Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:18, реферат

Описание

Понятие «экологические права граждан» получило распространение в науке и практике для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.

Работа состоит из  1 файл

Понятие ЭПКСР2.docx

— 32.44 Кб (Скачать документ)

Понятие «экологические права граждан» получило распространение в науке  и практике для обозначения совокупности правовых возможностей  личности в  природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.

Раскрывая сущность понятия, Т.И. Макарова подчеркивает, что в широком смысле в теории и в законодательстве к экологическим правам относят  все права граждан и иных субъектов  в сфере «общество-природа»27.

Российский ученый М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические права на основные и иные права в области окружающей среды. К основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные права и права, закрепленные международно-правовыми документами по правам человека: право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.  К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др28.

Российские исследователи конституционных  прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более  полным и соответствующим форме  и сущности экологических прав будет  уточнение определения экологических  прав человека как установленных  государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни  и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды. Авторы подчеркивают также, что для реализации и эффективной защиты основных экологических прав чрезмерно важны и иные конституционные права, хотя не имеющие прямого отношения к обеспечению экологической безопасности, но тесно связанные с обеспечением их реализации: право на получение информации, касающееся его прав

и свобод, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на объединение для защиты своих интересов, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирования, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и

органы местного самоуправления, право  на судебную защиту прав и свобод29.

Иные исследователи не поддерживают идею столь широкого определения  экологических прав и разделяют  экологические права и права  природопользования30, подчеркивая, что  экологические права в отличие  от прав природопользования имеют внеэкономический характер и по этой причине включают в себя лишь некоторые виды прав общего природопользования, например, рекреационного31.

В свою очередь, поддерживая данную точку зрения и раскрывая понятие  экологических прав, М.В. Васильева  признает, что ядро экологических  прав составляет право на благоприятную окружающую среду32. По ее мнению, представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией головного конституционного права33.

Современные зарубежные исследователи  проблемы экологиче¬ских прав граждан (environmental rights) включают в круг этих прав право на экологическую информацию, право на участие в процессе принятия экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды34.

Следует признать, что в законодательстве Республики Беларусь понятие экологические  права граждан используется в  Указе Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования  законодательства Республики Беларусь», где в п. 38 определяются перспективы  развития законодательства в целях  обеспечения конституционных экологических  прав граждан. В иных нормативных правовых актах законодатель использует правовую терминологию Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и, в частности, правовое понятие «права граждан в области охраны окружающей среды», которое закреплено в ст. 12 названного Закона. В соответствии с указанной нормой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Следует подчеркнуть, что данные формулировки основаны на положениях ст. 34 и 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. 

Кроме того, в соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют иные права  в области охраны окружающей среды:

окружающая среда – как нематериальное благо39. Однако уникальность права на благоприятную окружающую среду по отношению к другим личным неимущественным правам, по нашему мнению, заключается в том, что оно, с одной стороны, характеризуется, как и другие личные права, нематериальностью содержания, неразрывной связью с личностью обладателя, неотъемлемостью от личности, а потому неотчуждаемостью любым способом40, а с другой стороны, посредством его реализации и защиты осуществляется  защита всеобщего (публичного) экологического интереса – охраны окружающей среды. 

Субъективное право на благоприятную  окружающую среду является многокомпонентным  и представляет собой законодательно обеспеченную возможность лица:

• существовать в благоприятной  окружающей среде;

• осуществлять право на благоприятную  окружающую среду своими собственными действиями;

• требовать от обязанных лиц  соблюдения норм права, способствующих поддержанию окружающей среды в  благоприятном для управомоченного лица состоянии;

• обратиться к соответствующим  государственным органам за защитой  права в случае его нарушения  либо угрозы нарушения права.

Субъектами права на благоприятную  окружающую среду признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Особенностью рассматриваемого права является его  экстерриториальность, т. е. любой гражданин  имеет возможность реализовать  свое право на всей территории республики  независимо от места его проживания и гражданства.

Объектом права на благоприятную  окружающую среду  является благоприятная  окружающая среда, состояние которой  согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» гарантирует  экологическую безопасность жизнедеятельности  человека, а также устойчивое функционирование экологических систем.

В литературе выделяют комплекс правовых критериев для определения состояния  окружающей среды как благоприятной  для человека:

• во-первых, незагрязненность окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве требованиям, нормативам, стандартам, характеризующим ее качество;

• во-вторых, неистощимость окружающей среды — соответствие состояния  окружающей среды установленным в законодательстве нормативам ресурсоемкости;

• в-третьих, способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять  видовое разнообразие41.

Таким образом, окружающая среда может  рассматриваться как благоприятная, если ее состояние соответствует  установленным в законодательстве об охране окружающей среды критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее незагрязненности, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Данные критерии, стандарты, нормативы  установлены законодательством  об охране окружающей среды. Так, согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь «Об  охране окружающей  среды» нормирование  в области охраны окружающей среды  заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области  охраны окружающей среды. С этих позиций  нарушение требований законодательства об охране окружающей среды является основанием для защиты права на благоприятную  окружающую среду. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об  охране окружающей среды» право граждан  на благоприятную окружающую среду  обеспечивается соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Иными словами, если законодательство не соблюдается, право не обеспечивается, и возникает  право на его защиту. Очевидно, что  признание за гражданами права требовать  устранения экологиче¬ских нарушений, с точки зрения защиты их права на благоприятную окружающую среду, создало бы дополнительные стимулы

к исполнению требований закона иными  субъектами. В то же время судебная практика в области защиты права  на благоприятную окружающую среду  в Республике Беларусь только начинает формироваться42.

Осуществление субъективного права  на благоприятную окружающую среду  возможно, на наш взгляд, только при  условии осо¬знания гражданином самого факта проживания в благоприятной среде или, наоборот, понимания того, что он проживает в неблаго¬приятной окружающей среде. Поскольку только в этом случае субъект может дать оценку соответствия своего субъективного права положениям права объективного и принять решение о необходимости использования способов защиты субъективного права, в случае его нарушения. Иной возможностью осуществления права на благоприятную окружающую среду является право требовать определенного поведения от обязанного лица. Обязанными лицами в исследуемой области выступают природопользователи, ведущие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Сущность обязанности этой категории субъектов заключается, в частности, в соблюдении требований экологического законодательства. К подобным требованиям в соответствии со ст. 21—28 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» относится соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; образования отходов производства; допустимых физических воздействий; допустимого изъятия природных ресурсов; допустимой антропогенной нагрузки и др.).

При этом нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  взаимосвязаны. Так, например, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ устанавливаются на уровне, при котором выбросы от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов  предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Соответственно превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ на отдельном предприятии может привести к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и причинить вред либо создать угрозу причинения вреда гражданину. В то же время соблюдение законодательства об охране окружающей среды не сводится к соблюдению одних только нормативов качества окружающей среды. Субъекты обязаны соблюдать комплекс требований, стандартов, обеспечивающих охрану окружающей среды, которые носят императивный характер, например,  санитарных и строительных норм и правил, положений земельного, водного, лесного и т. п. законодательства. 

Актуальным является вопрос о специфике  и способах защиты права на благоприятную окружающую среду43. Отнесение права на благоприятную окружающую среду к категории личных неимущественных, как было сказано ранее, позволяет использовать для защиты указанного права перечень способов защиты гражданских прав, определенный ст. 11 ГК. Исходя из специфики объекта, защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких способов, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; самозащита права и др. Указанные способы защиты права на благоприятную окружающую среду могут быть использованы отдельно и в совокупности.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющая право на благоприятную  окружающую среду, устанавливает также, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного нарушением этого  права. Тем самым придается значимость такому способу защиты, как возмещение вреда. Вместе с тем ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружаю¬щую среду*. В ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется, кроме этого, возможность компен¬сации морального вреда, причиненного гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду.

Информация о работе Экологическое право