Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:11, реферат

Описание

Экологическое право является самостоятельной отраслью российского права, которая входит в систему публичного права.
Изучение данной отрасли права обусловлено всё более возрастающим воздействием человеческой цивилизации на окружающую среду, и в связи с этим возросшей необходимостью регулирования отношений в обществе по поводу охраны окружающей среды от антропогенного¹ влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа-2-Экологическое право.docx

— 62.70 Кб (Скачать документ)

    Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в  кадастре, определяется Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

    Данный  вид кадастра ведется на основе геологической  информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.

    Наряду  с ведением кадастра с целью учета  состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах»).

    В Законе «О недрах» имеется также  ст. 27, посвященная геологической  информации о недрах, в соответствии с которой информация о геологическом  строении недр, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

    Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему  
 

    -15- 

сведений  о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии  лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

    Данные  кадастра используются для определения  экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

    Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.

    Данные  государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

    Ведение государственного водного кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

    Специально  уполномоченный государственный орган  управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

    Наряду  с ведением государственного водного  кадастра ВК РФ (ст. 75) предусматривает  ведение водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные  материалы по сопоставлению потребности  в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов. Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

    Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

    Ведется в целях обеспечения охраны и  использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

      Государственный  кадастр особо  охраняемых природных  территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

    Этот  вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного  фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение  эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

    Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов  

    -16- 
 

растений  и животных можно рассматривать  Красную книгу РФ.

    Наряду  с кадастрами отдельных природных  ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

    Система комплексных территориальных кадастров  природных ресурсов и объектов формируется  для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в России.

    Работу  по формированию территориальных кадастров  природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры. По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ведения таких кадастров могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.

    Сведения  для формирования и ведения территориальных  кадастров природных ресурсов и объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота – комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.

    Информация  территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов хранится на машинных носителях и адаптирована для  пользования лицами, принимающими решения  в области:

    • обеспечения управленческих решений  в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации  и ниже;

    • проведения функционального зонирования  территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

    • организации и реорганизации  размещения производительных сил;

    • реализации инвестиционных целевых  программ развития отдельных территорий;

    • изменения структуры и базы налогообложения  в регионе;

    • ресурсосбережения, рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

    • обеспечения санитарной и экологической  безопасности;

    • разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

    • приватизации природных объектов. 
 

12. Государственный  учёт и регистрация  вредных воздействий  на окружающую  природную среду 

    Государственный статистический учет и отчетность в  области природопользования и охраны окружающей среды являются одним из источников экологически значимой информации. В соответствии со ст. 16 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»  

    -17- 

государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной

статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.

    Государственный статистический учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды ведется как Государственным комитетом РФ по статистике, так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

    Органам государственной статистики предоставляют  информацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица-природопользователи, так и специально уполномоченные государственные органы.

    Госкомстат  и его территориальные подразделения  ведут учет экологически значимой информации по ряду форм: № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»; № 3-ос отчет «О ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод»; № 4-ос «Отчет о текущих затратах на охрану природы»; № 12-лх «Отчет о лесозащите». Начиная с 1992 г. Госкомстат ведет учет по форме № 1-экофонд «Отчет о поступлении и расходовании экологического фонда».

    До 1994 г. Госкомстат вел форму учета  «О государственном контроле за охраной  окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов», которая содержала следующие данные: о деятельности контролирующих органов (в случаях залповых, аварийных и иных сбросов и выбросов загрязняющих веществ), причиненном ущербе, количестве обследованных предприятий, количестве привлеченных к административной ответственности должностных лиц и граждан, сумме штрафов, сокращении сбросов и выбросов загрязняющих веществ за счет приостановки работы предприятий, количестве привлеченных к уголовной ответственности должностных лиц, суммах, взысканных по предъявленным искам о нарушениях природоохранительного законодательства. В приложении к этой форме велись «Сведения о предприятиях и других хозяйственных объектах, приостановленных из-за нарушений природоохранительного законодательства».

Информация о работе Экологическое право