Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание

Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.

Содержание

1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.

Работа состоит из  1 файл

Политология 2012г..doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

26.Исполнительная  власть в Республике  Беларусь.

Высшим органам  исполнительной власти в стране является Правительство. Как орган власти Правительство имеет ряд признаков.

1.Подзаконность. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнения закона.

2.Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

3.Предметный характер. Деятельность правительства имеет особое содержание, связанное с реализацией политики государства в различных сферах жизни общества.

Правительство выполняет свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными и  другими ресурсами, а также при помощи таких инструментов, как служебные продвижения и система поощрений.

Согласно ст.106 Конституции РБ исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство  – Совет министров РБ, центральный  орган государственного управления.

Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителя и министров. В состав Правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр  назначается Президентом РБ с  согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный рок со дня внесения предложения по его кандидатуре. Полномочия Премьер-министра оговорены в ст.106 Конституции РБ. Основной функции Премьер-министра является руководство деятельностью Правительства, за которую он несет персональную ответственность перед Президентом.

Правительство или любой член правительства  вправе заявить Президенту о своей  отставке, если считает невозможным  дальнейшее осуществление своих  обязанностей.

Полномочия Совета министров перечислены в ст.107 Конституции. К ним относятся:

-руководства  системой подчиненных органов  государственного управления и  других органов исполнительной  власти;

-разработка  основных направлений внутренней  и внешней политики и принятие  мер по их реализации;

-разработка  и представление Президенту для внесения в Парламент проекта республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

-обеспечение  проведения единой экономической,  финансовой, кредитной и денежной  политики, государственной политики  в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии. 
 

27.Судебная  власть в Республике  Беларусь.

Функцией судебной власти является отправления правосудия, т.е. разрешение споров о праве. Правосудие обеспечивает защиту прав и защитных интересов граждан, охрану правопорядка от противоправных посягательств, контроль за законностью и конституционностью решений и деят-тью органов законодательной и исполнительной властей. Организационные (судоустройство) и процессуальные (судопроизводство)  формы осуществления судебной власти закрепляются конституцией. Их изменения возможны только в законодательном порядке. В отличие от законодательной или исполнительной властей, которые олицетворяют один или два высших органа (президент, правительство или парламент), судебная власть осуществляется всей совокупностью действующих в стране судебных инстанций. В РБ действует судебная система внешней специализации, которую образуют Конституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды (табл.). Внутри каждого судебного учреждения существует собственная специализация, соответствующая профилям рассматриваемых дел. В правовом государстве правосудие могут осуществлять только суды. Никто, в том числе и государственные органы, не в праве вмешиваться в осуществление судом своей власти. Судьи в осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. К основным принципам осуществления правосудия в Беларуси, закрепленным в Конституции, относятся: -осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109); -независимость судей и их подчинение только закону (ст.110); -принятие судом решения в соответствии с Конституцией при установлении несоответствия ей того или иного нормативного акта (ч.2 ст.112); -принцип состязательности и равенства сторон в процессе осуществления правосудия (ч.1 ст.115).

Конституции демократических государств запрещают создание чрезвычайных судов. В Беларуси данный запрет, зафиксированный ч.1 ст.109 Конституции, распространяется также на время чрезвычайного или военного положения. Судам принадлежит ведущая роль в обеспечении правового характера госуд-ного и общес-ного строя, защиты прав и свобод граждан. Граждане, их объединения, а также все органы государства и местного самоуправления обязаны исполнять решения судов.  Особое место в системе органов судебной власти принадлежит Конституционному суду (КС), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов РБ, обеспечивает верховенство Конституции на территории РБ. 6 судей КС назначаются Президентом, а 6 избираются Советом Республики Национального Собрания. Ежегодно КС готовит послания Президенту и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности КС устанавливает соответствие нормативных актов конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, учитывают силу с момента, определяемого Конституционным судом.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28.Местное  управление и самоуправление  в Республике Беларусь.

Местное самоуправление – это система организации власти, характеризующаяся ее децентрализацией и распределением среди множества официальных структур. Смысл местного самоуправления состоит в возможности населения контролировать те органы власти и управления, с которыми ему чаще всего приходится взаимодействовать. Основные принципы системного местного управления и самоуправления в РБ изложены в V разделе Конституции, в Законах «О местном управлении и самоуправлении в РБ» (от 4 января 2010 г.) и «О статусе депутата местного Совета депутатов» (от 27 марта 1992 г.), в Избирательным кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах. В соответствии со ст.1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в РБ» местное самоуправление – это форма организации и деятельности населения для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных  единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:

-местные Советы  депутатов; -органы территориального  общественного самоуправления; -местные  собрания; -местные референдумы; -инициативы  граждан по принятию решений Советов; -участие граждан в финансировании и(или) возмещении расходов бюджета на определенные или цели; -иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное управление осуществляется в границах административно-территориальных территориальных единиц. Ст. 12 Закона «О местном управлении и самоуправлении в РБ» устанавливает три территориальных уровня местных Советов: -первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы; -базовый, включающие городские (городов областного подчинении) и районные Советы; -областной, который представлен областными Советами.

Минский городской  Совет обладает правами базового и областного Советов.

Наряду с системой местного самоуправлении в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного самоуправления в РБ состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. 
 

29.Классические  теории элиты (Г.  Моска, В. Парето, Р. Михельс).

В жизни общества политич. взаимодействия гос-ва, партий, элит, лидеров избиратели осуществляются на основе политич. ролей и функций.

ПОЛИТИЧ. РОЛЬ – ожидаемое поведение, обусловленное политич. статусом группы, института, и индивида. Политич. статус элиты определ. ее правовыми обязанностями в обществе: он предписывает право на принятие важнейших политич. решений, но вместе с тем возлагает на нее ответственность за последствия их выполнения. Положение элиты в обществе подкреплено ее престижем, привилегиями, богатством.

Политич. стратификация – порядок, при котором политич. неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к др., формируя разл. политич. страны. Важное значение политич. элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции соц. отношений, реализации общезначимых интересов. Политич. элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласование. ПОЛИТИЧ. ЭЛИТА – привилегированная группа, котор. занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Конфуций обосновывал деление общества на «благородных мужей» и «низких людей» следованием их моральным заповедям. Платон: политич. неравенство он связывал с качествами души, присущими тем или иным группам населения. Разработал систему формирования правящей элиты: отбор, воспитание и образование.

Профессор, член итал. палаты, сенатор Гаэтано Моска (1854-1941) сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1986-1923) и «История политических доктрин» (1932). Идею о «правящем классе»:  "Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...". Анализ политич. класса Моска осущ. с помощью организационного подхода. Групповая сплоченность и единомыслие обеспечиваются благодаря наличию у политич. класса организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть. Класс неоднороден, состоит из двух слоев: очень малочисленной группы «высшего начальства» (сверхэлита) и более многочисленной группы «начальников среднего звена». Доступ в полит. класс предполагал наличие у индивида особых качеств и особенностей. Однако доминирующим критерием для отбора в полит. класс явл. способность управлять, означающая знание национального хар-ра, и опыт управления. Отметим 2 тенденции в развитии правящего класса: 1)аристократическая – правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию; 2)демократическая – правящий класс явл. открытым, происходит быстрое его обновление, но возникает опасность нарастания нестабильности, кризиса. В зависимости от принципа передачи полит. власти Моска выделил 2 типа полит. управления: 1)автократический – власть передается сверху вниз; 2)либеральный – власть делегируется снизу на верх.

Вильфредо Парето (1848—1923)(теория элит изложена «Трактате всеобщей социологии») придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные.

Парето  делил элиту на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами, а вторая - представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать полит. решения. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини. 
 
 
 
 

30.Современная  политическая элита:  концепции и подходы.

Концепция элиты  была создана теоретиками итальянской  школы политич. социологи Г.Моска, В.Парето и Р.Михельс. Можно выделить общие принципы, образующие концептуальную базу классической теории элит, которые предлагали Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберт Михельс:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"