Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание

Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.

Содержание

1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.

Работа состоит из  1 файл

Политология 2012г..doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

-Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

- Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.

- Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

-Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

- Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.

- Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

Социальное государство ~ это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством.

Гражданское общество это система самостоятельных  и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24.Президентская  власть в Республике  Беларусь.

Термин «президент»  происходит от лат. «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующего на собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только в конце XVIII в., когда был учрежден институт президента в США.

В РБ институт президентства  имеет еще недолгую историю, начало которой было положено в 1994 г. с принятием  Конституции и проведением первых президентских выборов. Изначально Президент РБ являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст.95 Конституции в редакции  15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решение, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику  с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица. В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч.1 ст.79 Конституции Президент является гарантом Конституции прав и свод человека и гражданина. В ч.2 ст.79 указано, что Президент: -олицетворяет единство народа; -гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики; -представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями; -принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности; -обеспечивает политическую и экономическую стабильность; -обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент Беларуси выведен из системы разделении властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. Это позволяет некоторым  конституционалистам рассматривать  власть Президента в Беларуси как отдельную ветвь власти – «охранительную, арбитражную по своей сути, лидирующую – по своей направленности».

Полномочия Президента РБ перечислены в ст.84 Конституции. К ним относятся:

-назначение 6 членов Центральной  комиссии РБ  по  выборам и проведению республиканских референдумов;

-образование,  упразднение и  реорганизация Администрации  Президента, других  органов государственного  управления, а также  консультативно-совещательных  и иных органов  при Президенте;

-назначение  на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей (вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра решается на заседание Палаты представителем путем тайного голосования);

-определение  структуры Правительства,  назначение и освобождение  от должности членов Правительства и их отставка;

-назначение  председателей высших  судебных инстанций (с согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного суда из члена судей этих судов);

-назначение  судей высших судебных  инстанций (Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, назначение Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики);

-назначение 6 из 12 судей Конституционного  суда, иных судей  РБ;

-освобождение  от должности Председателя  и судей Конституционного  Суда, Председателя  и судей Верховного  Суда, Председателя  и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка (с уведомлением Совета Республики);

-назначение  и освобождение от должности  Председателя Комитета государственного контроля – государственного органа, образуемого Президентом РБ и осуществляющего контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, использованием актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

-обращение  с посланием к  народу для разъяснения  проводимой политики;

-обращение  с ежедневным посланием  к Парламенту, участие  в работе Парламента. Ежегодные послания Президента заслушиваются на заседаниях обеих палат парламента без обсуждения;

-руководство  заседаниями Правительства (обычно Президент председательствует на тех заседаниях Правительства, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы);

-назначение  руководителей республиканских  органов государственного  управления, определение  их статуса; назначение  некоторых иных  лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25.Законодательная  власть в Республики Беларусь.

Государство выполняет  свои функции в обществе через  систему специальных органов  и организаций, наделенных соответствующими полномочиями. Высшим органом законодательной  власти является парламент. Первый парламент был образован в Англии в XIII в. и представлял собой орган сословного представительства. Функции органов народного представительства и современное место в системе разделения властей парламенты стран Западной Европы приобрели после буржуазных революций. В XVII-XVIII вв. это произошло в Англии и Франции, а в первой половине XIX в. – и в других европейских странах.

До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным и законодательным органом государственной  власти в РБ был Верховный Совет, состоящий из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. В результате изменения и дополнения, внесенных в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание и разделен на две палаты – Палату представителей и Совет Республики. Общая численность депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, а срок их полномочий – 4 года. Депутат Палаты представителей может одновременно быть и членом Правительства, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат парламента одновременно.

Палата  представителей (ПП) состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан РБ. Полномочия ПП перечислены в ст.97 Конституции. Первый состав ПП Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета XIII созыва  и утвержден Указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутатский корпус ПП трижды переизбирался на очередных парламентских выборах в 2000, 2004, 2008 гг.

Совет Республики (СР) является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Членом СР может быть гражданин РБ, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 депутатов СР. Еще 8 членов СР назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены СР принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами.

Национальное  собрание РБ работает в сессионном порядке. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может превышать 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля и длится не более 90 дней.

Заседания являются открытым, но палаты могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Независимо от того, является заседание палаты открытым или закрытым, на нем могут выступать Президент, его представители, Премьер-министр и члены правительства. Для правомочности заседания парламента необходимо присутствие не менее 2/3 от полного состава палат. Голосование является открытым и осуществляется депутатами лично. Тайное голосование имеет место только при решении кадровых вопросов.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласия по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты  проходят два чтения. Одобренные парламентом  законопроекты становятся законами, если Президент их подписывает или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.

По  Конституции полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно: -при отказе в доверии правительству; -в случае вотума недоверия правительству; -при двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра; -на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или глубокого нарушения палатами парламента Конституции (ст.94).

Полномочия палат  не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последствии шесть  месяцев полномочий Президента, в  период решения палатами вопроса  о досрочном освобождении или  смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"