Устав муниципального образования Ямальского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать статьи Устава муниципального образования Ямальский район.

Достижение поставленной цели потребовало решения ниже перечисленных задач:

- раскрыть понятие и дать характеристику муниципальных правовых актов;

- рассмотреть основные положения и вопросы, касающиеся разработки, принятия, регистрации Устава муниципального образования как правового символа самоорганизации и саморегулирования;

- дать характеристику муниципального образования Ямальский район;

- осуществить анализ основных положений Устава муниципального образования Ямальский район.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………6

1.1. Понятие и характеристика муниципальных правовых актов………...6

1.2. Устав муниципального образования как правовой символ самоорганизации и саморегулирования..………………………………………10

ГЛАВА 2. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН – ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ………………………………………………………………………….17

2.1. Характеристика муниципального образования Ямальский район…17

2.2. Анализ основных положений Устава муниципального образования Ямальский район………………………………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Устав муниципального образования - КУРСОВАЯ.doc

— 467.00 Кб (Скачать документ)
 

      Основным  нормативным актом муниципального уровня является устав муниципального образования. 

1.2. Устав муниципального образования как правовой символ самоорганизации и саморегулирования 

     Устав муниципального образования (города, муниципального района или сельского поселения) и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают на территории этого муниципального образования высшей юридической силой1.

     Устав — основной нормативно-правовой акт муниципального образования (города, муниципального района или сельского поселения). Это своеобразная «местная конституция», включающая в себя основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сообщества на началах самоуправления1.

     Устав — это правовой символ самоорганизации и саморегулирования, указывающий гражданам их роль в управлении на местах. Как акт учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям. Он регулирует широкий спектр вопросов жизни местного сообщества, связанных с решением вопросов местного значения2.

     Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой по сравнению с другими муниципальными правовыми актами, т.е. иные муниципальные правовые акты не должны ему противоречить.

     Устав муниципального образования обладает рядом особенностей:

  1. имеет особый субъект, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования;
  2. придает, являясь актом учредительного характера, юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества;
  3. регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества;
  4. обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом;
  5. является основой для дальнейшего нормотворчества;
  6. характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений;
  7. является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления;
  8. должен быть самодостаточным, т.е. должен включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения.

     Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

     Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. (далее Закон о местном самоуправлении 1995 г.), в отличие от нового Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (далее Закон о местном самоуправлении 2003 г.), предоставлял муниципалитетам возможность выбора способа принятия устава муниципального образования — либо населением на местном референдуме, либо представительным органом местного самоуправления.

     В связи с этим некоторые муниципальные  образования принимали свои уставы на основе непосредственного волеизъявления местных жителей. Например, Устав города Саратова был принят на городском референдуме 22 декабря 1996 г. в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением мэра города от 11 октября 1996 г. За принятие Устава проголосовали 79,8 % избирателей. Тем не менее большинство уставов муниципальных образований по Закону 1995 г. было принято именно представительными органами местного самоуправления — более 66 %1.

     Закон о местном самоуправлении 2003 г. изменил  процедуру принятия устава муниципального образования. Согласно закону проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию. При этом должны быть указаны порядок учета представительным органом муниципального образования предложений по проекту устава и порядок участия граждан в его обсуждении. Этим обеспечивается учет мнения местного населения при принятии основного нормативного акта муниципального образования.

     На  федеральном уровне устанавливается  необходимое число голосов депутатов  представительного органа муниципального образования, достаточное для принятия, изменения или дополнения устава муниципального образования (две трети голосов от установленной численности депутатов).

     Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает два основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования:

  1. противоречие его Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам), и законам субъекта РФ;
  2. нарушение установленного Федеральным законом о местном самоуправлении порядка принятия устава.

     В Законе о местном самоуправлении 1995 г. содержалось только одно —  первое — основание для отказа в государственной регистрации  устава муниципального образования1.

     Отказ в государственной регистрации, а также нарушение сроков регистрации могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Судебный порядок обжалования отказа в государственной регистрации устава муниципального образования служит защитой от необоснованных отказов в регистрации уставов и в более широком смысле гарантией от вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Жалобы на отказ в регистрации устава или изменений (дополнений) в него могут приносить граждане или органы местного самоуправления в суды общей юрисдикции.

     Условием  вступления в силу устава муниципального образования или изменений (дополнений) в него является публикация соответствующих нормативных актов в средствах массовой информации или доведение их до сведения населения муниципального образования иным способом. Сроки, порядок и другие условия опубликования (обнародования) таких нормативных актов определяются на местном уровне.

     Таким образом, устав муниципального образования после государственной регистрации подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) и вступает в силу только после его официального опубликования (обнародования).

     Конкретные  требования к содержанию устава изложены в ст. 44 базового Закона о местном самоуправлении 2003 г. и в ряде других его положений. Согласно этому Закону в уставе муниципального образования должны определяться:

  1. наименование, границы и состав территории муниципального образования;
  2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

     3) формы, порядок и гарантии участия  населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем формирования органов территориального общественного самоуправления;

     4) виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов;

  1. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов;
  2. виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок ее применения;

       7) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

     8) порядок внесения изменений и  дополнений в устав муниципального образования.

     Перечень  регулируемых в уставе муниципального образования вопросов не является исчерпывающим. Вместе с тем в некоторых уставах содержатся чрезмерно общие положения, недостаточно точные и конкретные для локальных норм, даже буквально воспроизводящие нормы федеральных законов. Требование соответствия уставов федеральному и региональному законодательству не должно приводить к дублированию норм этих правовых актов в уставах муниципальных образований, как это часто происходит в действительности.

     На  практике уставы городов разработаны  достаточно хорошо, а вот для сельских поселений и муниципальных районов  необходимы методические рекомендации по созданию устава. Для оказания помощи таким муниципальным образованиям разработаны типовые уставы, могущие послужить в качестве образца. Это поможет реализовать положения нового Федерального закона о местном самоуправлении, ведь каждое муниципальное образование разрабатывает свой устав самостоятельно1.

     На  основании изложенного в первой главе данной курсовой работы, можно  сделать следующий вывод.

     Население муниципальных образований непосредственно, а также органы и должностные  лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

      Основным  нормативным актом муниципального уровня является устав муниципального образования.

     Устав — основной нормативно-правовой акт муниципального образования (города, муниципального района или сельского поселения). Это своеобразная «местная конституция», включающая в себя основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сообщества на началах самоуправления.

     Устав — это правовой символ самоорганизации и саморегулирования, указывающий гражданам их роль в управлении на местах. Как акт учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям. Он регулирует широкий спектр вопросов жизни местного сообщества, связанных с решением вопросов местного значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН – ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ  

2.1. Характеристика муниципального  образования Ямальский  район 

      Муниципальное образование Ямальский район (далее - Ямальский район или район) входит в состав Ямало-Ненецкого автономного  округа (далее – автономный округ). Ямальский район является муниципальным образованием, наделенным законом автономного округа статусом муниципального района.

      Ямальский район основан в 1930 г. День Ямальского района отмечается 10 декабря.

      В соответствии с законом автономного округа  административным центром  Ямальского района   является с. Яр-Сале. В с. Яр-Сале располагаются и действуют органы местного самоуправления Ямальского района, территориальные органы государственной власти.

      Территорию  Ямальского района составляют исторически сложившиеся земли  сельских поселений,  включающие земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли, необходимые для развития Ямальского района, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, независимо от форм собственности и целевого назначения, водные и иные объекты в соответствии с Федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

      В состав территории Ямальского района входят территории муниципальных образований, наделенные  законом автономного округа статусом сельских поселений:

      - село Салемал с административным центром село Салемал;

      - село Панаевск с административным центром село Панаевск;

      - Яр-Салинское с входящими в его состав населёнными пунктами посёлок Сюнай-Сале, село Яр-Сале, с административным центром село Яр-Сале;

Информация о работе Устав муниципального образования Ямальского района