Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:35, шпаргалка

Описание

ТЕМА2.МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ.
ПОЛИТОЛОГИЯ – это учение о политике,о механизмах изучения власти и управления обществом.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по политологии.docx

— 110.05 Кб (Скачать документ)

ТЕМА1.ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ЧЕЛОВЕК-это политическое животное(Аристотель).

Политика с греч.-государственные и общественные дела.

Полис-город.

ПОЛИТИКА-это деятельность различных общественных групп,направленная на решение вопросавласти:завоевание,сохранение

распределение.

Политика выступает как единство 3-х аспектов:

1)сфера общественной жизни;

2)вид активности субъектов;

3)тип социальных (политических отношений).

ОБЬЕКТ ПОЛИТИКИ – это часть политической реальности на которую направлено внимание и деятельность субьекта.

СУБЬЕКТ ПОЛИТИКИ – это целенаправленный носитель политической деятельности(гос-во,политические партии,отдельные личности и т.д.)

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ:

1)Выражение социально  значимых интересов соц.групп и слоёв общества.

2)Выявление,выражение и регулирование индивидуальных и групповых интересов.

3)Управление и руководство  политическими и другими общественными  процессами.

4)Интегративная.

5)Распределительная.

МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ:

Метод  с греч.-Путь.

1)Исторический – означает что все явления политической реальности рассматриваються в пространстве и во времени.

2)Сравнительный – предпологает сопоставление однотипных политических  явлений.

3)Диалектический – все явления и процессы политической жизни рассматриваются во взаимосвязи и развитии.

ТЕМА2.МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ.

ПОЛИТОЛОГИЯ – это учение о политике,о механизмах изучения власти и управления обществом.

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ:

1)Нормативно-ценностный.

2)Институтоциональный-основан на исследовании политических институтов.

3)Антропологический-истоки политики видит в коллективной сущности чеовека.

4)Психологический- учитывает индивидуальные особенности человека.

5)Социологический-выясняет зависимость политики от общества.

6)Бихевиористский-поведение человека в сфере политики.

7)Субстациональный-выявляет первооснову политики,власть.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:

1)Позновательно-обьяснительная.

2)Прогностическая.

3)Критическо-мировозренческая.

4)Прогматическая.

5)Воспитательная.

6)Регулятивная.

Политология развиваясь взаимодействует  с другими общественными науками:философией,историей,

психологией,экономикой и др.

ТЕМА3.СТУКТУРА,

УРОВНИ И ФУНКЦИИ  ПОЛИТИКИ.

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ:

1)Политический  интерес- представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению  конкретных политических действия по их достижению.

2)Политическая  организация- отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

3)Политическое сознание- Характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.

4)Политическая  деятельность- Выступает разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.

5)Политические  отношения- Выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.

УРОВНИ ПОЛИТИКИ:

1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятий и категорий.

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ:

1)Выражение социально  значимых интересов соц.групп и слоёв общества.

2)Выявление,выражение и регулирование индивидуальных и групповых интересов.

3)Управление и руководство  политическими и другими общественными  процессами.

4)Интегративная.

5)Распределительная.

ТЕМА4.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - реальная способность тех или иных социальных субъектов подчинить своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Это способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.

ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:

1)Легальность 

2)Легитимность 

3)Верховенство 

4)Влияние 

5)Моноцентричность

6)Публичность 

7)Эффективность 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:

1)Целепологание – определение основных целей развития общества.

2)Интегративная – обеспечение интеграции общества,сохранение порядка и целостности.

3)Регулятивная – регулирует возникающие в обществе социальные конфликты.

4)Дистрибутивная – осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ.

5)Идеалогическая – заключается в разработке определенного общественного идеала,который включает политические и социальные ценности.

6)Воспитательная – направлена на социализацию индивидов.

7)Инновационная – напралена на творческое осмысление политической деятельности.

8)Прогностическая – определение перспектив развития общества.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ:

1)Силовые – оружие,аппарат физического принуждения,специально подготовленные люди.

2)Экономические – материальные ценности,деньги,полезные ископаемые и т.д.

3)Социальные –способность повышения или понижения социального статуса,место в социальной структуре.

4)Информационные – знания,информация,средства их получения и распределения.

5)Политическо - правовые – конституция,законы и т.д.

ТЕМА5.ПОНЯТИЕ,СУБЬЕКТЫ И ОБЬЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - реальная способность тех или иных социальных субъектов подчинить своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Это способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.

СУБЬЕКТЫ ВЛАСТИ:

государство и его   институты,политические элиты и лидеры,политические партии.

ОБЬЕКТЫ ВЛАСТИ:

Индивиды,классы,социальные группы и т.д.

АТРИБУТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:

1)Суверенитет – это независимость субьекта власти от каких либо политических сил,верховенство его воли.

2)Авторитет – это признание правомощности власти субьекта со стороны обьекта и его готовность выполнить волю носителя власти.

3)Воля – наличие программы деятельности с четко поставленной целью,а также решимостью реализовать её.

4)Принуждение – способность субьекта власти добиваться своей воли через сочетание различных форм воздействия.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ:

1)Силовые – оружие,аппарат физического принуждения,специально подготовленные люди.

2)Экономические – материальные ценности,деньги,полезные ископаемые и т.д.

3)Социальные –способность повышения или понижения социального статуса,место в социальной структуре.

4)Информационные – знания,информация,средства их получения и распределения.

5)Политическо - правовые – конституция,законы и т.д.

 

ТЕМА6.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.

Каждый из компонентов  имеет свою структуру, формы внешней  и внутренней организации, способы  выражения.

Стержнем политической системы является политическая власть.

Основным  институтом  - государство.

1)Модель Д. Истона. Системный подход.

2)Модель Алмонда.Функц-ный подход.

3)Институциональный подход.

Функции по Алмонду делятся на 3 уровня:

1)Уровень – возможности системы.

2)Исходящий (конверсионный процесс).

3)Входящий (рекрутирование).

Два вида: входные и выходные.

          Функции входа:

1)артикуляции, интересов.

2)агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.

         Функции выхода:

1)Нормотворчество.

2)Применение правил.

3)контроль за соблюдением правил.

ТЕМА7.МЕСТО И РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Основные направления деятельности СМИ:

1)удовлетворение информационных интересов общества;

2)обеспечение гласности;

3)изучение и формирование общественного мнения;

4)организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5)поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6)воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных  личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

Обладая большими правами  и возможностями, работники СМИ  несут ответственность перед  обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

ТЕМА8.ТИПОЛОГИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Французский политолог Ж.В. Лапьер в книге «Анализ политических систем» выделяет в обществе несколько основных систем:

1)биосоциальную

2)экологическую.

3)культурную.

4)политическую.

Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.

Типология политических систем зависит от критериев, положенных в основу:

  • по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
  • по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;
  • типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;
  • типология Г. Алмонда по политической культуре: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;
  • по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;
  • по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.

ТЕМА9.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства.

В основании белорусской  общенациональной идеи - национальные интересы как система базовых  положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности  граждан.

Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.

Центры принятия важнейших  государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Судебная власть принадлежит судам.Наличие профсоюзов.

 За время существования политической системы РБ, можно увидеть позитивные результаты:

1)страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;

2)заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства.

3)структурирована управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;

4)обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;

5)выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;

6)утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;

7)удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;

8)на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны.

ТЕМА10.ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

Понятие «режим» можно рассматривать как:

1)метод правления (политический строй в целом);

2)как открытые для изменений переменные параметры политического строя;

3)источник правления или властный авторитет, определяющий политический строй.

Существуют 2 основных подхода к определению политического режима: правовой и социологический.

М. Дюверже отмечает, что политический режим, это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий базовые модели выборов, голосования, принятия решений и способы политического участия партий и групп интересов.

Рой Макрибис определил режим как специфические пути и способы при помощи которых нормативные установки системы реализуются в практике государственных институтов.

Луи Вермонн под политическим режимом понимает совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления страной на известный период» (западные политические режимы).

В итоге политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых можно выделить следующие показатели:

1)институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина;

2)степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, осуществления контроля;

3)уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;

4)роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

ТЕМА11.КЛАССИФИКАЦИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

Наиболее частым является разделение режимов:

А.) на диктатуры и демократии или демократический и антидемократический.

Б.) Типологизация политических режимов по Р. Далю разделяется по 2 критериям:

1)Допускается оппозиция и политическая конкуренция.

2)Как участвует население в борьбе за власть.

В связи с этим можно выделить политические режимы: закрытые гегемонии, открытая гегемония, соревновательная олигархия и полиархия.

С. Хантингтон обозначает 4 типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура, расовая олигархия.

В.) Типология по Ж. Блонделю:

Критерии:

1)Политическая конкуренция.

2)Структура элит.

3)Политическое участие  населения.

Соотношением этих трех составляющих порождается 6 режимов:

1)Традиционный.

2)Эгалитарно – авторитарный.

3)Авторитарно – бюрократический.

4)Авторитарный – неэголитарный.

5)Конкурирующая олигархия.

6)Либеральная демократия.

Хуан  Линц выделил пять основных режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, постоталитарный, султанский.

По Х. Линцу характерными чертами являются:

  • степень политической мобилизации;
  • уровень плюрализма;
  • степень идеологизации власти;
  • степень конституционности власти.

Г.) Тоталитаризм: правый и левый.

Авторитаризм может быть: военным, олигархическим, популистским, бюрократическим. Авторитаризм развития. Авторитаризм: однопартийный, однопартийный полуконкурентного типа, псевдопартийный, формально многопартийный.

Посттоталитарные режимы возникают после ухода лидера-харизматика. Основными чертами этого режима являются:

  • ослабление полицейских служб или нейтрализация их с помощью армии;
  • разрешение кризиса власти путем создания коллективного центра власти;
  • переутверждение роли партии;
  • постепенный процесс детоталитаризации.

ТЕМА12.ДЕМОКРАТИЯ КАК ВИД ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.

ДЕМОКРАТИЯ (др.греч. — «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Можно выделить следующие черты демократического режима:

1)Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей.

2)Гарантированный доступ к политическим институтам.

3)Всеобщее избирательное право.

4)Контроль за деятельностью правительства.

5)Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6)Разрешение конфликтов мирным путем.

7)Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Условия сохранения и установления демократических режимов:

1)Высокий уровень экономического развития.

2)Наличие толерантности в обществе.

3)Признание большинством общечеловеческих ценностей.

4)Ориентация на политическое участие.

Демократических режимов множество подвидов. Из них наиболее распространенные:

1)Либерально-демократическая модель.

2)Радикально-демократическая модель.

3)модель конкурентной элитиской демократии.

4)модель плебисцитарной демократии (Вебер М.).

5) модель конкурентная демократия (Шумпетер П.).

6)модель Липсета – Лепнера.

7) модель полиархическая демократия Р. Даля.

8) модель экономическая модель Э. Даунса.

9) модель демократическая модель «прав человека».

10) модель институциональная модель «интегративной демократии».

ТЕМА13.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  РЕЖИМЫ.

ТОТАЛИТАРИЗМ — это политический режим,форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое. При этом тоталитаризм существует тогда и только тогда, когда общество поддерживает своё полное сращивание с государством, то есть политическая власть имеет полное одобрение своих действий со стороны общества.

Государство поглощает все  общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях  формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой  группой лиц из правящей элиты.

В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма:

▪ единственная массовая партия;

▪  монопольно существующая и признанная всеми идеология;

▪  монополия на средства массовой информации;

▪  монополия на средства вооруженной борьбы;

▪  террористический контроль со стороны политической полиции;

▪  централизованная система контроля и управления экономикой.

Тоталитаризм имеет две  разновидности:

1) "левый"  тоталитаризм, существовавший в форме советского коммунизма в СССР и других странах социализма;

2) "правый" тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским фашизмом, испанским и латино¬американским фашизмом.

АВТОРИТАРИЗМ  — Форма власти, при которой носитель власти  провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Авторитаризм может быть: военным, олигархическим, популистским, бюрократическим. Авторитаризм развития. Авторитаризм: однопартийный, однопартийный полуконкурентного типа, псевдопартийный, формально многопартийный.

СУЛТАНИСТСКИЕ РЕЖИМЫ – это крайняя форма наследственно-родового господства. Здесь тесно переплетается личное и общественное. Все индивиды, группы и институты могут в любой момент стать объектами непредсказуемого деспотизма со стороны султана и его окружения. Здесь нет места оппозиции и плюрализму, нет идеологической основы.

ТЕМА14.ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА  В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Проблема государства  – одна из важнейших в политологии.

Государство по мнению политологов зародилось очень давно,при разложении первообщинного строя по причине развития производительных сил и общественных отношений.Государство не отделимо от политики.Ещё Аристотель назвал человека «политическим животным».

Существуют различные подходы к возникновению государства:

1) Мифологические  и религиозные (теологические) концепции, приписывающие создание государства деятельности Богов и мифических героев.

2) Идеалистические концепции, признающие государство воплощением идеи (совершенной модели объединения людей). У Платона самое близкое к идеалу государство существовало во времена Богов Олимпийцев.

3) Циклические  концепции, рассматривающие всю историю как движение по кругу, для них государство всегда было и всегда будет формой совместного проживания людей, проходящей через множество стадий от полного развала до торжества Совершенного порядка.

4) Договорные  теории, где государство результат общественного договора. Родоначальники этой теории ‑ Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж-Ж. Руссо.

5) Либеральные  концепции, где государство средство защиты неотъемлемых прав и интересов личности. Виднейшими представителями данной школы считаются видные американские политики Джефферсон, Бжезинский и т.д.

6) Эволюционные (органические) теории, описывающие государство как естественный результат социальной эволюции. Ярчайшие представитель О. Конт иГ.Спенсер.

7) Патриархальные  и патерналистские концепции, считающие, что древняя семья и отеческая власть постепенно трансформировались в государство. 8) Революционно классовые теории, рассматривающие государство как орудие классового господства, которое угнетенный класс для собственного освобождения должен отнять у господствующего класса и сломать. Примеры таких теорий – марксизм (Маркс, Энгельс) и ленинизм (Ленин).

9) «Теории  насилия», где государство ‑ продукт насилия (внешнего или внутреннего).

10) Биологические  и психологические концепции, рассматривающие государство как проявление присущих каждому человеку биологических и психологических особенностей. Здесь чаще всего вспоминают З. Фрейда, согласно учению которого государство создается для обуздания сильных подсознательных влечений (либидо), а властвуют в нем люди с чрезмерно развитыми влечениями.

ТЕМА15.ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

ГОСУДАРСТВО  – это объединение людей под властью, высшей (верховной) для данной территории (страны). Государство понимают в широком смысле как управляемую страну в целом, а в узком – как систему органов (лиц и организаций), руководящих страной.

Государство является основным институтом политической системы.

Основные  концепции происхождения государства:

▪  патриархальная;

▪  теократическая;

▪  «общественного договора»;

▪   теория «насилия»;

▪   социально-экономическая (марксистская);

▪   органическая (Спенсер);

▪   психологическая (Бюрдо, Фрейд);

▪   политической антропологии.

Основные отличительные  признаки (они же основные структурные  элементы) государства:

1)суверенитет (независимость во вне и верховенство внутри);

2) территория (земная поверхность + недра + территориальные воды + воздушное пространство);

3)население, принадлежащее к государству в силу гражданства или подданства;

4)власть (особый аппарат управления);

5)право (обязательные для исполнения и имеющие верховенство внутри страны нормы поведения);

6)налоги.

ТЕМА16.ПРИЗНАКИ,СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВО  – это объединение людей под властью, высшей (верховной) для данной территории (страны). Государство понимают в широком смысле как управляемую страну в целом, а в узком – как систему органов (лиц и организаций), руководящих страной.

Основные отличительные  признаки (они же основные структурные  элементы) государства:

1)суверенитет (независимость во вне и верховенство внутри);

2) территория (земная поверхность + недра + территориальные воды + воздушное пространство);

3)население, принадлежащее к государству в силу гражданства или подданства;

4)власть (особый аппарат управления);

5)право (обязательные для исполнения и имеющие верховенство внутри страны нормы поведения);

6)налоги.

Структуру государства описывают  еще и так:

1) законодательная и представительная  власть;

2) исполнительно-распорядительная  власть;

3) судебная власть;

4) органы надзора и контроля;

5) местное самоуправление.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

Существуют различные  подходы к определению функций.

1 подход

▪  экономическая;

▪  социальная;

▪  организаторская;

▪  правовая;

▪  политическая;

▪  образовательная;

▪  культурно-воспитательная;

▪  функция обороны;

▪  представительская;

▪  защиты интересов.

2 подход

внутренние:

▪  охрана правопорядка;

▪  хозяйственная;

▪  идеологическая;

▪  социальная.

внешние:

▪   поддержание отношений с другими государствами;

▪   внешнеэкономическая;

▪   военная.

ТЕМА17.ТИПЫ И ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВ.

По формам правления:

1)монархия (конституционная, абсолютная, дуалистическая);

2)республика (античная, парламентская, президентская, полупрезидентская).

По приоритетной функции:

1)военное (полицейское);

2)правовое;

3)социальное.

По административно-территориальной  организации:

1)унитарное;

2)федеративное;

3)конфедеративное.

По режиму:

1)тоталитарное;

2)авторитарное;

3)демократическое.

По классовой природе:

1)рабовладельческое;

2)феодальное;

3)буржуазное;

4)социалистическое.

По устойчивости (политической устойчивости):

1)стабильное;

2)неустойчивое.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов (унитарное, федерация, конфедерация).

Унитарное государство – сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Существенным признаком федерации является наличие двух официальных государственных уровней, строгое распределение компетенций между общефедеральными и региональными органами.

Конфедерация – это союз самостоятельных государств.

По форме  правления, государства бывают:монархия,республика.

В современном мире: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая).

Республика – парламентская, президентская, полупрезидентская (смешанная).

Республика имеет следующие  общие черты:

  • периодичные выборы всех органов власти с участием политических партий;
  • подотчетность правительства парламенту, парламент назначает и распускает его;
  • глава правительства входит в нижнюю палату и имеет полномочия распустить ее;
  • раздельная исполнительная власть, представительные функции выполняет президент (глава государства) реальная власть принадлежит премьер-министру;
  • правительство имеет право законодательной инициативы;
  • независимость правительства относительно главы государства.

ТЕМА18.ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

ПАРЛАМЕНТ– высший представительный, законодательный орган государства. Впервые образован в 1265 г.

В разных странах законодательный  орган носит разные названия: парламент, конгресс, сенат. Национальное Собрание в Беларуси.

Парламент бывает одно и двухпалатным (высшей и низшей), верхней и нижней.

Верхние палаты образуются по принципу:

1)наследования – Великобритания;

2)назначения – Канада, Иордания;

3)избрания – США, Франция;

4)в Беларуси верхняя палата формируется по территориальному принципу (по 8 чел. от каждой области и Минска, 8 чел. назначает президент).

Функции:

1)законотворческая

2)представительская

3)функция обратной связи

4)формирование бюджета.

В парламентских республиках:

1)формирование правительства

2)контроль за его деятельностью.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – монарх, президент, премьер-министр.

Монарх – король, шах, император, султан – постоянная власть передается по наследству; имеет специальные регалии – трон, корону, скипетр.

В республике главой государства  является президент. Его пост выборный и временный. Современный вариант президентства существует с 1787 г.

Срок полномочий ограничен  от 5 до 7 лет, по 2 срока или неограниченное количество лет.

Функции:

1)формирование правительства и контроль за ним;

2)командующий вооруженных сил;

3)прием верительных и отзывных грамот;

4)право помилования и амнистии;

5)назначение судей;

6)послания;

7)роспуск парламента;

8)подписание законов;

9)право вето;

10)введение чрезвычайных положений.

ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти.          В президентских республиках – совещательный орган при главе государства, в парламентских – высший орган политической власти.

Полномочия:

1)исполнение законов;

2)составление и исполнение бюджета;

3)формирование госаппарата;

4)прогнозирование развития;

5)участие в законодательной деятельности.

ТЕМА19.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО  И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО обладает специфическими признаками:

1)Верховенство права и закона.

2)Конституционная гарантия прав и свобод.

3)Равенство всех перед законом.

4)Взаимная ответственность государства и личности.

5)Судебная защита личности.

Понятие «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» считается введенным Аристотелем для обозначения сообщества свободных и равных граждан.

В современной политологии  под «гражданским обществом» понимают совокупность экономических, культурных, семейных, национальных, религиозных и иных общественных отношений, развивающихся автономно от государства и взаимодействующих с ним. Поэтому «гражданское общество» считается существующим лишь там, где демократические права и свободы защищены надлежащим образом, а полное огосударствление общественных отношений считается явным признаком тоталитаризма.

Основами гражданского общества называют:

1)рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности и индивидуальной заинтересованности;

2)развитую систему самоуправления: независимых муниципалитетов и влиятельных общественных организаций;

3) численное преобладание «среднего класса», позволяющее ему быть самой влиятельной общественной и политической силой;

4)многопартийность и свободу участия в политике;

5) влиятельные СМИ, представляющие весь спектр общественных мнений;

6) идеологический плюрализм;

7)равенство перед законом, беспристрастный суд и иные эффективные средства защиты личных прав и свобод.

ТЕМА20.ПОНЯТИЕ  И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

ПАРТИЯ – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направлена на завоевание политической власти либо участия в ее осуществлении.

Признаки:

1)носитель определенной идеологии;

2)организация (строгая централизация);

3)нацеленность на завоевание и осуществление власти;

4)выражение и отстаивание интересов отдельных социальных групп;

5)каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа.

Структура:

1)партийный аппарат;

2)первичные организации (партийные массы);

3)сторонники партии (движения). общественно-политические

Функции:

1)осуществление связи между обществом и государством;

2)определение целей, программ;

3)воспитание и учеба кадров;

4)выдвижение лидеров;

5)борьба за власть.

 

ТЕМА21.ТИПОЛОГИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

По социальной среде деятельности:

1)Моносредные;

2)Промежуточные;

3)Всеобщие(универсальные);

По отношению к социальной действительности:

1)Революционные;

2)Реформистские;

3)Реакционные;

4)Консервативные;

По идеологической направленности доктрин:

1)Социал-демократические;

2)Коммунистические;

3)Либеральные;

4)Консервативные;

5)Конфессиональные;

6)Монархические;

7)Националистические;

8)Фашистские (неофашистские);

По участию в политической власти:

1)Правящие;

2)Оппозиционные;

3)Легальные;

4)Полулегальные;

5)Нелегальные;

По политическому темпераменту:

1)Правые;

2)Центристские;

3)Левые;

По внутренней организации:

1)С формальными принципами  членства;

2)Со свободным членством;

3)С сильной структурой;

4)Со слабой структурой;

ТЕМА22.ПОНЯТИЕ  ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ.ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ – механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Тип партийной системы  зависит от многих факторов в том числе от:

1)формы государственного правления;

2)избирательной системы;

3)наличия постоянного раскола в обществе по этническому, религиозному и иному признаку;

4)стремления и отказа партий от тактики компромиссов и консенсуса.

По числу партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

1)Однопартийная;

2)Двухпартийная;

3)Многопартийная;

По соотношению партий с различным политическим статусом:

1)Мажоритарная;

2)Доминирующая;

3)Коалиционная;

По устойчивости партийной структуры  и межпартийных отношений:

1)Неустойчивые(переходные);

2)Стабильные;

По характеру межпартийных отношений:

1)Конкурентная;

2)Неконкурентная;

 Классификация по Сартори:

1)однопартийные системы (СССР, Куба);

2)системы партии-гегемона;

3)системы доминирующей партии (Япония, Индия);

4)двухпартийная система (бипартизм) – США, Англия;

5)системы умеренного плюрализма (3-5 партий) – Франция, Бельгия;

6)системы крайнего плюрализма (6-8 партий);

7)атомизированные системы (свыше 8 партий).

 

 

 

ТЕМА23.ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОБЬЕДИНЕНИЯ,ИХ МЕСТО И ФУНКЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.

Стадии развития:

1)Создание предпосылок движения.

2)Стадия разработки, формулирования целей и задач.

3)Стадия агитации и пропаганды.

4)Стадия развернутой деятельности.

5)Стадия затухания движения.

Можно создать традиционную цепочку: общественное движение – общественная организация – политическая партия.

Характерные черты общественной организации:

1)массовость;

2)добровольность;

3)интерес.

Виды общественных организаций:

1)лобби (группы давления);

2)союзы;

3)фронты.

По идеологии:

1)консервативные;

2)оппозиционные;

3)реформаторские.

По способам и методам действия:

1)насильственные;

2)ненасильственные.

По половозрастному признаку:

1)женские;

2)молодежные;

3)пенсионеров;

4)ветеранские.

По классовому признаку:

1)рабочие;

2)фермерские;

3)интеллигенции;

4)предпринимателей.

По целям и задачам:

1)экономические;

2)экологические;

3)антивоенные;

4)правозащитные.

Функции:

1)представляют и защищают интересы граждан;

2)объединение граждан;

3)содействие решению отдельных проблем;

4)посреднические функции между государством и обществом;

5)формирование общественного мнения.

 

ТЕМА24.ПАРЛАМЕНТИЗМ И ПРЕЗИДЕНТСТВО.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента. При Парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Родиной Парламентаризма является Великобритания (XVIII в.), где он впервые сложился как система.

Если парламент формирует  правительство, другие институты государственной  власти, которые ему подотчетны, подконтрольны, а также избирает президента, то можно говорить о  наличии парламентской республики. Ее эффективная деятельность во многом определяется наличием устойчивой партийной  структуры, сложившейся в обществе и представленной ее представителями  в парламенте. При отсутствии в  обществе нескольких сильных, стабильно  действующих политических партий, у парламентаризма отсутствует надежная социально-политическая опора. И его раздирают постоянные конфликты, противоречия, что ведет к нестабильности как парламента, так и правительства. В этом случае смена правительства наступает очень часто и является показателем слабости парламентаризма.

ПРЕЗИДЕНСТВО – это управление страной президентом.

Президент – это глава  государства.

Его пост выборный и временный. Современный вариант президентства  существует с 1787 г.

Выборы Президента:

  • всенародные;
  • коллегии выборщиков – США;
  • особые собрания – Германия;
  • парламентом;
  • правительством – Швейцария.

Срок полномочий ограничен  от 5 до 7 лет, по 2 срока или неограниченное количество лет.

Недееспособность президента наступает:

  • по состоянию здоровья;
  • в результате измены или преступления;
  • отставки (добровольно).

Полномочия:

  • в парламентской республике – представительские функции
  • в президентской республике – ключевая фигура – и глава государства, и глава правительства.

ТЕМА25.СУЩНОСТЬ И  СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения общих целей. Понятие политического процесса используется обычно в двух отношениях, условно обозначаемых как его макро и микро измерения. В макроаспекте его определяют как ход развития вообще воспроизводство политической системы под влиянием воздействующих факторов. В микроаспекте под политическим процессом понимается некая равнодействующая акций различных социальных и политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов.

Существуют 3 режима существования политического процесса:

1)функционирования;

2)развития;

3)упадка.

Характер политического процесса:

1)амбивалентный (внутренне противоречивый);

2)асинхронный (обратимый, непропорциональный).

Политический процесс разделяется  на 4 стадии:

1)Конституирование политической системы.

2)Воспроизведение компонентов и признаков политической культуры.

3)Принятие и исполнение политико-управленческих решений.

4)Контроль за функционированием и направлением развития политической системы.

Политический процесс  не может существовать без механизма  контроля, который включает в себя: критерии оценок политических факторов. Самооценивание политически значимых фактов; воздействие лиц, вовлеченных в политический процесс на факты.

Значительное место в  политическом процессе занимает государственное  управление как политический субпроцесс.

 

ТЕМА26.ТИПОЛОГИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Политические процессы делятся на:

а.) внешнеполитические и внутриполитические.

б.) по участию масс:

1)ангажирующие (демократические, демократический процесс, прямая демократия, представительная, плюралистическая);

2)не ангажирующие (не демократические, тоталитарные, теократические, автократические).

в.) по публичности:

1)открытый;

2)скрытый (теневой).

г.) по формам преобразования:

1)революционный;

2)эволюционный.

д.) по устойчивости взаимоотношений:

1)стабильный;

2)нестабильный.

Экстремальные виды политического  процесса:

1)Восстание;

2)Бунт;

3)Мятеж;

4)Путч;

Политический процесс технократического  типа.

1)Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям.

2)Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

3)Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах.

4)Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов.

Политический процесс идеократического типа.

1)Характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций.

2)Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа:

1)Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. 2)Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.

3)Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать мнение подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

 

ТЕМА27.ЭТАПЫ И  ФАЗЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения общих целей.

Фазы (этапы) политического процесса:

1)Представление политических интересов групп институтам, принимающим управленческие решения (артикуляция интересов).

2)Принятие решений и формирование политической воли.

а.) Рационально-универсальный.

б.) Метод последовательных ограничений (метод ветвей).

3)Этап реализации политической воли, выраженный в форме управленческих решений.

По другому фазы и этапы можно записать так:

1) зарождение (генезис, становление);

2) стабильное функционирование (простое воспроизводство) или  стагнация (застой);

3) развитие (расширенное воспроизводство,  прогресс, расцвет, обострение). При этом выделяют количественное (нарастание, увеличение), качественное (улучшение, усложнение), и качественно-количественное развитие (повышение эффективности);

4) маятниковые колебания  (пульсирование, круговорот) без  развития, упадка и изменения  сущности;

5) упадок (регресс, распад, деградация, вырождение). При этом выделяют количественный (убывание, уменьшение), качественный (ухудшение, упрощение) и качественно-количественный упадок (снижение эффективности);

6) трансформация (метаморфоза,  перерождение, изменение сущности, инновация). При этом выделяют  постепенные (эволюционные) и скачкообразные (революционные) трансформации;

7) угасание (отмирание, исчезновение).

Ритм протекания политических процессов бывает рванный (с резкими  перепадами) и плавный.

ТЕМА28.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ,ТИПОЛОГИЯ,ФУНКЦИИ.

Термин «ЭЛИТА» появляется в древности, но в политике он употребляется с XVIII в., а в научный оборот введен в конце XIX начале ХХ в. Теория элитизма развивалась Карлейлом, Шопенгауэром, Ницше,Парето и др.

В современной политологии  существует несколько подходов к  изучению элит в целом их можно  свести к двум.

- меритократическому;

- властному.

Меритократический подход:

1) элита наиболее ценный элемент общества;

2)она занимает господствующее положение в силу исключительности;

3)это следствие естественного отбора;

4)это связано равенством возможностей, но не результатов.

Властный подход: заключается в определении элиты как группы, осуществляющей власть и влияющую на общество.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА – это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Типология элит:

1)по  функциональному признаку – политическая, экономическая, культурно-информационная;

2)по  месту в политической системе – правящая и оппозиционная (контрэлита);

3)по  интенсивности циркуляции и способам  рекрутирования – открытое и закрытое;

4)по  структуре – элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и низкой степенью интеграции (разъединенные);

5)по  степени представительности – с высокой и низкой степенью.

Выделяют 2 системы рекрутирования элит: гильдии и антрепренерская.

для гильдии характерно:

1)закрытость;

2)наличие институциональных фильтров;

3)небольшой резерв;

4)тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства.

для антрепренерской системы присуще:

1)открытость;

2)небольшое число формальных требований;

3)широкий резерв;

4)высокая конкурентоспособность;

5)большое значение личностных качеств лидера.

ТЕМА29.ПРИРОДА  ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (от английского «leader» - ведущий) ‑ положение и полномочия главы (руководителя) государства, партии или иной политической организации. Кроме того, политическое лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов интеграции групповой деятельности, основанный на руководящем влиянии лидера группы.

Элементы и аналоги  политического лидерства можно  найти у правителей всех времен,но особенно у таких как Наполеон,Гитлер,Сталин и др.

Особенности лидерства как явления:

1)между общенациональным лидером и обществом не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, лобби, СМИ;

2)оно носит многоролевой характер, лидер нацелен на согласование интересов;

3)лидерство корпоративно;

4)оно институционализировано.

Существует несколько теорий политического  лидерства:

1)теория личностных черт;

2)ситуативная;

3)личностно-ситуативная;

4) теория конституентов (решающая

роль последователей лидера);

5)психологические концепции:

психоаналитическая,мотивационная

прикладная.

ТЕМА30.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (от английского «leader» - ведущий) ‑ положение и полномочия главы (руководителя) государства, партии или иной политической организации. Кроме того, оно рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, основанный на руководящем влиянии лидера.

Функции:

1)определение и формулирование интересов групп, целей социальной и политической деятельности,

выявление способов и методов  реализации интересов (программная  функция);

2)выработка и принятие политических решений (управленческая);

3)мобилизационная;

4)коммуникативная;

5)легитимация власти.

Типология:

1)по  М.Веберу – традиционное, харизматическое, рационально-бюрократическое.

2)по  М.Херманн – знаменосцы, служители, торговцы, пожарные.

3)по  С.Джиббу – лидер-патриарх, тиран, идеальный лидер.

4) по  Ж.Блонделю – спасатель, успокоитель, менеджер; патериалисты, пересмотрщики, улучшатели; идеологи, реформаторы, новаторы.

5)М.Бернс делит лидеров на преобразователей и дельцов.

6)Е.Вятр – лидер-идеолог, лидер-практик; лидер-харизматик, представитель; соглашатель – фанатик; догматик и открытый лидер.

В политическом лидерстве  большую роль играет стиль лидерства. Различают:

- авторитарный стиль (жесткий);

- демократический;

- невмешивающийся (отстраненный).

ТЕМА31.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И УЧАСТИЯ:ПСИХ-КИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы.

В целом, в политологии  под термином «политическое поведение  понимают:

1)Действия отдельных субъектов и массовые выступления;

2)Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы;

3)Акции в поддержку системы и действия, направленные против нее.

Существуют различные  схемы объяснения истоков политического  поведения, в общем их можно свести к необходимости учитывать:

1)Внешнюю среду, посылающие стимулы субъекту поведения;

2)Потребности действующего субъекта мотивы;

3)Установки, ценности, ориентации, убеждения, цели;

4)Личные особенности ролей, стилей принятия решений и т.д.

5)Собственно действия и поступки;

6)Обратную связь между поведением и условиями.

Среди перечисленных истоков можно выделить особенно: потребности:

1)Потребности материального существования;

2)Потребность в безопасности;

3)Потребность в любви;

4)Потребность в самореализации;

5)Потребность в самоактуализации.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Можно выделить различные подвиды политического участия:

1)автономное (добровольное) и мобилизованное;

2)индивидуальное и коллективисткое;

3)легально-конвециональное и нелегальное;

4)традиционное и инновационное;

5)постоянное и эпизодическое.

Политическое  участие можно разделить на: 1)делегирование полномочий (электоральное участие),2) активистскую деятельность, 3)участие в митингах, демонстрациях, 4)деятельности партий, групп.

Так же его можно разделить на 3 группы:

1)Ортодоксальное (голосование, лобби, петиции, лозунги, законные демонстрации).

2)Неортодоксальное (политическое неповиновение, бойкоты, забастовки, протестные действия).

3)Политические преступления (незаконные демонстрации, захват заложников, помещений, насилие, убийства, революции, войны).

ТЕМА32.ВИДЫ И ФОРМЫ  ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы.

Можно выделить различные  подвиды политического поведения:

1)автономное (добровольное) и мобилизованное;

2)индивидуальное  и коллективисткое;

3)легально-конвециональное и нелегальное;

4)традиционное  и инновационное;

5)постоянное  и эпизодическое.

Политическое поведение можно разделить на: делегирование полномочий (электоральное участие), активистскую деятельность, участие в митингах, демонстрациях, деятельности партий, групп.

Его можно разделить на 3 группы:

1)Ортодоксальное (голосование, лобби, петиции, лозунги, законные демонстрации).

2)Неортодоксальное (политическое неповиновение, бойкоты, забастовки, протестные действия).

3)Политические  преступления (незаконные демонстрации, захват заложников, помещений, насилие, убийства, революции, войны).

По иной классификации (У. Милбрайт) политическое поведение делится на конвенциональное (легальное) и неконвенциальное (незаконное, отвергаемое обществом).

По активности политического  участия можно разделить на активное и пассивное; автономное и мобилизационное.

В политическом поведении  значительную роль играют протестные формы поведения.

Политический  протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, отдельным ее элементам, в открыто демонстрируемой форме.

Виды протестных форм: митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, насильственные действия и т.д., и особенно терроризм – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения.

ТЕМА33.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.

Существуют 3 критерия политического  развития: структурная дифференциация; способности системы и тенденции к равноправию.

Структурная дифференциация отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона, возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп, интересов.

Способности системы бывают 3 типов:

а.) способность к инновациям, т.е. способность адаптироваться к  новым проблемам, гибко реагировать  на новые импульсы и непредвиденные ситуации;

б.) способность к мобилизации – т.е. способность мобилизировать ресурсы людские, материальные для решения задач.

в.) способность к выживанию, т.е. способность политической системы  к выработке лояльных форм поведения  при помощи политической социализации.

тенденции к равноправию характеризуются:

1)участием народа в политической деятельности;

2)универсальным характером законов;

3) рекрутированием на государственные посты на основе выборов.

Общая теория политического  развития складывается из множества  концепции, однако их можно свести к следующим:

1)Политическое развитие – предпосылка экономического развития;

2)Это типичная для индустриальных стран политика;

3)Это модернизация общества;

4)Это действие науки – государства;

5)Это совершенствование административной и правовой систем;

6)Это массовая мобилизация и участие.

ТЕМА34.ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ:ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций.

Ей присуще 4 главные особенности:

1)Высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов;

2)Расширение деятельности центральных административных и политических организаций, их постоянное проникновение во все сферы общества;

3)Тенденции к достижению все более широкими группами потенциальной политической власти;

4)Ослабление роли традиционных элит и легитимности власти.

Понятие«Политическая модернизация»:

1) употребляется применительно к странам, осуществляющим переход к индустриальному и постиндустриальному обществу;

2)связывается с социальной мобилизацией и политическим участием, а не с формированием политических институтов.

В теории политической модернизации можно выделить 2 ЭТАПА:

1) 50-60-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация понималась как вестернизация(ориентир-Запад)

2)70-90-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация стала пониматься как изменения социально-экономических и политических структур не обязательно по западному образцу.

Политическая модернизация означает (по мнению Эйзештадта):

1) создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов;

2)территориальное и функциональное расширение централизованного законодательства администраций и политической активности;

3) постоянное включение в политическую жизнь новых групп и индивидов;

4)увеличение числа и роли рациональной бюрократии;

5)ослабление роли традиционных элит.

В политической модернизации можно выделить следующие типы:

1) первичная (Зап. Европа, США, Канада) – XVII – XVIII вв.

2)вторичная (Россия, Бразилия, Турция).

В ходе первичной сначала происходили перемены в духовно-идеологической сфере, затем в экономике и политике.

Вторичная (догоняющая) предполагает, что одни элементы общества ушли вперед, другие отстали, а третьих вообще нет. «Модель квадратного колеса». Модернизация – это периодические кризисы.

ТЕМА35.РОЛЬ И ФУНКЦИИ  ВЫБОРОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ – это способ формирования органов государственной власти и управления общества с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

ВИДЫ ВЫБОРОВ:

1)президентские

2)парламентские

3)куриальные

4)муниципальные

5)очередные

6)внеочередные

7)дополнительные

ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ:

1)смена власти мирным путем;

2)осознание и представление различными группами своих интересов;

3)легитимация и стабилизация политической системы и структур власти;

4)политическая социализация граждан, повышение их активности;

5)рекрутирование политической элиты;

6)формирование эффективно действующей оппозиции.

ТЕМА36.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО,ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И КАМПАНИИ.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение их, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Виды избирательного права: активное и пассивное.

Принципы избирательного права:

1)Принцип всеобщности – означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане имеют право голоса.

2)Принцип равных выборов:

а.) каждый избиратель имеет  равное число голосов;

б.) равенство голосов избирателей (избирательные округа должны быть равными);

в.) равные условия для  кандидатов.

3) Принцип прямых выборов, означает, что избиратели прямо без посредников принимают решения.

4)Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателя. Ему противостоит принцип открытого голосования.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (президента) закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система состоит  из двух компонентов:

1)Избирательное право (теоретико-юридический аспект).

2)Избирательная процедура (процесс).

Типы избирательных систем:

1)Мажоритарная(альтернативная);

2)Пропорциональная(основана на партийных  списках);

3)Смешанная;

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ – это действия непосредственных участников выборов.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает выдвижение кандидатов, агитацию за них, выдвижение наблюдателей.

Стратегия и тактика избирательной  кампании:

1)разработка предвыборной платформы;

2)политический маркетинг;

3)стратегия избирательной кампании – это система мероприятий и направлений политической деятельности, направленных на достижение цели;

4)агитационно-пропагандистские  мероприятия.

 

 

 

ТЕМА37.ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ.ТИПЫ И ВИДЫ.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов.

Источник политического конфликта – противоречие между обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов, групп, выраженным в иерархии политических статусов.

Типы политических конфликтов:

1)Конфликт интересов;

2)Конфликт ценностей;

3)Конфликт идентификации;

В зависимости от уровня участников различают конфликты: международные, государственные (ветви власти, партии), региональные, местные.

По зонам и масштабам  политические конфликты  делятся на:

1) Внутриполитические конфликты:

а.) позиционные (горизонтальные);

б.) оппозиционные (вертикальные);

в.) режимные;

г.) легитимные.

2) Внешнеполитические (межсистемные) конфликты обусловливаются различиями в идеологии, политике групп, государств.

По временным рамкам : долго- и кратковременными.

По динамике развития – остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся.

По уровню конфликтных отношений: глубокие и неглубокие (в сознании людей); «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой»; антагонистические и неантагонистические.

По уровню публичности: открытые (гласные) и закрытые (латентные); вертикальные и горизонтальные; ложные.

Способы разрешения политического  конфликта:

1)отрицание или замалчивание ПК;

2)применение репрессивных мер по отношению к одному или всем участникам конфликта;

3)осуществление реформ, частично устраняющих, причины конфликта;

4)достижение компромисса, консенсуса;

5)концессия, т.е. поручение урегулировать ПК третьей силе.

ТЕМА38.ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА.ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Неразрешенный политический конфликт ведет к политическому кризису. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС можно определить как все общее недовольство народа деятельностью правящих кругов.

Другое определение ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Проявлением политического кризиса  являются:

1)падение авторитета политической власти;

2)паралич власти, т.е. неспособность ее осуществлять присущие ей функции;

3)распространение идей, отрицающих данную политическую систему;

4)оживление оппозиции (явное и скрытое).

Политические кризисы делятся  на:

1)внешнеполитические (международные);

2)внутриполитические, которые подразделяются на правительственный, парламентский и конституционный.

В зависимости от причин возникновения  и особенностей проявления, политические кризисы бывают:

1)кризис легитимности;

2)кризис идентичности;

3)кризис политического участия;

4)кризис проникновения;

5)кризис распределения.

В основе разрешения политических кризисов лежат поиски компромисса  и консенсуса.

Компромисс – это соглашение на основе уступок. Они бывают вынужденными и добровольными. На основе компромиссов создаются партийные блоки и коалиции.

Консенсус – это соглашение большинства людей любого общества относительно наиболее важных аспектов его развития.

Выделяют объекты консенсуса:

1)цели (конечные);

2)правила игры, процедуры;

3)конкретные органы власти.

Уровни консенсуса:

1)на уровне сообщества или основной ценности;

2)на уровне режима или процедуры;

3)на уровне политики.

ТЕМА39.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА,ФУНКЦИИ.

Термин «политическая культура» ввел в обиход немецкий философ И. Гердер, а в политическую науку Алмонд. Он первым вместе с Г. Пауэлом дал классическое определение ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.  Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение.

Структура политической культуры:

1)Политический опыт;

2)Ориентация;

3)Политические стереотипы;

4)Политические мифы;

5)Политические символы;

6)Политическая социализация;

7)Модели политического  поведения;

8)Политическая компитентность;

9)Политическая действенность;

Функции политической культуры:

1)Идентификации.

2)Ориентации.

3)Адаптации и социализации.

4)Интеграции.

5)Коммуникации.

6)Предписания.

Типология политической культуры:

1)Общая типология – политическая культура делится на открытые и закрытые (В. Пугачев). Распространена типологизация, данная Алмондом;

2)Патриархальный, подданнический, активистский (вариант доиндустриальный,  тоталитарный, континентально-европейский, англо-американский).

3)Политическая культура состоит из субкультур: религиозные, этнолингвистические, региональные, демографические. Политическая культура делится так же на вертикальные (масс и элит) и горизонтальные (религиозные и региональные) субкультуры.

4)В зависимости от взаимоотношений между субкультурами выделяют интегрированные и фрагментированные типы П.К. (У. Розенбаум).

5)П.К. – гомогенная, фрагментарная, смешанная, искусственно-гомогенная (Кавенах Д.).

ТЕМА40.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ:ЭТАПЫ,СУЩНОСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Функции:

1)Определение политических целей и ценностей.

2)Формирование представлений о приемлемых способах политического поведения, об умственности тех или иных действий, в той или иной конкретной ситуации.

3)Определение отношения индивида к окружающей среде и политической системе.

4)Вырабатывает определенное отношение к политической символике.

5)Формирование способностей к познанию окружающего мира.

6)Формирование убеждений и отношений, являющихся «кодом» политической жизни.

Этапы политической социализации:

1)Политизации (ступень семьи, родителей).

2)Персонализация (ступень общения со сверстникам).

3)Идеализация (ступень школы).

4)Институациональный (ступень ВУЗа).

5)Ресоциализации (накопление опыта и изменения ценностей).

Субъекты политической социализации:

1)Социализанты.

2)Агентура социализации (уч. заведения, СМИ, общ. орг.).

3)Агенты социализации (социализаторы) (преподаватели, активисты, журналисты и т.п.).

Типы:

прямая (первичная) и косвенная (вторичная)

Модели (по Р.М. Мерельману):

1)Системная (для США, Англии).

2)Гегемонистская (для стран не западной ориентации).

3)Плюралистическая (для Западной Европы).

4)Конфликтная (авторитарных и тоталитарных стран).

ТЕМА41.ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ:ФУНКЦИИ,УРОВНИ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает  людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую  действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Политическое сознание может быть:

1)массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

2) групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

3)индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Так же политическое сознание бывает:

1)Левый радикализм;

2)Правый радикализм;

3)Либерализм;

4)Консерватизм;

ТЕМА42.ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕАЛОГИИ.

Термин "ИДЕОЛОГИЯ" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ - система идей,  представлений,  понятий, выраженная в различных формах общественного сознания.Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и,  раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества,  способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

Функции идеологии:

1)формирование и развитие политического сознания людей (индивидуального, коллективного, общественного), определение необходимых ценностных ориентиров, обосновывает мировоззренческие позиции;

2)обеспечение целостного восприятия,  осмысления, выражение групповых и общественных политических интересов, приобщение к анализу социально-политических процессов через призму определенных интересов и политических целей;

3)сплочение, объединение близких по статусу людей, организаций в политические и общественные организации;

4)воспитание и политическая социализация личности, формирование политической культуры;

Иной подход к определению функций:

1)образовательно-воспитательная;

2)интегрирующая;

3)пропагандирующая.

Третий подход к определению  функций:

1)коммуникативная;

2)прогностическая;

3)воспитательная.

ТЕМА43.ЛИБЕРАЛИЗМ.

Классический либерализм возник в XVII в., окончательно сформировался к середине XIX в. ЛИБЕРАЛИЗМ – учение и общественно-политическое движение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Основные политические идеи либерализма:

1)приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам;

2)негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

3)необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона;

4)обеспечение основных политических свобод и прав граждан, уважение достоинства личности;

5)расширение практики плебисцитарной демократий, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления;

6)обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит;

7)компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

В 1947 г. создан Либеральный Интернационал (19 партий учредителей).

Либерализм неоднороден, расхождение в основном по двум критериям:

1)главное это защита экономической и политической свободы;

2)верность классическому либерализму и максимум рынка – минимум государства.

По сферам применения либерализм различается  на:

1)экономический, ориентированный на экономические модели общественного регулирования;

2)политический, относящийся к сфере политической жизни, ориентированный на обсуждение политического плюрализма и демократии;

3)нравственный, или моральный, выступающий за терпимость и свободу стилей жизни и поведения;

4)социальный, подчеркивающий единство моральных вопросов с обсуждением проблемы гражданских прав.

Сегодняшний либерализм делится  на:

  • либеральный консерватизм (Хайек, Фридман);
  • консервативный либерализм (Самуэльсон);
  • либеральный либерализм близкий к социал-демократии.

ТЕМА44.КОНСЕРВАТИЗМ.

Консерватизм возникает  в XVIII в. как альтернатива либерализму. Создателем является Э.Берк, английский философ (книга «Размышления о революции во Франции»).

КОНСЕРВАТИЗМ - это политическое учение и общественно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни в особенности ее ценностных устроев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

Основные принципы:

1)общество это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

2)существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

3)ориентация на государственный авторитет;

4)пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

5)неверие в возможность социального равенства между людьми;

6)частная собственность гарант личной свободы и социального порядка.

Основные идеи:

1)идеи традиции, определяющей общественное бытие индивида;

2)идея национального величия;

3)идея социального неравенства и политической конкуренции;

4)отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

5)пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Можно выделить несколько типов  консерватизма:

1)психофизический – когда человек вне политики;

2)ситуационный – если существует угроза ему и его семье;

3)политический, когда в политику включается элита и партии.

После второй мировой войны  консерваторы начинают искать третий путь развития в отличие от либерализма и социализма, появляются различные разновидности консерватизма, получившие название неоконсерватизма. Он выступает в виде: ордолиберализма, католического неоконсерватизма, национал-консерватизма, технократического консерватизма, политико-экологического консерватизма, просвещенного консерватизма, рейганизма.

Этике либерализма и социализма неоконсерваторы противопоставляют принципы авторитета, гражданского порядка, социального контракта и соседской взаимопомощи.

ТЕМА45.СОЦИАЛИЗМ.

СОЦИАЛИЗМ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин "социализм" появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма.

Теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

Марксизм учение и общественно-политическое движение, ориентированное на революционное  изменение общества на основе общественной собственности и идеологии рабочего класса.

Основные идеи:

1)Необходимость и историческая неизбежность смены капитализма социализмом.

2)Историческая неизбежность социалистической революции, целью которой является захват власти и построение нового общества.

3)Построения нового общества происходит в три этапа: переходный период, социализм, коммунизм.

4)Введение диктатуры пролетариата как необходимого условия построения нового общества.

5)Признание классовой борьбы как движущего механизма истории.

6)Создание марксистской философии (диамат, истмат), политической экономии и научного коммунизма.

В 80-90-х гг. XIX в. марксизм разделился на две ветви:

1)коммунистическую (Ф.Энгельс, В.Ленин);

2)социал-демократическую (Э.Бернштейн, Т.Плеханов).

Коммунистическое направление  получило воплощение в России в качестве «реального социализма» и потерпело  поражение в конце ХХ в.

Социал-демократическое существует до сих пор в виде демократического социализма. Основные принципы демократического социализма:

1)материалистическая трактовка общественной жизни;

2)подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, народа;

3)гуманистический характер текущих и конечных целей;

4)социальный коллективизм;

5)исторический оптимизм.

ТЕМА46.ПОНЯТИЕ,ТИПЫ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.

Главными субъектами международных  отношений являются государства.

Международные отношения  различаются по типам, формам, уровням.

Выделяются традиционный и современный тип    М.О., отношения противостояния и сотрудничества, равноправные и неравноправные. На основании других критериев можно  выделить иные типы:

1)гомогенные (феодальные, капиталистические), т.е. однородные;

2)итерогенные (смешанные);

3)соперничества и сотрудничества, приводящие к различным состояниям этих отношений враждебность, конфликт, спор, сотрудничество, дружба, союз.

 Виды международных отношений:

1)политические, военно-стратегические;

2)экономические, социальные (общественные);

3)культурные, идеологические, научно-технические.

Важнейшим их них являются политические и военно-стратегические. Они реализуются в виде военно-политических союзов, блоков.

Формы международных отношений  различных организаций:

1)глобальные;

2)региональные;

3)отраслевые.

Уровни международных отношений:

1)глобальный;

2)надрегиональный;

3)региональный;

4)двусторонний.

Основные тенденции современных международных отношений:

1)переходный характер современного состояния М.О., становление нового международного порядка;

2)рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов;

3)возрастание роли НТП и НТР на взаимодействие государства.

ТЕМА47.ГЕОПЛИТИКА:ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ.

Современная ГЕОПОЛИТИКА представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда факторов.

ГЕОПОЛИТИКА – это часть всеобщей политики, обусловленная конкретными географо-историческими обстоятельствами данной страны.

Основным объектом геополитических  исследований является географическая среда (рельеф, размер, расположение территории); тип и форма государственных границ; состояние окружающей среды, наличие природных ресурсов.

Государственная территория всех стран вместе с международными проливами составляют мировое геополитическое пространство.

Существенную роль в геополитических  исследованиях имеет категория «Граница».

Важным элементом геополитического анализа является сила (мощь) государства,  т.е. способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран.

Моргентау Г. выделяет следующие компоненты силы: географическое положение страны, природные ресурсы промышленный потенциал, количество и качество вооружения, морские резервы, национальный характер, мораль, качество дипломатии, уровень государственного управления.

ФУНКЦИИ ГЕОПОЛИТИКИ:

1)Познавательная;

2)Интегративная;

3)Аналитико-рекомендательная;

4)Сохранно-защитная;

ТЕМА48.ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Понятие «глобальные проблемы» в современном понимании вошло в употребление в конце    60-х гг. ХХ в. Вскоре сформировалось научное направление глобалистика. В общей сложности к глобальным проблемам можно отнести более 12 тысяч проблем, но многие ученые предпочитают говорить о группах проблем, которые:

1)затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты;

2)выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, т.е. несмотря на специфические проявления в отдельных странах и регионах, приобретают всемирный характер;

3)приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации;

4)требуют для своего решения коллективных усилий государств, народов, мирового сообщества.

Глобальные проблемы делят на три  группы:

1)проблемы взаимоотношений общества и личности (приблизительно 5 проблем);

2)проблемы сферы международных отношений (4);

3)проблемы взаимодействия общества и природы.

Политическая стратегия  решения глобальных проблем делится на 2 направления:

А)Научно-техническая политика:

1)модернизация традиционных технологий;

2)создание принципиально новых технологий;

3)информационно-компьютерные технологии;

4) революция в области конструктивных материалов.

Б)Политические реформы мирового сообщества:

1)демилитаризация современного мира;

2) демократизация международных отношений;

3)достижение социальной справедливости в мировом сообществе;

4)обеспечение всеобъемлющей международной безопасности;

5)формирование нового международного политического порядка.

ТЕМА49.ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА:ПОНЯТИЯ,ФУНКЦИИ,СРЕДСТВА.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

В основе внешней политики лежат национальные интересы.

Виды внешней политики:

1)пассивная внешняя политика, она присуща слабым государствами, вынужденным приспосабливаться;

2)агрессивная внешняя политика, заключающаяся в стремлении приспособить или принудить к изменению политики других государств;

3)активная внешняя политика заключается в поиске равновесия между внутренней и внешней политикой;

4)консервативная внешняя политика, заключается в защите любыми средствами достигнутого равновесия.

Цели внешней политики:

1)обеспечении благоприятных внешних условий проводимого внутреннего политического курса;

2)наращивании политического и экономического могущества государства;

3)обеспечении национальной безопасности;

4)реализации внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

Функции внешней политики:

1)охранительная;

2)представительно-информационная;

3)идеологическая;

4)координация усилий государств по решению глобальных проблем;

5)торгово-организаторская.

Средства и методы:

1)информационно-пропагандистские (СМИ);

2)политические;

3)экономические;

4)военные;

5)устойчивые (территория, климат, геополитическое положение, ресурсы);

6)переменные (направления и концепции внешней политики).

Субъекты внешней политики:

1)государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов;

2)должностные лица – глава государства, парламента, правительства.

 

ТЕМА50.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РБ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального  сектора экономики страны, уровнем  ее экономического развития.

Политика нашего государства  имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни  населения.

Минимальная заработная плата  является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда.

Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

1) рост реальных денежных  доходов населения, в том числе  заработной платы, пенсий, стипендий,  пособий и других социальных  выплат;

2) работу органов государственного  управления в интересах человека  с целью удовлетворения его  потребностей;

3) благоприятные условия  для интеллектуального, творческого,  трудового, профессионального и  физического совершенствования  человека;

4) развитие сферы услуг,  и прежде всего образования,  здравоохранения, культуры.

5) внедрение повышенной  системы социальных стандартов  во всех сферах жизни общества;

6) осуществление мер по  улучшению демографической ситуации  в стране;

7) повышение эффективности  агропромышленного комплекса, дальнейшее  развитие социальной инфраструктуры  села;

8) инновационную направленность  развития экономики, включая структурную  перестройку, технико-технологическое  перевооружение и реструктуризацию  производств;

9) расширение взаимовыгодных  экономических связей со странами  ближнего и дальнего зарубежья,  прежде всего с Россией, другими  странами СНГ, а также ЕС;

10) национальную безопасность  страны.

ТЕМА51.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - одна из форм общественной деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

В структуре политической деятельности выделяют: субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности.

В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

 Для этого необходимо  обладание знанием политической  реальности и наличие ценностных  ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность  образует

три основных вида:

1)познавательную;

2)ценностную;

3)практическую.

Этапы осуществления политической деятельности: 1)оценка состояния объекта; 2)прогноз;

3)адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта; 4)корректировка ее в ходе и после принятых мер.

 В процессе выработки  и проведения политического решения  в жизнь на разных этапах  этого процесса в нем могут  принимать участие: все население  (референдум, выборы), госаппарат, законодательный  орган, правящие и оппозиционные  партии и т. п.

ТЕМА52.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РБ.

Согласно нашей Конституции  Республика Беларусь - унитарное демократическое  социальное правовое государство, наделенное суверенитетом, то есть верховенством  и полнотой власти на своей территории, неотъемлемым правом самоопределения  и самостоятельного осуществления  внутренней и внешней политики.

Главой государства является президент.

Так же государственное управление осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ:

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат:

А)Палата представителей (110 депутатов):

Б) Совет Республики (64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента):

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Правительство - Совет Министров ‑ центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В его состав входят Премьер-министр (руководитель), его заместители, министры, руководители иных республиканских органов гос.управления.

СУДЕБНАЯ :

Суды

Конституционный суд Хозяйственные суды;

Общие суды( во главе с Верховным судом).

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства возлагается на Прокуратуру (Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров).

Госконтроль за расходованием гос.средств и исполнением актов экономического законодательства осуществляет Комитет государственного контроля.

Банковской деятельностью  и денежным обращением руководит Национальный банк, обладающий исключительным правом эмиссии денег.

Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами (исполкомами), органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов.

         


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"