Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 4 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

33Политический конфликт.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)


34Политический конфликт -

это один из видов социальных конфликтов, специфика которого определяется особенностями развития политической действительности.

Политический конфликт - это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или её перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.

Источником политического конфликта бывает не только различие интересов сторон, но и непонимание ими собственных интересов, а также социальные или политические предрассудки лидеров групп, их амбиции и групповой эгоизм. Источником конфликта может являться и несовместимость притязаний сторон на благо при ограниченных возможностях их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такое общество, где бы интересы всех были удовлетворены.

Сущность конфликтов заключается в несовпадении между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению втянутых в конфликт групп и индивидов, которые субъективно воспринимают своё место в обществе и свои отношения к другим людям, группам и институтам.

Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:

дипломатическое урегулирование путем переговоров;

смена политических лидеров или режимов;

достижение временного компромисса;

война.

     Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения.

 

35Природа,содержание международной политики

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

   Содержание международной политики раскрывается через анализ национального интереса. В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике -преимущественно национальные интересы.

   Национальный интерес - это осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества   Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, в то же время должно уважать и учитывать интересы других государств. Лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств.

      Мировая политика — часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.

   Принципы международной политики - национальный интерес; национальная безопасность; всеобщая безопасность.

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

1) Принцип суверенного равенства государств

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств а также самостоятельно проводить с вою внешнюю политику.

2) Принцип неприменения силы и угрозы силой

Согласно Уставу ООН "все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН".

3)Принцип нерушимости государственных границ

Содержание принципа можно свести к трем элементам:

" признание существующих границ;

" отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем;

" отказ от любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение;

4) Принцип территориальной целостности государств

В Уставе ООН декларируется, что государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства". "Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения".

5) Принцип мирного разрешения международных споров

Согласно Уставу ООН "все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир, безопасность и справедливость".

6) Принцип невмешательства во внутренние дела

В соответствии с Уставом ООН, она не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства". Это запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на ООН.

7) Принцип всеобщего уважения прав человека

В Уставе ООН обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме, и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав человека. Но непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остается внутренним делом каждого государства.

8) Принцип самоопределения народов и наций

Принцип декларирует безусловное уважение право каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

9) Принцип сотрудничества

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также обязаны "поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры".

10) Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Согласно Уставу ООН "все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации"

 

36. Особенности современного этапа международных отношений

Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы во всем мире в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 800 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.

Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что выживание и развитие человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т. д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.

Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.

Украина в системе международных отношений

Республика Украина - субъект международного права, который строит свои отношения с другими государствами, руководствуясь международно-правовыми нормами и принципами.

Концепция внешней политики Украины изложена в Декларации о государственном суверенитете (июль 1990 г.) и Акте провозглашения независимости Украины (август 1991 г.), в которых декларируется и закрепляется создание независимого государства - Республики Украина - субъекта международного права, который строит свои отношения с другими государствами, руководствуясь международно-правовыми нормами и принципами. Еще с 1949 года Украина является самостоятельным членом ООН.

Базовым документом внешней политики являются Основные направления внешней политики (июль 1993 г.), которыми определены внешнеполитические интересы Украины, задачи и основы внешнеполитической деятельности государства. Среди задач - развитие двусторонних отношений, особенно с приграничными государствами; становление взаимоотношений с западноевропейскими странами, европейскими межгосударственными структурами. Важно отметить, что приоритетными названы отношения с приграничными странами и СНГ, среди которых особое место занимает РФ. Тем не менее Украина не раз официально заявляла о своем стремлении вступить в Североатлантический альянс. Членство в НАТО рассматривается элитой республики как гарантия независимости Украины. Таким образом, основной линией во внешней политике Украины является балансирование между НАТО и Россией.

Особенность внешней политики Украины - "многовекторность", стремление поддержать партнерские отношения как с Россией, так и с Западом, хотя в ходе политического кризиса 2000-2001 годов возник некоторый пророссийский крен, связанный с явными симпатиями Запада к правой украинской оппозиции.

37. Структура,функции и категории геополитики

. Структура современной геополитики

 

По масштабности исследуемых процессов и явлений, геополитическому статусу акторов геополитику делят на глобальную, регионально-континентальную и регионально-локальную. В первом случае рассматривается всемирный уровень взаимоотношений супердержав, или мировых акторов геополитики; что касается второй составляющей, то она исследует ситуации и процессы в регионах континентального масштаба, выделяя в каждой части света собственных лидеров и акторов. Наконец, регионально-локальная геополитика занимается проблемами регионов каждой страны в отдельности. Для России это взаимодействие республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения на территориях естественных географических регионов (Северо-Запад, Центрально-Черноземный район и т. д.), а также взаимоотношения внутри каждого субъекта Федерации.

Как правило, все геополитические теории развивают основную категорию этой науки — контроль над пространством. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь со стороны государств и союзов государств. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государство, характеризуется прежде всего степенью освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или их союзом, называют чаще всего геополитическим полем.

• Эндемическое (от греч., endemos — местный) поле — пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи. (Не все соседи безоговорочно признают исторические земли России).

• Пограничное поле — территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатские, Северо-Восточные, Дальневосточные регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и Мусульманский анклав на Волге.

• Перекрестное поле — пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русскоязычными народами, не по своей воле оказавшимися в составе «независимых государств» СНГ.

• Тотальное поле — непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России (исключение составляет пока Чечня). В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему дает историческую возможность расширить его.

• Геополитическая опорная точка — место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.

• Метаполе — пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами [13]. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне. Так сейчас идет «освоение» (экономическое, идеологическое, культурное, религиозное и т.д.) России.

Функии геополитики

Познавательная функция связана прежде всего с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, различных факторов, явлений и процессов. Эта функция важна для понимания глобальных и региональных сдвигов на геополитической карте мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"