частей), воплощают ее в своих программах, планах и т.п. И эта их «вторичная» роль касается, разумеется, лишь  генеральной направленности действий, а не их масштаба, содержания, эффективности. Подобное распределение ролей объясняется не столько прямыми властными акциями государства (хотя они, конечно, не могут отбрасываться), сколько действенностью устанавливаемых им правил экономического поведения.

Инвестиционная политика принадлежит к числу важнейших функций современного государства, она носит институциональный характер, т.е. направлена не только на поддержание количественных соотношений между совокупным спросом и предложением, но и на изменение отраслевой и секторальной структуры экономики, изменение рыночных институтов.

Объектом инвестиционной политики государства являются все  инвестиционные процессы в национальной экономике, обеспечивающие воспроизводство  капитала, научно-техническое и социальное развитие страны.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многоплановую структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

  1. по характеру проблем и основательности их решения (стратегия и тактика);
  2. по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);
  3. по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);
  4. по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяйстве и иных отраслях);
  5. по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);
  6. по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Как процесс государственного воздействия на национальную экономику, инвестиционная политика может быть рассмотрена на разных этапах своего жизненного цикла, а именно: формирования, реализации и оценки результатов.

Формирование инвестиционной политики государства – это сложный, многоступенчатый процесс, базирующийся, на научной основе и наиболее эффективных  направлений их достижения с учетом ожидаемого социально-экономического результата для национальной экономики.

Государственная инвестиционная политика имеет многоуровневую структуру  управления. Прежде всего, необходимо выделить федеральный и субфедеральный уровни (см. рис. 1.1).

Все уровни инвестиционной политики, решая собственные задачи, должны быть, объединены, интегрированы  для достижения общих целей. Основа такой интеграции — долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны и ее регионов.

Инвестиционная политика федеративного государства основывается на взаимодействии федерации и ее субъектов. Основой конструктивных отношений между центром и  регионами является равноправие (в  правах и ответственности), четкое разделение функций, компетенции, предметов ведения между уровнями управления. Важно избежать противоречий мер, проводимых на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

Рис 1.1 Уровни формирования и реализации инвестиционной политики

 

Задача федеральной инвестиционной политики — выравнивать «инвестиционное  пространство», обеспечивать максимальный вклад каждого региона в решение  хозяйственных проблем страны. Кроме  того, цели общегосударственной инвестиционной политики естественным образом связаны  с задачей выравнивания уровней  социально-экономического развития регионов. Сосредоточение инвестиций в нескольких относительно благополучных регионах не отвечает интересам государства, так как другие регионы, не получив  достаточного объема инвестиционных ресурсов, снижают собственный инвестиционный потенциал. Необходимо исходить из принципа: «чем менее привлекателен регион для инвестора, тем больший объем  льгот, гарантий должно быть обеспечено инвестору». На практике, чтобы не нарушать принцип равенства субъектов федерации, данные льготы необходимо предоставлять в рамках целевых программ развития регионов.

Важным представляется вопрос, связанный с типом инвестиционной политики. Тип инвестиционной политики зависит от формы участия государства в экономических процессах и ее согласованности с общей политикой страны.

Информация о работе Инвестиционная политика государства