Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание

Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.

Содержание

1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.

Работа состоит из  1 файл

Политология 2012г..doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

 Одновременно  с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 - 1535) "Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.

 В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI-XVIII вв.), в частности Т.Кампа-нелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Политическая  мысль Нового времени.

Началом Нового времени принято  считать Английскую и Голландскую  революции середины XVII в. Политическая лесть в этот период как бы следует за этими бурными событиями. К числу наиболее выдающихся мыслителей того времени относится английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах "Философское начало учения о гражданине" и "Левиафан". Т.Гоббс исходит из того, что все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек - существо эгоистическое и честолюбивое, поэтому в обществе царит "война всех против всех". Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние и представляют собой государство, которое кладет конец "естественному состоянию" и является гарантией мира между людьми.

В трактате "Левиафан" он называл государство естественным, а не божественным установлением  и сравнивал его с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным  человеком"), способным осуждать темные инстинкты людей и расчистить путь законам разума. Государство обязательно предполагает отношения "господства-подчинения" и учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом, т.е. Выступал за гарантирование определенных прав и свобод.

Интерес для  политической науки представляют взгляды  Бенедикта Спинозы. Будучи сторонником  демократии, он считал, что только она  сможет обеспечить свободу, равенство, достижение общего блага, обусловит разумность законов и поддержку их всеми подданными. Возникновение государства вызвано необходимостью упорядочить противоречия между страстями и разумом человека, что, и достигается заключение "общественного договора". Поэтому народ вправе свергнуть насильственные формы правления и установить порядки, обеспечивающие общее благополучие и свободу.

Дальнейшее  развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения.

Джон  Локк выступил в определенной степени оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею "общественного договора", он иначе подошел к пониманию "естественного состояния людей". По его мнению, до возникновения государства люди живут в "естественном состоянии", где господствует равноправие. С появлением нарушений этого равноправия люди вынуждены создавать специальные органы для разрешения возникающих споров. Именно для защиты равноправия, свобод, прав личности люди и договариваются о создании государства. Невыполнение этих задач государством (правительством) делает его незаконным и дает право, подданным на сопротивление или даже на его замену. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов.

Бесспорной заслугой Локка является выдвижение и обоснование  им необходимости разделения власти в государств между различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства - это следование законам, никто и ничто в государств не может находиться вне следование законам, никто и ничто в государстве не их подчинения. "Там, где нет законов, там нет и свободы", - такая позиция мыслителя предвосхищает создание правового государства, а распространяемые им идеи социального компромисса, интегрированные впоследствии в доктрину раннебуржуазного либерализма, позволили назвать его основателем данного направления.

Шарль Луи Монтескье был одним из основателей географического направления в политической науке, считая, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы. Климата, рельефа, территории и т.д. Формы правления он определяет вслед за Аристотелем по количеству властвующих: республика, монархия, деспотия, - подвергая последнюю резкой критике. Выступая приверженцем идеи политической свободы, главную задачу государства он видел в обеспечении безопасности граждан. Что может быть достигнуто лишь в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал обязательным разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решение вопросов международной жизни. Кроме того, он призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Все эти идеи были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. в период Великой французской революции и затем легли в основу Конституции Франции, США и других стран.

Возникают в  этот период и радикально-революционные  концепции. К ним следует отнести, прежде всего, идеи Жана Жака Руссо (1712-1778).

Последовательный  республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет "золотым веком", так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, и поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, разделению властей, доказывая необходимость прямого народного правления. Частную собственность он предлагал распределить между всеми гражданами в размерах, необходимых для их жизни. 
 
 
 

9.Политическая  мысль XX века.

Рассматриваемый период включает политическое учение, которые появились на рубеже XΙX и XX веков. Современную западную политологию невозможно представить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920), итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923). Они выявили многие тенденции, оказавшие влияние на последующее мировое развитие. Автор теории рациональной бюрократии - М.Вебер. Самой эффективной системой госуд. организации Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны: 1) разделение труда, обусловленное правилами и законами; 2)  подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим; 3)  назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы; 4)  оплата труда работников в соответствии с рангом; 5) работа в государственном учреждении является для служащих основным занятием; 6)  служащий не является владельцем учреждения, в котором работает; 7) смещение с должности осуществляется вышестоящим органом.

Рациональная  бюрократия — всего лишь исполнительный орган, с помощью кот. реализуется управленческая функция государства. Она не принимает полит. решений, ее задача — выполнение предписаний политической элиты.

В  начале  XX в.   политические  системы столкнулись с новыми   трудностями.   В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесия в обществе, итальянский социолог В. Парето рассм. полит. элиту. С его т. зр. эволюция челов-го общества есть история расцвета и упадка элиты, кот. принимает все стратегические решениям по развитию общества. Качество правящей элиты, призванной согласовывать разл. группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.

М. Вебер предлагал др. пути обеспечения стабильности. Не надеясь на институты представительной демократии (Н: парламент), он видел выход в усилении авторитарной власти харизматического лидера, кот. отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру. М. Вебер предложил теорию плебисцитарной демократии, в которой харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером, который выполнял бы роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах, задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности.

10.Власть  как категория  политической науки. Социальный смысл и назначение власти.

Политическая  власть является центральной категорией политологии,  так как все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы её функционирования и развития. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти в анализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономической системе. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществления политики.

Власть - одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на:

- экономическую (власть менеджеров и собственников),

- духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов),

- информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ),

- административную (власть бюрократов),

- военную (власть генералитета),

- политическую.

Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти:

-Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

-Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

-Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго.

Политическая  власть, как и любая другая власть, означает способность и право  одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права.

Отличительными  признаками политической власти являются:

-верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

-всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

-легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

-моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

-широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая  власть включает:

- государственную  власть,

- власть органов  регионального и местного самоуправления,

- власть партий, групп давления, политических лидеров. 

Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.

Специфика государственной  власти состоит в  том, что:

-во-первых, осуществляется специальным аппаратом, имеющим на это полномочия от всего общества;

-во-вторых, она реальна на территории, на которую распространяется государственный суверенитет;

-в-третьих,  прерогативой государства является законодательство, правосудие, использование в случае необходимости институализованного принуждения.

Таким образом, политическая власть выражает реальную способность субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"