Способы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные в первую очередь с инициированием данных мероприятий населением. На примере конкретных правовых актов рассматривается порядок организации и проведения форм непосредственного управления граждан, а также приводятся выводы по улучшению данного порядка.
Целью данной работы является анализ порядка организации и проведения форм непосредственного управления граждан.

Работа состоит из  1 файл

Диплом целый.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Подготовленный проект нормативного акта должен быть обязательно рассмотрен должностным лицом или органом муниципального образования, к компетенции которых относится принятие таких актов. Из анализа ст.26 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» можно заметить, что правотворческая инициатива может быть выдвинута не только в представительный орган местного самоуправления, но и в другие органы, правомочные принимать нормативные документы, что говорит о наличии общественных черт в реализации муниципального управления. Так согласно Положению о реализации правотворческой инициативы в Пермском муниципальном районе Пермского края проекты нормативных муниципальных актов могут быть внесены: 1. Главе муниципального образования; 2. Земское собрание Пермского муниципального района; 3. Должностным лицам Пермского муниципального района, в соответствии с их компетенцией.

Также в  положении «О реализации правотворческой  инициативы в Пермском муниципальном  районе» содержится перечень документов необходимых для внесения проекта  нормативного муниципального акта. В данный перечень входят следующие документы: 1. проект муниципального правового акта, соответствующий требованиям пунктов 4.1, 4.2 настоящего Положения; 2.пояснительная записка, содержащая предмет регулирования, обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, изложение концепции, общую характеристику структуры проекта муниципального правового акта, комментарии к главам, разделам проекта муниципального правового акта; 3.финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета). Финансово-экономическое обоснование представляет собой расчет средств, которые необходимо предусмотреть в местном бюджете на реализацию вносимого проекта муниципального правового акта; 4.протокол собрания, на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы; 5.список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефона членов группы; 6.сопроводительное письмо инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя(ей) инициативной группы граждан.36

В случае если внесенный проект не соответствует  требованиям положения, данный проект может быть возвращен инициативной группе с указанием оснований возврата. При этом возврат проекта муниципального нормативного акта не является препятствие для повторного внесения данного проекта. В случае если проект муниципального нормативного акта внесен должностному лицу или в орган, в компетенцию которых не входит принятие таких актов, они обязаны в течении 7 дней направит весь комплект документов направить в орган или должностному лицу, обладающим такой компетенцией.

Срок рассмотрения равен 3 месяцам со дня внесения проекта нормативного акта. В случае если проект рассматривается представительным органом муниципального образования, он должен быть рассмотрен на открытом заседании. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.37 Для этого орган или должностное лицо, в который внесен проект муниципального правового акта, должен за десять дней до рассмотрения данного проекта в письменной форме уведомляет уполномоченного представителя (ей) инициативной группы граждан о месте, дате и времени рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает возможность изложения позиции инициативной группы при рассмотрении указанного проекта.38

Результатом рассмотрения проекта нормативного акта является мотивированное решение, т.е. оно должно быть обосновано, а также должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. Хотелось бы отметить, что данное решение уже не подлежит обязательному официальному опубликованию, как это делалось в вышеупомянутых формах прямого волеизъявления.

В законе также  упомянута такая форма непосредственного  управления граждан на муниципальном  уровне как обращение граждан в органы местного самоуправления. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения закреплено в ст.33 Конституции РФ. Данная форма наряду с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регламентируется ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также региональным законодательством и муниципальными правовыми актами. Согласно ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения граждан могут быть в виде предложения, заявления или жалобы. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.39 По своей сути предложение это реализация права гражданина на участие в управлении страной и ведении государственных дел. На муниципальном уровне данное определение сужается до рекомендаций гражданина по совершенствованию законов и нормативных актов, деятельности органов местного самоуправления. Таким образом муниципальные правовые акты конкретизируют федеральное законодательство в части реализации этого права на уровне местного самоуправления.

Другой вид обращения граждан  представляет собой заявление. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.40 Данное обращение может быть по своей сути позитивным или негативным. Позитивное направлено на содействие гражданину в реализации конституционных прав и свобод, а негативное на сообщение о нарушении законов и других нормативных актов или недостатках в работе органов или должностных лиц. В конечном же результате все заявления будут преследовать позитивную цель, улучшение организации и работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Иной вид, жалоба, это просьба  гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.41 С помощью данного обращение гражданин защищает свои права и интересы, а также восстанавливает уже нарушенные права.

На муниципальном уровне данное право рассматривается как форма непосредственного управления граждан и регламентируется муниципальными правовыми актами. Во многих муниципальных образованиях Пермского края обращения граждан в органы местного самоуправления регламентируется положениями об обращении граждан. Рассмотрим порядок обращения граждан согласно муниципальным правовым актам.

Итак правом обращения в органы местного самоуправления обладают граждане Российской федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства если иное не предусмотрено законодательством РФ и международными договорами. Граждане могут обращаться как лично, так и через представителя, от имени несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе обращаться их законные представители. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, а также в иные муниципальные организации, при этом ни органы местного самоуправления, ни муниципальные организации не вправе лишать граждан права на обращение или ограничивать его.

Муниципальные правовые акты закрепляют принципы работы с обращениями граждан, такие как защита прав и свобод человека и гражданина, законность, демократичность, доступность, обязательность рассмотрения обращений, своевременность, объективность и полнота рассмотрения обращений, равенство граждан при рассмотрении их обращений, обязательность ответов на обращения граждан, бесплатность.

Обращение может быть как устным так и письменным. К письменным обращения существуют определенные требования, которые изложены ст.7 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно данной статье в письменном обращении обязательно должно быть указано следующее: орган местного самоуправления в который направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество должностного лица которому оно адресовано, либо его должность; фамилия, имя, отчество лица, обращающегося, а также почтовый адрес, по которому должен будет направлен ответ, либо данные о перенаправлении обращения. Также к письменному обращению могут прилагаться иные документы и материалы, подтверждающее доводы лица Что касается устных заявлений, то они принимаются в порядке личного приема граждан. Информация о времени и месте личного приема граждан должна быть доведена до граждан путем опубликования её в средствах массовой информации, размещении в помещении администрации или в других общедоступных местах. При личном приеме гражданин предъявляет документ удостоверяющий личность. Устное обращение заносится в карточку личного приема граждан, ответ на такие обращения в некоторых случаях с согласия гражданина может быть дан устно, а именно если в случаях если факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.

Письменные обращения направляются в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение таких вопросов. В случае если орган не уполномочен в рассмотрении обращения, он обязан в пятидневный срок перенаправить обращение и сообщить об этом лицу подавшему заявление, жалобу или предложение. Общий срок рассмотрения обращения граждан равен 30 суткам, но орган или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения на 30 суток, уведомив об этом гражданина, направившего обращение.

Все письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течении 3 дней со дня поступления данного  обращения.

После рассмотрения поступившего обращения орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу вопросов указанных в обращении.

Как мне кажется данная форма  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления в  большей степени выполняет правозащитную функцию. Так например Н.А. Ямпольская разделяла правозащитные действия на три разновидности, каждой из которых соответствовал свой вид обращения: профилактические действия (цель их не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения; сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - заявления и письма-сигналы; защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы.42

2.3 Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Как видно из определения общественное самоуправление осуществляется в пределах определенной территории, части муниципального образования. такой территорией может быть микрорайон, жилой комплекс, улица, квартал, двор или дом. Существуют требования к территории на которой будет осуществлять общественное самоуправление: её границы не должны выходить за пределы муниципального образования, а также она должна составлять единую территорию.

Правом на участие в территориальном  общественном самоуправлении обладают граждане РФ постоянно или преимущественно  проживающие на территории, в пределах которой осуществляется такое управление. Возрастной барьер в данной форме непосредственного управления населения понижен до 16 лет.

В положении «О территориальном общественном самоуправлении в г. Перми» закреплены принципы осуществления данного управления. Это принципы законности; гласности и учета общественного мнения, учета и реализации воли населения; соблюдения прав и законных интересов жителей; самостоятельности и ответственности в осуществлении общественных инициатив; свободного волеизъявления жителей; выборности и подотчетности жителям органов территориального общественного самоуправления; сочетания интересов населения части города с интересами населения всего города; свободы выбора организационных форм и структуры территориального общественного самоуправления; единства общественных начал и профессионализма в работе органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления; участия населения и их объединений в выработке и реализации решений, рекомендаций, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории; гарантий и содействия со стороны органов городского самоуправления в осуществлении территориального общественного самоуправления.43

Создание территориального общественного  самоуправления происходит по инициативе граждан. Инициативная группа должна состоять не менее чем из 5 жителей, достигших шестнадцатилетнего возраста. Инициативная группа обращается к главе местной администрации с заявлением о намерении создать территориальное местное самоуправление. Также вместе с заявлением инициативная группа предоставляет список инициативной группы с указанием даты рождения, паспортных данных и места жительства каждого из участников инициативной группы, указание на уполномоченного из состава инициативной группы на представление интересов инициативной группы в органах городского самоуправления города Перми по созданию территориального общественного самоуправления, письменное решение участников инициативной группы, подтверждающее инициативу создания территориального общественного самоуправления на соответствующей территории, план-схему территории с описанием границ, в которых предполагается создание и осуществление территориального общественного самоуправления, собранные в подписных листах подписи граждан, составляющих не менее 5% от общего числа жителей соответствующей территории.

Глава местной администрации  рассматривает заявление в течении 10 дней и принимает по нему одно из следующих решений: 1.постановление о создании территориального общественного самоуправления. Вместе с постановлением о создании территориального общественного самоуправления глава администрации предоставляет инициативной группе информацию о жителях данной территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. При численности жителей более 300 человек информация доводится инициативной группой по каждому дому, улице, в частном секторе - отдельно.44

2. Отказ в создании территориального  общественного самоуправления. Основаниями для отказа в создании территориального общественного самоуправления являются: наличие в заявленных границах действующего аналогичного территориального общественного самоуправления или другой инициативной группы по созданию (учреждению) территориального общественного самоуправления, срок полномочий которой не истек; заявленные границы территориального общественного самоуправления пересекают границы аналогичного территориального общественного самоуправления; иные случаи нарушения законодательства Российской Федерации, регионального законодательства или нормативных правовых актов муниципального образования. В случае несогласия с отказом в создании территориального общественного самоуправления инициативная группа может обжаловать данное решение в суде.

3. Предложение по изменению границ  территориального общественного  самоуправления. В случае несогласия  с границами территории глава  администрации в течении 1 месяца  направляет инициативной группе мотивированное предложение по изменению заявленных границ территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Способы местного самоуправления