Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка

Описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук

Работа состоит из  1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук,  В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН).  С конца 80-х годов XX века тогда еще в  России политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:  Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект политической науки – политическая сфера общества.  Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, - это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы.  В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Довольно часть дается такое определение: политология – это наука, изучающая политику, политические отношения, политические системы.

Политология – это наука  о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных  силах и стимулах, нормах и принципах  политической деятельности.

Разделы политологии относятся  следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история  политических учений, теория международных  отношений.

Задачи политологии –  формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического  исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.

Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными  интересами тех или иных социальных групп и государств установок  и целей, которыми они руководствуются  во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного  курса и достижению намеченных целей.

Политику можно определить как сферу деятельности, связанную  с отношениями между социальными  группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования  государственной власти. Политика также  включает деятельность в сфере отношений  между государствами.

Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь  общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Поэтому политология  наряду с выяснением сущности политики рассматривает вопрос о ее классификации.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. В зависимости от той сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику.

По критерию масштабности и долговременности целей политику классифицируют на стратегическую и тактическую. Политику можно классифицировать по ее субъектам на государственную, партийную, политику общественных организаций и движений.

 Американский политолог Т.Парсонс подчеркнул следующие три функции: определение коллективных целей общественного развития; мобилизация и принятие решений; сохранение стабильности социума и распределение ресурсов. Французский политолог Р.Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостности и стабильности общества.  

В отечественной политологии  отмечаются такие функции политики:

1.выражение властно значимых  интересов всех групп и слоев  общества,

2.разрешение общественных  конфликтов, их рационализация,

3.руководство и управление  политическими и общественными  процессами в интересах тех  или иных слоев населения или  всего социума в целом,

4.интеграция различных  слоев населения за счет подчинения  их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной  системы, стабильности и порядка,

5.политическая социализация,

6.обеспечение преемственности  и инновационности социального развития общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Метод (от греч. букв. – хождение вдоль пути, выбор правильного пути) – система правил и приемов исследования каких-либо объектов с целью отыскания объективной истины.

Методы политического  исследования можно подразделить на три группы – общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическиеметоды научного познания включают:

? абстрагирование – мысленная фиксация какого-либо существенного в данной познавательной ситуации свойства объекта при одновременном отвлечении от всех остальных его свойств;

? анализ – последовательное расчленение целостного объекта на подсистемы и элементы с целью их всестороннего изучения;

? синтез – мысленное объединение ранее выделенных частей объекта в единую систему (анализ и синтез взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга в процессе исследования);

? индукцию – вывод общего заключения на основе частных посылок;

? дедукцию – вывод заключения частного характера из общих посылок;

? аналогию – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

? моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

? исторический и логический метод; первый – описание фактической истории развития объектов во всем ее многообразии; второй – это освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику ее развития;

? идеализацию – логическая операция, определяющая предел того или иного свойства; при этом какое-то свойство рассматривается как абсолютное (материальная точка, идеальный газ);

Теоретические: Системный метод рассматривает объект как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества.

Системный метод  ориентирует исследователей на рассмотрение политических процессов и явлений  как открытых саморегулирующихся социальных целостностей, постоянно взаимодействующих  с внешней средой.

Структурно-функциональный анализ имеет определенное сходство с системным методом в той его части, где речь идет о выявлении составляющих системы как целостного явления (структурный анализ). Структурный анализ занимается «морфологией» изучаемого объекта, составляя «реестр» его элементов и устойчиво воспроизводимых связей между ними. Функциональный анализ объекта (в частности, политического) выявляет способ взаимосвязи элементов объекта, их взаимоопосредование, которое обеспечивает воспроизводство целостности.

Коммуникативно-кибернетический  метод исследует политику через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой.

Метод сравнения – познавательная операция, основанная на суждениях о сходстве или различии объектов.

Эмпирические: наблюдение-прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ  документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

К распространенным методам прикладных исследований относится  метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

анкетирование –  письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. 2тыс.дон.э.-4-5в.н.э. – политическая мысль античности – цивилизационно-этическая парадигма (философо-этическая)

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и  Китая) сохранили фрагментарные  суждения об устройстве государства, искусстве  правления. Существовавшие тогда представления  об общественном порядке при некоторых  особенностях и различиях исходили их тезиса о божественном характере  власти. Древнекитайское государство  представляло собой разновидность  восточной деспотии. В стране часто  вспыхивали заговоры и перевороты. Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.) был родоначальником философской и политической мысли Китая. Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль. И прежде всего на такие этические понятия, как “взаимосвязь”, “золотая середина” и “человеколюбие”. Конфуций полагал, что эти понятия составляют “правильный путь” (дао), которому должен следовать каждый. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья. Прямо противоположная система организации государства -в середине 4 в. до н.э., - школы легистов (законников). Легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства.  Необходимость подобных методов правления один из основоположников этой школы, Шан Ян, обосновывал тем, что и люди, и общество меняются. Если раньше и можно было управлять людьми, исходя из добродетели, то теперь необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; . Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Политические идеи Древней Греции и Рима Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. Активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни. Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. В труде “Государство” он нарисовал образ идеального общества, которое состоит из трех сословий: правителей - философов, воинов-стражей, ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства). Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”. Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, так как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. полития - это правление в интересах среднего класса. Из римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве” и “О законах” он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства. Государство Цицерон трактовал как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Истинный закон, писал Цицерон, есть “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая”. Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: “Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане”. Тем самым он заложил основы теории правового государства. Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"