Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит 44 ответа на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа состоит из  1 файл

ответы политологич.docx

— 217.47 Кб (Скачать документ)

1) Объект, предмет,  функции и методы политологии.

1.Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.

2   Предмет политологии – закономерности становления и функционирования политической власти. Основные методы политологии: (диалектический, системный,поведенческий, сравнительный, исторический,социологический, психологический)

3  Функции политологии:

теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе; мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;

2)Место политологии  в системе гуманитарных и социальных  наук.

Политология всегда развивается в  тесном взаимодействии с другими  гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь  общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих  категорий, но, конечно, предмет изучения существенно различен.

 

В отличие от других наук политология  имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности, действующие  в разных общественно политических системах, а также наметить реальные результаты.

невозможно изучать сложные  политические процессы без учета  взаимодействия общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует давняя связь политологии с: Экономикой,Исторической наукой, Юридической наукой,Социальной психологией,Философией,Политической социологией.

3 Роль и  место политики в жизни современных  обществ.

Роль политики как специальная  сфера общественной жизни вызвана  ее тремя свойствами: универсальность, всесторонний характер, способность  влиять фактически на всех аспектах жизни, элементах общества, отношения, случая; емкость, или получение способности, те возможность безграничного проникновения  и, как последствие, способность, которая  будет объединена с не политические общественные явления, отношения и  сферы.

 Ценность политики вызвана  функциями, которые она выполняет  в обществе и которые характеризуют  главные указания его влияния  на общество:1)Обслуживание целостности  и стабильность общества как  трудная социальная система, интеграция  различных уровней населения;2) Управление  и регулирование социальными  процессами;3)Выражение властно существенных  интересов всех групп и социальных  классов;4). Авторитетное распределение  ценностей в обществе 5)Политический  socialisation человека; 6)Мобилизация и достижение эффективности общей деятельности.

4 Парадигмы  политического знания

Парадигма – это специфическая  логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации  действительности.

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы, и, прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма – сверхъестественное объяснение государственной власти, истоки которой в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков)

Натуралистическая парадигма –  рассмотрение человека как части  природы и объяснение политики природной  средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными  психическими свойствами.

Социальная парадигма – истолковывает  политику через влияние на нее  других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры.

Рационально-критическая  парадигма  – раскрытие внутренней природы  политики, ее элементов и их взаимодействия, выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов.

Понятие парадигм отражает связь политической мысли с типами мировоззрения, с  общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.

 

5)Политические  учения Древнего Востока

Ведущие мыслители этого периода: Конфуций,Мо-Цзы, Шан-Ян.

Особенности и характерные черты  этого периода:

политическая мысль не выделялась в самостоятельную область  социального  знания;

 первоначальные представления  о политике выступали в мифологической  форме, придававшие зарождающимся  элементам властных отношений  сверхъестественный характер;

господствовало понимание божественного  происхождения власти.

В школе Конфуция преподавалось  четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литература.

Большое внимание Конфуций уделяет  проблемам отношений между людьми в обществе и государстве. Конфуций разрабатывает закон идеальных  отношений между людьми (концепция  жэнь), которые строятся в соответствии с принципом “Чего не хочешь себе, того не делай другим”.

6) Политические  учения Средневековой Европы

 

Основная характеристика этапа: развитие социально-политической мысли в  основном усилиями религиозных деятелей, обоснование теологической теории политической власти, изучение роли, религии, церкви, государства в политики. Для Средневековья характерен приоритет  церкви перед государством, церковь  выше, чем государство.  Идея о  божественном характере мирового порядка. Человек должен смириться перед  властью. Смирение и послушание по отношению  к власти. Появляется идея равенства  всех людей перед Богом, как предпосылка  создания концепции естественных прав человека. Анализирует разные формы  правления. Выделяется монархия. Вопрос о разделении властей: светской и  церковной.

 

7) Политические учения эпохи Возрождения и Просвящения

Эпоха Возрождения. Представители: Николла Маккеовелли, Томас Морр, Томаза Компанелла. 1. Освобождение политю науки от теологии. 2. Развитие гуманистических начал. 3. Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства. В центре стоит человек в социально-полт. проблемах. Социально-полит. порядок, как результат деятельности самого человека.

Просвящение. Эпоха Просвещения дала миру теорию разделения властей, теорию общественного договора, теорию естественных прав человека, утвердила идеологию либерализма, как направление политики европейских государств. Родиной этих идей явились Англия, Франция и Голландия, где новые товарно-рыночные отношения достигли высокого развития и требовали ломки старых феодальных отношений, создания новых адекватных себе политических и государственных структур. Одним из важнейших классиков политической мысли этого времени является англичанин Томас Гоббс

 

8) Новое время

(конец XVIII – XIX вв.) – это время  становления индустриальной цивилизации,  урбанизации, развертывания технической  и социальных революций, массовых  потрясений. Оно характеризуется  рождением и распространением  новых многочисленных политических  идей, проектов и учений. . Представители: Шарль Луи Монтескъе, Руссо, Гобс, Кант, Вальтер. 1. Формирование либеральной политической идеологии. 2. Обоснование необходимости разделения властей. 3. Разработка вопросов правового государства. 4. Анализ механизма функционирующиего в буржуазной демократии. 5. Формировании концепции прав и свобод гражданина. Причина возникновения государства - существование социального неравенства. Вопросы демократии. Эмануил Кант: создает теорию правового государства - верховенство имеет закон. Гегель: соотношение государства и гражданского общества, свобода личности реализуется в праве частной собственности.

9)Политические учения  русских мыслителей

10 Русский  радикализм 19-начала 20 в.

Радикализм программных требований проявлялся, прежде всего, в идее бессословного  народного представительства, во всеобщем избирательном праве и в признании  «государственного социализма». В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются  ее основные направления и течения:

- Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы  зарождающейся буржуазии.

 -   Радикализм,   выражающий   интересы   угнетенных    слоев    населения.

  - Консерватизм,  он  отражал интересы  помещиков,  части   бюрократии   и интеллигенции,    отстаивал    самобытный    путь    развития     России;

11)Теории русских  мыслителей консервативного направления

12)Теории русских  мыслителей-либералов  19 начала 20 вв. Первые теории правового государства  в России.

13)Современные политические  теории и школы.

   К числу первых ярких  представителей официального российского   либерализма относится М.М. Сперанский.      В 19 веке родились и оформились  все основные направления   политической мысли, которые получили  дальнейшее развитие в 20 веке.

14. Понятие,  структура и функции политики

Политика представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и  политических норм, принципов организации  и осуществления политической власти в обществе.

. В современных обществах политика  выполняет ряд наиболее значимых  функций, без которых они не  могут нормально развиваться.

1.Функция обеспечения целостности  и стабильности общества

2.Функция мобилизации и эффективности  общей деятельности.

3.Управленческая и регулятивная  функции. Выражая, властно значимые  интересы и потребности различных  социальных групп общества, политика  обеспечивает их взаимодействие  и влияет на них путем принятия  политических решений

4. Функция рационализации. Учитывая  групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие  правила и механизмы их представительства  и реализации.

5. Интеграция различных групп  и слоев общества в единое  целое.

6. . Обеспечение целостности общественной  системы и порядка в обществе.

В структуре политической системы политологи выделяют следующие  основные элементы: политические институты и организации, в т.ч. государство (институциональная подсистема);

 политические и правовые  нормы (регулятивная подсистема);

политические отношения (коммуникативная  подсистема);

 политическое сознание и  политическая культура (идеологическая  подсистема);

многие западные политологи выделяют как подсистему избирательную систему.

Все структурные элементы тесно  взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом, но самостоятельны.

 

15 Институциональные  аспекты политики

Политическая жизнь любого общества обладает некоторыми устойчивыми чертами. Главным фактором такой устойчивости являются политические институты.

Политический институт — это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.

 В политический институт входят аспекты:

Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм — законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве.

Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.

16 Политическая  власть.Структура.Функции.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики. Субъект власти – это активное начало, это тот, кто осуществляет воздействие на других (государство, партия, лидер, организация, индивид, социальная общность). Объект власти – тот, на кого направлено волевое воздействие субъекта (социальная группа, народ, класс, индивид).Функции: 1)управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.).2) оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти 3) обеспечение стабильности в стране. Эту функцию стремится выполнить любая политическая власть

17

18 Легетимность. Типы легитимности.

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан  правильности и законности его формирования и функционирования.

Типы: традиционная, опирающаяся на совокупность обычаев, сила действия которых  признана с незапамятных времен, и  на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;

харизматическая, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;

рациональная, проистекающая из соответствия власти рациональному принципу, с  помощью которого установлен правовой порядок действующего политического  строя.

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"