Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание

Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.

Содержание

1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.

Работа состоит из  1 файл

Политология 2012г..doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

11.Ресурсы  власти.

Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Распространено деление ресурсов на экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.

Ресурсы представляют собой либо важные для объекта  ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом)

Ресурсами власти являются : -интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции.

- язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк.

- экономический, военный, культурный потенциал страны,

- государственная территория,

- стабильность и  порядок,

- единство общества,

- природные богатства,

- численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.).  

- традиции,  идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач.

- знания, профессионализм,  пропаганда во  всех ее формах, средства массовой  информации.

Различные ресурсы  используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Следует иметь  в виду, что действие тех или  иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 

12.Функционирование власти.

Политическая  власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.

Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков: -возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем; -ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу, - опирается на систему специнститутов и нормы права.

Политическая  власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Верховенство  государственной власти проявляется в: - общеобязательности ее решений для населения; - возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; - обладании рядом исключительных прав; -наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;. наделении правами и обязанностями граждан.

Независимость гос. власти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин"легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия

власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом

и служит его  интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.

Значение  принципа легитимности: -позволяет отличать законно- установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; -определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; -способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

13. Легитимность политической власти.

Термин «легитимность» возник в начале XIX века  и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора (тот, кто незаконно захватывает в свои руки власть или присваивает (узурпирует) чужие права на что-либо). Тогда же слово приобрело и др. смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройке госуд-ых границ произвола и охлократии (власть толпы).

Легитимность  означает признание  населением данной власти, ее права управлять.  Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие закон, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии  используется также термин «легальность»  власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимность – это доверие и оправдание власти,  потому оно тесно связано с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевание элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных полит-их системах эти 3 типа переплетаются при преобладании одного из них.  

14.Теория  политической системы.

Политическая  система–совокупность государственных и негосударственных общ-ных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий госуд-во, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы. Способность общества реагировать на растущие   потребности  индивидов,   адаптироваться к изменяющимся  условиям своего функционирования обеспечивается политической системой. Полит. с-ма оказывает целен-ное воздействие на различные стороны жизни общества. П.С. включает в себя все существующие в обществе типы политических взаим-ий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного. Понятие «П.С.» используется для характеристики взаимоотношений между госуд-ом и обществом, между различными социальными субъектами на негосуд-ном уровне. В амер. политологии П.С. интерпретируется как совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению амер. политолога Г. Алмонда, П.С.  включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Термин «П.С.» был введен  в полит-ю в 1950-1960-е гг. До этого для описания властных отношений обычно использ. понятие «тип правления», позже - «сис-ма правления». Процессы развития гражд. общ-ва, появление автономной, самост-й личности с ее правами и свободами привели к тому, что граждане стали не только подчиняться, но и влиять на гос-во, создавая для этого полит. организации (партии, движения). Власть перестала быть монополией гос-ва. Была более важная причина введения системного подхода в полит-ю - поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды. Термин «система» в новом значении стал использовать в 1920-е гг. австрийс. биолог Л. фон Берталанфи (1901—1972) для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассм. сис-му как совок-ть взаимозависимых элементов, как целостность, состоящую из «элементов, находящихся во взаим-вии». Т.Парсонс: представил общество как взаимодействие 4-х подсистем, которые находятся в отношениях взаим-сти и взаимообмена: экономической («отвечает» за реализацию потребностей людей в потребительских товарах), политической (определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений), социальной(обеспеч. поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения) и духовной(интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами). Каждая из подсистем выполняет опред. ф-ции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.  

15.Политическая  система как механизм власти.

Политическая  система–совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы. Обмен ресурсами и взаимодействие полит. с-мы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода». Д.Истон различал 2 типа «входа»:

1.- требование - обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Виды  требований: (Д.Истон)

а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком);

в) коммуникативные (о предоставлении полит.информации, о пользовании политической силы)

2- поддержка - усиление полит. с-мы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления: исправная уплата налогов, выполнение воинского долга.

Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов,  создает необходимые условия для применения адекватных требованию момента социальных технологий, с помощью которых осуществляются преобразования. Имеет важное значение в обеспечении согласия между членами полит.сообщества.

Основные объекты  поддержки  (Д. Истон):  политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами выделил 3 типа поддержки:

1) поддержка режиму, понимаемому как совок-ть устойчивых ожиданий, включая ценности (свобода, плюрализм, собственность), на которые опирается П.С., нормы (конституционные, правовые ) и структуры власти;

2) поддержка  власти, т.е. всех формальных и  неформальных полит. институтов, например, харизматических вождей, которые выполняют властные функции;

3) поддержка  полит. сообщества, т.е. группы лиц, связанных между собой разделением полит. труда.

В результате воздействия  окружающей среды на систему возникает реакция — «выход», т.е. принятие авторитетных решений по распределению ценностей. Ответы системы на импульсы, получаемые извне, осуществляются в форме решений и действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"