Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка

Описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук

Работа состоит из  1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать документ)

Особенность политического  пространства заключается во взаимосвязи  субъектно-объектных отношений. Включаясь  в политический процесс, субъекты политики одновременно испытывают на себе воздействие  проводимой в обществе политики и  во многом зависят от специфики политического  рынка.

Понятие субъект политики применяется для характеристики тех участников политического процесса, кто обладает следующими признаками:

практическое участие  в политической деятельности;

способность и возможность  принятия политических решений;

возможность реализовать  принятые решения;

ответственность за последствия  своих политических действий.

 В современной политической  науке определились два подхода  к классификации: социологический,  на основании которого в число  субъектов политики включаются  общественные группы, в том числе  и классы; бихевиористский анализ, с точки зрения которого субъектами выступают индивиды (избиратели, члены политических партий, а также должностные лица, стоящие на государственной и общественной службе).

В литературе вся система  субъектов политики рассматривается  на следующих уровнях: социально-политические общности (складывается естественно  исторически): общественные классы, слои, группы; социально-политические институты (создаются с определенной целью):  различные объединения, ассоциации, партии, государство; индивиды: в анализе  политики необходимо учитывать конкретную деятельность политических лидеров, руководителей, профессиональных политиков.

Субъекты политики дифференцируются по различной степени влияния  на политический процесс. Выделяются: доминирующие (это носители власти: государственные органы, правящие партии, политические лидеры, элита); субъекты паритетного влияния: они властью  не обладают, но активно воздействуют на систему политических отношений.

Некоторые политологи проводят разграничение субъектов политики на первичные и вторичные. Интересы социальных групп реализуются через вторичные субъекты (непосредственные участники политической жизни). Их производный характер проявляется а) в генетическом плане, т.к. они образованы в ответ на запрос определенных групп, б) функционально, т.к. они играют служебную и исполнительную роль по отношению к социальным группам. Непосредственными субъектами политики выступают именно лидеры, политические организации, элиты. Они призваны защищать и отстаивать интересы тех социальных групп, которые их поддерживают.

Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Важнейшими объектами  политики являются:‹ общество в целом‹ все его ключевые социально-

экономические процессы,‹ власть, ‹ вся политическая система общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 14. В истории политической мысли сложились две главные традиции постановки и концептуального решения проблемы соотношения личности и государства– коллективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных политических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.

Исходным моментом для  коллективистской традиции служит признание  безусловного приоритета интересов  и воли общества над интересами и  волей личности. Общество рассматривается  как некая органическая целостность, интересы которой превалируют над  интересами ее частей, т.е. индивидов. Эта  традиция сложилась еще в древнем  мире. Она прослеживается в учениях  Сократа, Платона, Аристотеля. В новое  время коллективистская концепция  использовалась в различных по своему содержанию политических доктринах  – от буржуазного радикализма  Ж..-Ж.. Руссо  до утопического социализма и марксизма. Крайняя форма коллективизма  представлена в идеологии тоталитарных режимов ХХ века. В ней происходит полное растворение и  подчинение личности обществу при фактически полном огосударствлении последнего. При тоталитарном режиме пределы деятельности государства  и его компетенция не ограничены, человек превращается в винтик единого  политического механизма, полностью  снимается вопрос о его автономности и политической субъектности.

Индивидуализм также имеет  исторические корни в античности, в частности в учениях Эпикура, греческих и римских стоиков. В новое время индивидуализм  стал стержнем либерального мировоззрения, сформировавшемся в период буржуазных революций XVII – первой половины XIX в. Центральное место среди лозунгов этих революций занимали требования свободы и равенства граждан перед законом. Классический либерализм, опираясь на естественно-правовую теорию, обосновывал независимость основных прав человека – на жизнь, свободу и собственность – от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась в либеральной теории как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан. Безусловный приоритет отдавался индивидуальной свободе, которая ограждалась от вмешательства не только со стороны государства, но и со стороны общества в целом.

Борьба общественных сил  под либеральными лозунгами за утверждение  гражданских прав и свобод сыграла  положительную роль, способствовала демократизации политической жизни, развитию институтов представительной демократии.    

Однако вскоре обнаружилась и ограниченность классического  индивидуализма.  изменившиеся экономические условия требовали отхода от концепции строгого невмешательства государства в экономику и социальную сферу. Трансформируясь под воздействием этих и других факторов, либерализм пришел к идеям государственного регулирования экономики и социальной сферы. Либеральноиндивидуалистическая концепция личности обогатилась некоторыми традиционными для коллективизма понятиями, такими как «социальные права», социальная справедливость и солидарность.

В послевоенный период усилилась  тенденция к синтезу индивидуалистических и коллективистских концепций личности. Эта тенденция особенно отчетливо  проявляется в различных концепциях социального государства, в частности  в политических доктринах социал-демократов и христианских демократов. В них  подчеркивается необходимость сочетания  принципов индивидуальной свободы, справедливости, солидарности и общего блага. При сохранении свободно-рыночных механизмов и индивидуальной свободы  большое внимание уделяется достижению общезначимых целей, государственной  поддержке гражданскому обществу в  решении наиболее острых и трудных  социальных проблем.

Плюрализм исходит из наличия в обществе большого разнообразия интересов и,  соответственно, групп, представляющих эти интересы. При этом имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов – экономических, социальных, политических, культурных, этнических, религиозных, региональных, отраслевых, экологических и т.д.  Не отрицая политический статус личности как первичного источника власти и субъекта политики, сторонники плюрализма политический процесс рассматривают как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Это взаимодействие имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра, гарантирующего социальную справедливость, соблюдение законов и правил игры в конкуренции интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 15. Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.  В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948), в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950), Международном Пакте о гражданских и политических правах (1966) и других международных документах. человек признается равноправным с государством субъектом власти, при этом его права неразрывно связываются с определенными видами гражданских обязанностей. Проблема прав человека как самостоятельная политическая проблема актуализировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, государством и индивидом. В Конституции РФ 1993 г. им посвящена вторая глава, составленная с соответствии с общепризнанными международно-правовыми документами. Общепринятая классификация прав и свобод личности в соответствии со сферами реализации подразделяет их на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские права и  свободы включают в себя фундаментальные  аспекты свободы личности. К ним  обычно относят право на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу  передвижения и выбора места жительства, право на справедливый, независимый  и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого и т.д.

Политические права  и свободы близки к гражданским. Они предусматривают свободное самоопределение личности в политической жизни, его возможность участия в управлении государством и обществом. Это избирательные права, свобода союзов, ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, право на информацию, свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и др.

Важное значение имеют экономические, социальные и культурные права. Они включают право на собственность, предпринимательство, право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, социальное обеспечение, достойный уровень жизни, охрану здоровья, на образование, доступ к культурным ценностям и т.д.

Гуманизация

Практическая реализация всего комплекса прав человека   —  всеобъемлющая   комплексная   задача, степень решения которой непосредственно характеризует   уровень  развития,   прогрессивность  и  гуманизм,  как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. Сегодня  соблюдение  и  все  более  богатое  конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран соблюдение прав личности служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов  над  народами,   агрессивной  внутренней   и   внешней политики.

В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека — важнейшая гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением прав человека в отдельном государстве и его внешней политикой.

Уважение прав каждого  представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах рациональности и гуманизма

Уважение  прав личности способствует укреплению доверия между   народами,   создает   благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической правовой базы невозможно всестороннее сближение народов, их интеграция. Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, — путь к космической разумности и нравственности человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 16. Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные  факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

- усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

- стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

- влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

- личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят  государственные и специализированные политические институты, партии, организации  и движения. Ко вторым – семью, систему  образования, работу, круг неформального  общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая социализация личности начинается в раннем детстве  и продолжается всю жизнь. В самом  общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление  личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права  участия в выборах. На этом этапе  происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей  и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с  подключением опыта собственной  политической практики, освоением новых  социальных и политических ролей. В  дальнейшем для разных индивидов  этапное значение могут иметь  переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"