Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:50, реферат

Описание

Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Экологическое права – это новая формулирующаяся отрасль российского права. Её становление и развитие напрямую связаны с возникновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившемся в двадцатом веке.
Цель моей работы определить предмет и объект экологического права, а также рассмотреть наиболее важные российские источники экологического права.

Содержание

Введение;
Предмет и объекты экологического права;
Система экологического права;
Понятие источников экологического права;
Основные источники экологического права:
1) Конституция РФ;
2) Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) Российское законодательство как источник экологического права.
6. Заключение;
7. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право, реферат..doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОТРА И ТУРИЗМА 
 
 
 
 

Реферат 

На тему: Экологическое право 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Выполнила студентка 1-го курса 

                              Факультета психологии

                              Бондарева Евгения

                              Проверила Верина Ольга  Васильевна 
 
 
 

МОСКВА 2010

    План:

  1. Введение;
  2. Предмет и объекты экологического права;
  3. Система экологического права;
  4. Понятие источников экологического права;
  5. Основные источники экологического права:

         1) Конституция РФ;

      2) Международные договоры РФ в области  природопользования и охраны окружающей среды;

      3) Российское законодательство как источник экологического права.

      6. Заключение;

      7. Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Экологическое права – это новая формулирующаяся отрасль российского права. Её становление и развитие напрямую связаны с возникновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившемся в двадцатом веке.

    Цель  моей работы определить предмет и  объект экологического права, а также рассмотреть наиболее важные российские источники экологического права.

    Указанные вопросы проанализированы на основе действующего законодательства Российской Федерации, специальной литературы по данной проблеме, а также опубликованной практики. 

Предмет и объекты экологического права. 

    Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. 

          Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы:

  • отраслевые (земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесо-охранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);
  • комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
 

     Под объектом «окружающая природная среда» понимают сочетание природы и окружающей человека среды. Под природой понимается природная среда в узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционного развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем. Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем.

     Природный объект можно определить как составную  часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Все объекты земной природы делятся на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объекты – особо охраняемые. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях – экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является  главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.

Система экологического права.

      В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную  и специальную части. Общая часть - положения, обслуживающие институты  особенной части. Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть - экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

     Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  • право собственности на природные объекты;
  • право природопользования;
  • государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность

     Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром
  • Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Понятие источников экологического права. 

      Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в  которых содержатся  общие правила поведения – нормы права. Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство.

      Источники экологического права должны отвечать следующим требованиям:

      1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

      2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативных актов.

      3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь форму, определенную законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ - постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В случае нарушения формы принятого нормативного акта он должен быть отменен.

      4. Наконец, для того, чтобы тот или иной документ стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, сели оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т.п. 

Основные  источники экологического права. 

Конституция Российской Федерации.

      Одной из групп, входящих в систему конституционных  основ, являются гуманитарные нормы. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. Так, например, ст. 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином закреплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

      Вторую  группу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

      Конституционные основы охраны окружающей среды включают также группу норм, определяющих компетенцию высших органов государственной власти. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; федеральную собственность, В том числе на природные ресурсы; установление основ федеральной и экологической политики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименования географических объектов. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

      Международные договоры РФ в области  природопользования и охраны окружающей среды.

      Российская  Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Соглашения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.

    Международные договоры, соглашения и конвенции  в области природопользования и  охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Информация о работе Экологическое право